Теперь более подробно будем рассматривать социально-психологические механизмы поведения личности. Т.е. последовательность, продуманность тех вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительное.
Центральным звеном в причинной цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности – естественные, материальные, духовные. Через призму потребности воспринимается лицом любая внешняя ситуация, в которой оно оказалось. По мере того, как потребности осознаются, признаются лицом, они становятся интересами. Устойчивые интересы превращаются в стремления. Все они в сочетании дают нам основу для формирования мотива. Естественно мотив получает определенную эмоциональную окраску, с т.з. того, что у человека есть чувства радости, раздражения, агрессивные проявления и т.д. Формирование мотива, внутреннего побуждения к действию, желание, которое определяется потребностями, дает основание для дальнейшего развития социально-психологического механизма. Мотивационная сфера лиц, которые совершают преступления в целом обычно отличатся от мотивационной сферы лиц, которые не склонны к совершению преступления. Но это не значит, что изначально сформированный мотив сразу должен быть криминогенным, антисоциальным. Он может быть иметь вполне социальную направленность, быть вполне оправданным, как и у любого другого человека, который не склонен к совершению преступления. Но если мы будем говорить об особенностях мотивационной сферы лиц, совершающих преступления, то этим выступает:
¾ Антисоциальность мотивов – рассогласованность этой мотивации с общей направленностью, общим движением общества в целом, социума.
|
¾ Преобладание материальных и естественных потребностей над духовными. Как правило мотивационная сфера лиц, склонных к совершению преступления, лежит именно в этой части- в естественных и материальных потребностях. Удовлетворение потребностей материального плана как правило являются доминирующими. Если мы будем вести речь о должностных преступлениях, то в этой ситуации мотивационная сфера характеризуется доминированием побуждений, а не долга. Т.е. чувство долга у таких лиц достаточно низко стоит в иерархии мотиваций. А вот побуждение, это то, что ими управляет.
¾ Господство побуждений, мотивов с ближайшими целями, а не с более важными, но при этом более отдаленными жизненными перспективами. Т.е. хочу сейчас здесь и сегодня, а что будет дальше, не задумываюсь. В то время, как лица, у которых нет антисоциальной направленности обычно все-таки стараются задумываться не только над тем, что будет сегодня и завтра, но и послезавтра, через неделю, а еще лучше пару лет
¾ Низкий уровень побуждений, который является доминирующим для данных лиц, в системе социальных ценностей общества.
Вслед за мотивом формируется цель, как видимый, желаемый результат определенного деяния. Цель – важнейшая характеристика любого человеческого поступка. Если помним, на общей части УП, когда вопрос о субъективной стороне вставал, обычно говорили – да цель является обязательным признаком только для отдельных составов преступления, но цель в данном случае нужно отличать от цели как характеристики любого человеческого поступка. Потому что все действия, которые мы совершаем, мы совершаем с определенной целью. Другое дело имеет эта цель уголовно-правовое значение или нет. Так вот в данном случае, как раз упор на цель делается именно как на составляющую любого человеческого поступка. Бесцельные действия не совершаются. Психология очень часто отмечают это в качестве центральной генеральной идеи. Например, в работе немецкого психолога Адлера «Практика и теория индивидуальной психологии» есть такая фраза – «Если посмотреть повнимательней, то вы обнаружите закономерность, которая пронизывает проявление любого душевого события - мы не способны ни думать, ни чувствовать, ни желать, ни действовать не имея перед собой цели». Это абсолютно верно.
|
Формирование цели осуществляется под действием трех фактов:
ü Мотив, который был сформирован ранее.
ü Жизненная установка личности – т.е. общей направленности социальной или антисоциальной направленности личности. Есть потребности, интересы и стремления, которые лежат в материальной области. Хочется достичь определенного уровня благосостояния. Жизненная установка личности такова, что она носит некий пограничный характер. В принципе иди на улицу и грабить всех подряд, чтобы получить желаемое, наверное, он не готов, но в принципе он допускает, что получение такого результата, к которому он стремится, может быть осуществлено и способами, которые в какой-то степени обходят закон. Вот жизненная установка, которая позволяет сформулировать конкретную цель.
ü Образ конкретной ситуации, в которой происходит событие. Есть у него в принципе такая возможность? В связи с чем, у него возникла ситуация, в которой он вообще задумался о необходимости или возможности реализации этой самой своей мотивации?
|
Под воздействием этих составляющих формируется цель как образ результата будущего действия лица, как мысленное предвосхищение того, что получится.
Дальше выбираются средства, для достижения цели. Несмотря на то, что мотив и цель имеют определенное пограничное содержание. Т.е. достижение определенного уровня благосостояния, цель получить в ближайшие конкретные сроки, например, получить в ближайшие два месяца уровень благосостояния в три или пять раз выше, чем у него есть сейчас. Тем не менее ничего преступного пока не происходит. Любой нормальный человек может задаться целью увеличить уровень благосостояния в разы, в кратчайший период времени, поставить себе сроки. А вот дальше возникает выбор средства. Сначала выбирается средство реализации этой цели, а потом, если средство реализации носит преступный характер, то тогда выбирается средство совершения преступления. На этом этапе перед выбором средства совершения преступления, лицо начинает соотносить при выборе вариантов поведения свои установки, потребности, интересы с некими элементами внешней среды – с теми идеями, представлениями, установками, которые есть у его близких, в его окружении, у родственников, у лиц, с кем он часто и тесно общается. На сколько посмотрят на него правильно или неправильно, если он выберет такой способ достижения своей цели. Дальше он соотносит это с теми последствиями, которые могут быть. Да, обогатиться в 2 раза быстрее или в 3 раза быстрее можно преступным путем. А какие будут последствия? Если например приобрести можно будет в результате совершения преступления 300 тысяч рублей, а штраф будет 5 млн рублей, то выбор такого преступного варианта поведения его это не очень устроит. А если это еще и штраф как дополнительный вид наказания, к основному в виде лишения свободы лет на 5, то наверное оно того не стоит. Выбор преступного варианта поведения исключается. Если он видит наоборот, что преступный способ принесет ему доход в 20 млн рублей, а максимум штраф грозит в размере 1 млн рублей, то в данном случае соотнесение будет в пользу совершения преступления.
Далее, выбираются средства достижения цели с точки зрения четырех компонентов, которые в этом механизме участвуют.
1. эффективность средства для достижения цели. Поставил он перед собой цель в 3 раза увеличить свое благосостояние за 2 месяца. И думает, завтра в переулке с пистолетом кого-нибудь встретить, желательно человека несущего большую сумму денег, кассира, или использовать те варианты, которые у него есть. Работает кассиром в киоске, и может каждый день незаметно из кассы тащить по 10 рублей. Но он навряд ли достигнет такой цели, которую он перед собой поставил. Поэтому такой вариант его мало устраивает.
2. Собственные возможности, навыки, умения, опыт, возможность соучастников. Если он до этого никогда не совершал вымогательства, сопряженного с похищением человека, но при этом совершал квартирные кражи, и очень не плохо совершал их. Или хорошо знает, что у него сосед специализируется на квартирных кражах – уже два раза сидел за них. Поэтому вскрыть замок любой сложности ему ничего не стоит. А он с этим соседом уже несколько выпивал, и даже намекал на то, чтобы придумать что-нибудь совместное. И вроде сосед был не против. Вот и выбор варианта склоняется к тому, что ему более привычно, удобнее, понятнее и безопаснее. Поэтому следующий критерия – относительная безопасность для преступника.
3. Относительная безопасность для преступника. Вломиться одному в банк, где можно безусловно получить деньги, которые он себе наметил в качестве цели. Но там охрана, может приехать полиция, его могут застрелить. А если квартирная кража, то если хорошо отследить, то там никого и не будет. А если квартиру хорошую подобрать, то и результат будет пусть не такой как в банке, но достаточно значительный для того, чтобы цель была достигнута.
4. Привычность в силу стереотипа поведения. Если человек сам по себе не конфликтный, не агрессивный, не привык решать силовыми методами все свои проблемы, то и выбор варианта преступного поведения для него будет не насильственного характера. Если же наоборот, для него способ проявления агрессии – это единственный способ решения конфликтов, то агрессивные способы и будут избираться.
Т.о. получилась следующая схема. Мотив – как центральная составляющая, которая основывается на потребностях и интересах. Дальше цель, которая сформировалась на основе мотива. Дальше выбор средства совершения преступления и принятие окончательного решения о совершении преступления. После того как средство мы выбрали, принимается решение о совершении преступления. Когда принимается решение о совершении преступления и выбирается вариант реализации, т.е. выбираются средства, то средства могут быть выбраны в трех вариантах:
ü Действия вопреки социальным институтам. Насильственные действия, совершение хищений и т.д.
ü Средства, которые позволяют действовать в обход социальных институтов: обманные действия, уклонение от уплаты платежей, алиментов, налогов и т.д.
ü Действие с использованием социальных институтов в своих целях – злоупотребление своими полномочиями, взяточничество. Тогда, когда лицо использует ситуацию, использует свои возможности в этой ситуации для того, чтобы достичь своей цели преступными способами.
Существенным элементом механизма поведения является воля. Она действует на этапе совершения поступка, реализации принятого решения и на этапе самого принятия решения.
Воля – сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, которые требуют преодоления внешних и внутренних трудностей.
Без волевого элемента все механизмы, составляющие этого механизма могут и не сработать, преступление может быть и не совершено. Волевые проявления заключаются в целеустремленности личности, решительности, настойчивости, выдержке. Т.е. на сколько человек способен это механизм им разработанный, довести до логического завершения, до его реализации в виде совершения поступка. В данном случае речь идет именно о совершении преступления. Фактическая реализация того решения, которое было принято, может отличаться от изначальной модели, которая была сформирована лицом на предыдущих этапах. Это может быть связано с особенностями ситуации, с особенностями психологическими данного лица. Когда мотивация не достаточно сильна, и в результате этого при малейших трудностях на этапе достижения этой цели, на этапе реализации принятого решения, лицо от данного решения отказывается. Пришел совершать квартирную кражу, начал вскрывать замок, а тут одни соседи вышли и посмотрели странным взглядом, потом из лифта еще одни соседи вышли, потом его начинает трясти от любого движения лифта, и он решает, все, не судьба, и уходит. Хотя никаких объективных обстоятельств, которые бы не позволили бы ему совершить преступление, пока еще не имело место. И другая обратная ситуация. Когда, например, хищение было задумано как тайное, или как открытое, но ненасильственное, а поведение потерпевшего, который внезапно появился, или начал оказывать сопротивление, привело к тому, что лицо решает, что оно желает добиться поставленной цели, и именно здесь и сейчас. И действия, которые начинались как кража или грабеж, превращаются в разбой с применением насилия, опасного для жизни и здоровья и т.д. Здесь волевая составляющая существенную роль играет. Насколько лицо стремится реализовать решение, которое было им принято.
Правильная оценка преступного деяния всегда требует исследования того, как фактически выглядел процесс порождения преступного поведения, на каждом из выделенных этапов. Под влиянием чего сформировалась мотивация, под влиянием чего было принято соответствующее решение. Почему реализация этого решения отличалась от модели идеального результата, которое лицо себе нарисовало. Уже говорилось, что мотивы и цели могут быть не просто нейтральными, а социально полезными. Но способ реализации этих мотивов и целей выбирается противоправный. Например, мотивация может быть связана с тем, что человек устал жить в состоянии постоянного страха в связи с тем, что вторая половина или родственник систематически оскорбляет, избивает, унижает и т.д. Желание избавиться от этого социально-полезная мотивация. Цель он ставит себе – достичь ситуации, в которой он будет находиться в безопасности, в которой ему ничего не будет угрожать. А способ реализации он выбирает не правовой. Не пойти в правоохранительные органы, и рассказать, что его обижают, а решает разобраться с обидчиком самостоятельно. Не правовой способ, средство совершения, и принятое решение отличается от совершенно социально позитивного мотива и цели.
Про посткриминальное поведение мы уже поговорили, о том, что оно имеет существенного значение с т.з. того, как лицо оценивает результат, полученный им от совершения преступления. Какие его эмоциольнальные переживания, субъективные ощущения от реализованного решения, и насколько они соотносятся с общей направленностью его личности – асоциальной или наоборот социально позитивной.