При овладении техникой игры главная задача - усвоение общей структуры приемов в целом. Одновременно уделяют внимание точности выполняемых движений, а также развитию меткости, связанной с попаданием в цель. Изучают ограниченное число приемов; используется целостный метод обучения с применением большого числа подводящих упражнений. Особенно важно развить непринужденность владения мячом. Здесь помогают специальные упражнения в жонглировании мячами разного размера и веса в сочетании с работой ног.
Одновременно самое серьезное внимание уделяют развитию способностей, связанных с тактическим мышлением, а также обучению индивидуальным тактическим действиям, относящимся к изученным техническим приемам. Главное здесь - строгая последователь ость и системность в обучении технико-тактическим приемам с преимущественным использованием игрового и соревновательного методов, системы подводящих упражнений и широкого арсенала подготовительных игр.
В процессе развития тактического мышления и овладения коллективными взаимодействиями решаются следующие задачи:
1. Овладение теоретическими основами тактических действий.
2. Совершенствование тактического мышления и развитие творческих способностей.
3. Овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями.
4. Развитие умения изменять общепринятые варианты действия применительно к возможностям отдельных игроков и команды в целом.
Особенно важна на каждой стадии последовательность постановки педагогических задач, необходимо чтобы, прежде всего:
· освоили исходное положение, из которого выполняются движения;
· знали, какие части тела принимают участие в этих движениях, и каковы их направления, амплитуда, согласованность во времени и в пространстве;
|
· выполняли движение по оптимальным амплитудам в удобном темпе;
· сохраняли точную структуру движения и освоили его детали;
· приступили к совершенствованию движений.
При освоении тактики игры ставят цели:
· научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с другими игроками в зависимости от обстановки;
· научить умению создавать наиболее выгодные ситуации для другого игрока, позволяющие ему действовать более эффективно.
Техника владения мячом:
1. Ловля мяча - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия.
2. Передача мяча - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, самый главный элемент в игре разыгрывающего защитника. Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.
3. Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент для стабильного контроля над ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.
Все броски в баскетболе можно классифицировать по следующим категориям:
1. Задействование рук при броске
· бросок двумя руками (сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание)
· бросок одной рукой (сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание)
2. Взаимодействие со щитом
· возможность отскока (бросок с вращением без отскока от щита, бросок с отскоком от щита)
|
· направление к щиту (прямолинейный по отношению к щиту бросок, бросок под углом к щиту, параллельный бросок)
3. Позиция и передвижение игрока
· характер движения игрока (бросок с места, бросок в движении, бросок в прыжке)
· расстояние до кольца (дальний бросок - трехочковый, средний бросок, близкий бросок (из под щита, сверху)).
Организация и проведение соревнований
Соревнования по баскетболу являются продолжением учебно-тренировочной работы и очень важным ее разделом. Они отражают трудоемкую работу спортсменов и наглядно демонстрируют уровень их подготовленности. В соревнованиях у игроков воспитывается дисциплинированность, организованность, умение владеть собой и подчинять свои личные интересы интересам команды, чувство ответственности перед коллективом.
Успех соревнований во многом зависит от подготовки к ним. Вся подготовительная работа проводится в три этапа:
· разработка документации;
· подготовка мест соревнований;
· работа с участниками.
Положение о соревнованиях должно четко и кратко определить следующие позиции:
· Цели и задачи.
· Место и сроки проведения.
· Участники соревнований. -Условия проведения соревнований. -Условия подачи протестов и порядок их рассмотрения.
· Награждение команд и участников. -Условия приема команд.
· Формы и сроки предоставления заявок и перезаявок, порядок оформления команд и участников.
· Место и время жеребьевки.
· Особые условия: наличие высокорослых игроков в составах команд, требование применять определенную систему защиты (личную), сдача контрольных нормативов для допуска к соревнованиям и т. д.
При составлении сметы указываются:
· наименование соревнований;
· сроки и место проведения;
· количество судей;
· количество участников, в том числе иногородних, подсчитываются расходы на их размещение, питание, проезд;
· расходы на аренду помещений;
· расходы на художественное оформление мест соревнований;
· транспортные расходы;
· канцелярские расходы;
· расходы по оплате обслуживающего персонала (рабочих, врачей).