Причины и условия совершения конкретного П.
Социально-психологический механизм индивидуального преступного поведения.
Конкретная жизненная ситуация и ее роль в механизме совершения П, понятие криминогенной ситуации.
4. Роль потерпевшего в механизме совершения П. Виктимология и ее основные понятия.
Причины и условия совершения конкретного П.
Когда мы говорили о причинах и условия преступности в целом, то отмечали, что причины преступности обусловлены противоречиями социальной среды, противоречиями, которые возникают в обществе. Если мы говорим о конкретном преступном поведении, то причины и условия конкретного П в большей степени подвержены влиянию окружения человека и той микросреды, в которой он формируется как личность. И сама микросреда оказывает воздействие, и она же оказывается объектом воздействия со стороны личности, которая формируется.
Если у нас то ближайшее окружение, в рамках которого осуществляется социализация лица, является позитивно направленным, то влияние, которое будет происходить, будет тоже позитивно направленным. Если же влияние микросреды оказывается негативным, потому что сама по себе эта микросреда асоциальна, то и влияние сформировавшейся в этих условиях личности и на саму эту микросреду, и на общество в целом будет негативным.
Процесс формирования личности всегда противоречив и может двигаться в двух направлениях:
- позитивное направление, когда естественная рассогласованность меду личностью и средой.
У нас у каждого есть свои представления, потребности, характеристики внутренней личности. Если речь идет о позитивном направлении воздействия, то эта рассогласованность между личностью и средой, она уменьшаются, сходит на нет или принимает такую форму, которая не мешается социально активному поведению.
|
Да, я такой эмоциональный, но научился себя сдерживать, потому что понимаю, что могу найти другой способ выброса эмоций: пошел в спорт-бар, поболел за команду, покричал там, все свои эмоции выплеснул, прихожу на работу нормальный. Да, я понимаю, что волевые характеристики недостаточно развитые, можно развивать, можно компенсировать другим, тем самым среда, в которой лицо, воспитывается, формируется, помогает, рано или поздно эти характеристики учатся жить вместе, вместе со средой, тогда это позитивное направление.
- негативное направление – тогда, когда несоответствие между свойствами и характеристиками личности и требованиями окружающей действительности не находят точек соприкосновения. Тогда они становятся более яркопроявляемыми, на каком-то этапе невозможно примирение человека с окружающей действительностью. Субъект не способен адаптироваться в той среде, в которой он живет, работает, а эта неспособность на каком-то этапе отбивает желание адаптацию осуществлять.
Не нашел вовремя тех способов, которые позволили бы специфические черты, свойства и характеристики отразить, снивелировать, привести в правильное русло. Раз с работы выгнали, потому что он там прыгал, стучал кулаком по столу на корректное замечание начальника, дверью пару раз хлопнул, вот такой эмоциональный, принимайте меня таким, зато я умный и афигенный, как специалист прекрасный. Может быть, но как человек – работать невозможно. Раз уволили через месяц, два уволили через месяц, на третий раз сделал вывод, что раз меня увольняют, то не надо подстраиваться, значит я не способен подстроиться, продолжается разведение общества, социума и характеристик личности.
|
Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то первым источником является сама личность со своими характеристиками.
Во-вторых, это микросреда, т.е. малые социальные группы.
В третьих – это макросреда, т.е. общество в целом.
Макросреда оказывает определенное влияние, через СМИ, через систему ценностей, политическое, духовное воздействие, посредством демонстрации общей направленности того, куда движется общество, но в большей степени влияние оказывает именно микросреда (семья, школа, друзья, товарищи), там, где личность непосредственно формируется.
Относительная самостоятельность малой социальной предопределяет то, что в ней формируются некие нормы, правила, стереотипы поведения, которые далеко не всегда совпадают с общественными вариантами поведения, с теми, которые являются социально одобряемыми, санкционируемыми государством. Это не означает, что такие нормы, принципы и правила, формирующиеся в малых социальных группах, всегда являются противоправными, всегда доходят до П, нет, иногда они являются нейтральными, потому что касаются только профессиональных, межличностных аспектов взаимодействия.
Традиции семьи, например. По большому счету обществу все равно, в каком порядке и с какой очередность, кто моет посуду в семье. Или кто-то выполняет функции, а кто-то нет. У кого-то единственная функция – лежать на диване, а у кого-то 42 функции или наоборот. Обществу все равно. Хотя есть моральные нормы, правила поведения, которые диктуют немного другие форматы отношений.
|
Взаимоотношения спортсменов, например. Тоже могут отличаться, потому что есть определенная профессиональная этика, есть определенные спортивные принципы, которые могут отличаться от общепринятых. Но это не исключает того, что лицо, формирующееся в этой малой социальной группе, сформируется как лицо социальное, которое будет при этом следовать и не нарушать тех правил и норм, которые закреплен в ряде законодательных актов.
Но возможны и такие малые социальные группы, в которых групповые нормы противоречат и правам, и нравственности, и морали.
Как правило, малые социальные группы за счет тесной сплоченности осуществляют и определенный контроль: формальный или неформальный, или и тот, и другой за тем, насколько участники этой малой социальной группы соблюдают правила поведения, установленные в данной группе.
Если в семье заведено, что висит на холодильнике график мыться посуды, то, наверное, мама с папой что-нибудь сделают для того чтобы ребенок к своему пункту эту обязанность выполнял.
Также это касается и ситуаций с теми социальными группами, которые имеют предпреступный или преступный характер взаимоотношений. Если сказал авторитетный человек, что сегодня мы идем совершать П, значит, все членный этой группы воспринимают это как данность и должны следовать указаниям своего руководителя. Если нет – негативные санкции.
По степени криминогенности такого рода группы делят на предпреступные, у которых асоциальное поведение, не доходящее до совершения П, и преступные, участники которых совершают П.
Если говорить про малые социальные группы, то самой основной, потому что она первоначальная, является семья как малая социальная группа, оказывающая влияние на первый этап формирования личности. При этом в семье зачастую существует ряд обстоятельств, которые способствуют негативному нравственному формированию личности. Это обстоятельства могут быть и объективного, и субъективного характера.
Объективного характера, это обстоятельства, которые связаны с материальными затруднениями, с болезнью, например, родителей в силу чего они не могут уделить внимание детям, неполнота семьи, на данный момент с последним критерием все стало менее напряженным с т.з. того, что неполные семьи раньше оказывали большее влияние, а на данный момент неполная семья – практически норма с т.з. того, что общество не осуждает, общество не воспринимает это как некий выход за пределы норм, и когда воспитывается ребенок одни родителем, как правило, это не оказывает негативного влияния как в ситуации, когда общество воспринимает воспитание ребенка одним родителем аномалией.
Что касается обстоятельств субъективного характера, которые в семье могут негативно отразиться на личности, то это, как правило, низкий уровень воспитания членов семьи, в первую очередь, старших членов семьи, т.е. неспособность что-то дать, неспособность воспитать, сформировать личность. И негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи. Ии выбор определенных методов воспитания, или отсутствие желания воспитывать вообще.
Влияние семьи, как правило, осуществляется в двух направлениях: целенаправленное воздействие, т.е. воспитание, и стихийное воздействие, т.е. воздействие того образа жизни, который для семьи является нормальным, стандартным.
Негативные факторы, которые оказывают такое стихийное воздействие – это и злоупотребление алкоголем, и проявление жестокости в воспитании, и отсутствие эмоционального психологического контакта между членами семьи. Между родителями, например, между собой и между родителями и детьми с другой стороны. Безнадзорность детей, стремление привить вроде как правильные идеалы, ценности и представления, но выбор способов, которые не соответствует тому результату, которые предполагается.
Скажем, родители зачастую стремятся вполне правильно объяснить детям ценность денег, необходимость соотносить свои потребности с финансовыми возможностями семьи и т.д., но кто-то это делает деликатно. Например, предлагает ребенку пути решения проблемы. Да, ты хочешь купить себе телефон, т.к. ты взрослый, то в лето ты можешь поработать в МКД 2 месяца, заработать на этот телефон, т.е. родители контролируют процесс.
И второй вариант - родители объясняют: у меня денег нет, взять мне негде, если хочешь телефон – иди и находи деньги, где хочешь. Ребенок идет и находит, а идет он туда, где ему объяснят, какой способ нахождения денег есть.
В некоторых семьях есть культ самостоятельности детей, зачастую самостоятельность путается с безнадзорностью. Самостоятельность – это когда ребенку дали швабру в руки, и не стоят каждый см не разглядывают, как он помыл, а подсказывают, а дальше дают возможность проявить себя. А вариант, когда: ты человек взрослый, сам должен о себе позаботиться, поэтому от тебе ключ на шею, что ты будешь есть, где будешь проводить время и т.д., меня не касается, это вариант не самостоятельности, это вариант безнадзорности. Это к вопросу стихийного воздействия семьи.
С позиций объективного влияния на формирование личности семьи обычно подразделяют на семьи с открытой внутренней дезорганизацией: семья наркоманов, семьи с родителями, которые лишены родительских прав, с родителями, которые отбывают наказание. Второй вариант – семьи со скрытой внутренней дезорганизацией, т.е. там, где явных проявлений нет, в целом семья благополучна, но имеется некое деформированное представление о семье, о ценностях, о воспитании: в результате ребенку либо все можно, либо нельзя. Третий вариант – это нормальные семьи, которые по каким-то причинам утратили влияние на детей. В силу того, что, например, родители оба работают вахтовым методом, поэтому ребенок чаще видит бабушку, дедушку, соседей, нежели родителей, которые в силу объективных обстоятельств не способны осуществлять воспитание на постоянной основе.
Если мы перейдем от процесса формирования личности к процессу принятия решения о совершении преступления, то у нас получился двухэтапная ситуация, две группы условий, под влиянием которых формируется криминогенная мотивация личности, которая и отражается, проявляется в совершении преступлений.
Условия неблагоприятного нравственного формирования – то, о чем мы поговорили. И как итог – формирование негативных качеств личности. Результат – личность с негативными нравственно-психологическими свойствами. Та предпосылка, которая позволяет говорить о склонности данного лица решать проблемы неправовым путем. Дальше это накладывается на конкретную жизненную ситуацию, в которую попадает личность с негативными нравственно-психологическими свойствами, в этой ситуации возникает решение совершить преступление. Как итог – преступное проявление в человеческом поведении.
Это те самые группы условий, которые формируют, которые отвечают за криминогенную мотивацию. Группа условий, которая лежит в области формирования негативных качеств личности и группа условий которая касается конкретного решения совершить преступление.
Исходя из такого рода схемы, мы можем сделать вывод, что с т.з. причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности с ее свойствами и качествами и конкретной жизненной ситуации.
Это предпосылка того, о чем мы будем говорить в этой теме – о механизме конкретного преступного поведения, о мотивациях, о целях, о выборах средств и т.д.
Механизм совершения преступления – последовательность развития преступных действий.
Этапы объективной действительности, которые интересны криминологии, с точки зрения исследования в рамках совершения преступления. Если мы будем в целом рассматривать этапы криминального поведения, которые интересны криминологии, то они по степени своей интенсивности, нарастания агрессивности выстраиваются следующим образом:
1. формирование мотивации. Речь идет о том, что под воздействием потребностей, ценностей, интересов, стремлении, у лица вырабатывается определенная мотивация, которая порождает формирование цели – то, для чего человек совершает то или иное действие.
2. возникновение ситуаций, связанных с тем, что эта цель должна быть реализована какими-то способами, средствами, мерами. Здесь выбор средства одновременно означает и выбор правового или не правового пути решения той ситуации, которая возникла. Т.е. правового или не правового средства достижения цели. На этом этапе, если средство достижения цели выбрано преступное, не правовое, то принимается решение о совершении преступления.
3. реализация решения. Т.е. сам факт совершения преступления.
4. посткриминальное поведение.
Посткриминальное поведение - не в том смысле, в котором посткриминальным поведением именуется в УП. Потому что если мы говорим об УП, то там большинство специалистов сходятся во мнении – что это не преступное поведение субъекта, после совершения преступления (т.е. у них другое определение посткриминального поведения). И интересно оно УП только в очень узких моментах, связанных с тем повлияет ли это на правовую составляющую, т.е. может ли это быть связано с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, возможно ли освобождение от уголовной ответственности в связи с этим, назначение более мягкого наказания. Т.е. можем ли мы учесть какие-то обстоятельства посткриминального поведения с т.з. того, что это смягчающие обстоятельства. Либо посткриминальное поведение в УП может интересовать постольку, поскольку оно может дать ответ на вопрос о том, был ли умысел направлен на одно или на другое. Например, если лицо активно оказывало помощь потерпевшему, стараясь не допустить всячески его смерти, то скорее всего это будет аргумент в пользу того, что умысла изначально на причинение смерти не было. Т.е. речь идет о квалификации не как покушения на убийство, а по фактически наступившим последствиям. В криминологии понимание посткриминального поведения несколько иное. Под ним понимается поведение, которое непосредственно следует за этапом исполнения решения о совершении преступления, и связанное с совершенным преступлением. Учитываются совершенно другие аспекты. Учитывается то, насколько виновный доволен тем, что получил в результате совершения преступления, каковы его внутренние субъективные оценки произошедшего – (не) раскаивается, (не) пытается скрыть следы преступления, вырабатывает системы внешней защиты (принимает какие-то действия, чтобы его не привлекли к ответственности), или внутреннюю психологическую систему защиты – придумывает себе оправдание (почему совершено преступление, что именно так и следовало поступить в конкретной ситуации). В некоторых случаях имеет значение ведется ли речь о выработке этой системы защиты и методов уклонения от уголовной ответственности на этапе посткриминального поведения или это укладывается в принятие решения о совершении преступления там, при выборе способов, уже продумывались те варианты того, как можно защититься от уголовного преследования.