Значение распространения плодов и семян.




Тема урока: Распространение плодов и семян

Цель: Создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.

Задачи:

- способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;

- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;

- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.

Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Ход урока:

Повторение

- Но сначала давайте вспомним…

-- Что такое природа?

- Какая бывает природа?

-Что относится к неживой природе? К живой?

-Какие бывают растения?

- Что такое плод?

- Какие плоды вам известны?

- Какие сказки связаны с растениями и их плодами?

Плод боб - «Принцесса на горошине» Г.Х. Андерсен, «Боб, соломина и уголек» братьев Грим, «Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка.

Плод зерновка – «Мужик и медведь» русская народная сказка (рожь), «Конек - Горбунок», П. Ершов (пшеница).

Плод стручок – «Мужик и медведь» русская народная сказка (репа)

Плод тыквина – «Золушка» Ш. Перро (тыква)

Плод костянка – «Приключения Чиполлино» Дж. Родарри (вишня)

- Молодцы, ребята. Я была уверена, что вы знаете очень много сказок. Вы справились с заданием.

Целеполагание и мотивация.

Отгадайте загадку

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок ДУБ

Послушаем сказку

Николая Осипова «О жадном дубе».

«На опушке рос дуб — хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверушек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

- Почему же дуб не дождался смены?»

Это, конечно, сказка. Но она верно объясняет, для чего семенам нужно бродяжничать. И как важно этим непоседам иметь друзей, которые помогали бы им переселяться на новые места. А поскольку у друзей свои привычки и повадки, растениям приходится к ним приспосабливаться. Многие растения «придумали» для этого своим семенам разные хитрые устройства и приманки.

И стали семена не простыми семенами, а плодами.

Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых

растений.

Задание

Учитель из слогов предлагает собрать слово «путешественники».

- Кто такие путешественники?

- Как и на чём можно путешествовать?

- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.

- Подумайте, кто бы это мог быть? (выставляет на стол каждой группы коробочки).

- Давайте откроем коробочки и посмотрим, что там лежит. Достаньте из коробочки семена и положите их перед собой. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.

- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Давайте попробуем определить, как именно.

Изучение новой темы

1) Введение.

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить, сформулируйте тему.

Объявляется тема урока: «Распространение плодов и семян».

- Как вы думаете, за счет чего может переселяться растение, если оно лишено возможности передвигаться?

- Какую цель поставим себе на урок?

- Выяснить, какими способами могут распространяться плоды и семена, какие у них есть для этого приспособления.

Значение распространения плодов и семян.

Распространение семян – необходимое условие для существования и процветания растений.

В процессе эволюции у плодов и семян возникло много приспособлений для распространения ветром, водой, животными, человеком, саморазбрасыванием.

- Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?

- Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием).

Задание: Каждая группа получает информационный лист, который поможет вам исследовать вопрос об определённом способе распространения семян.

Постановка проблемы: Выяснить, как приспособились растения к определённому способу распространения семян?

Заполнение таблицы:

Способ распространения Названия растений Приспособления
    Ветром      

 

Ветром

Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле

Парашютики, крылатки лёгкие

Водой

Осока, ива, ольха, кокосовая пальма

Имеют воздушные полости лёгкие, плавучие

Животными и человеком

Дуб

Белки, мыши

Череда, лопух, чертополох

Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин

Самораспространение

(саморазбрасывание)

Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец»

Воздушные полости, яркая окраска.

Растрескивание плодов, слизистая масса



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: