Упражнение 1. Определите социальный состав русского общества в правлении Ярослава Мудрого.
«Русская правда» оставила для историков картину русского общества, каким оно сложилось к тому времени – независимо от желаний христианского князя Ярослава. Первое место в этом обществе занимали бояре – главы старых дружинных родов, потомки варягов, пришедших вместе с Рорихом и Хельги. Бояре жили в обширных укреплённых усадьбах с высокими деревянными башнями – эти усадьбы занимали целые кварталы в городах, и в них обитали десятки и сотни людей: младшие родственники, рабы холопы, слуги, ремесленники, наложницы. У бояр были собственные небольшие дружины и свои корабли, которые каждой весной отправлялись в Константинополь, наполненные рабами, мехами, мёдом и воском. Князья давали боярам право на сбор дани с сёл или платили за службу серебром и шкурками куниц, «кунами», использовавшимися на Руси вместо денег. Среди бояр было много знатных викингов, херсиров и бондов, приходивших на Русь со своими «людьми», – они нанимались в дружину к князьям или отправлялись дальше, в Константинополь, служить «императору ромеев». Те, что оставались на Руси, брали славянских жён, и их потомки со временем становились славянами – так же, как стали славянами потомки Рориха.
Князья были вождями боярской дружины и жили с ней одной жизнью, вместе с дружиной пировали и вместе с ней «думу думали». Вместе с дружиной они ходили в походы и собирали дань с крестьян смердов. Все государства, рождённые завоеваниями, были похожи друг на друга, везде были бояре патриции, порабощённые холопы клиенты и сохранившие свободу, но платившие дань плебеи смерды. По «Русской правде» жизнь боярина оценивалась в 80 гривен, а жизнь смерда или раба холопа – в 5 гривен; это была цена двух лошадей. Так же как общество франков или англосаксов, русское общество было основано на силе и угнетении – и если кто то и возвышал голос в защиту справедливости, то это были священники и монахи. Монахи давали убежище беглым холопам и раздавали милостыню бедным, вдовам, сиротам.
Нефедов С.А. История средних веков. С. 261-262
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
4. ____________________________________________________________
Упражнение 2. Вопросы и задания
1. Выберите правильные утверждения
a) Свобода человека состоит в его способности жить вне общества.
b) Нет человека – нет общества.
c) Каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения.
d) Жизнь человечества не подвержена изменениям.
e) Знания, трудовые умения, нормы морали являются продуктами общественного развития.
2. Приведите в соответствие:
1) Власть, государство, выборы президента, избирательное право;
2) Производство материальных благ, финансы, банки, торговля;
3) Классы, нации, первичные коллективы, неравенство;
4) Театр, религия, наука, нравственные нормы, ценности.
a) Духовная сфера;
b) Социальная сфера;
c) Экономическая сфера;
d) Политическая сфера.
3. Назовите понятие, общее для приведенных ниже групп слов:
a) Рабы, капиталисты, феодалы ____________________________
b) Немцы, французы, русские _____________________________
c) Палка-копалка, прялка, сверлильный станок ________________________
Упражнение 4. Заполни таблицу
Запишите явления, названные ниже, по сферам жизни общества, т.е. в соответствующих графах таблицы: 1) монархия; 2) физика; 3) семья; 4) рабы и рабовладельцы; 5) конфуцианство; 6) завод; 7) французы; 8) библиотека; 9) церковь; 10) крестьянское восстание; 11) законодательство; 12) торговля; 13) мораль; 14) картинная галерея; 15) правительство; 16) поликлиника; 17) парламент; 18) магазин; 19) полиция; 20) метро; 21) ярмарка; 22) молочная ферма; 23) таблица периодической системы химических элементов; 24) детский сад.
Духовная сфера | Экономическая сфера | Социальная сфера | Политическая сфера |
Упражнение 5. Заполни таблицу. На каком уровне развития находятся Россия, Аргентина, Бангладеш, Великобритания, Гватемала, Судан, Швеция, Япония, США
Вопросы для сравнения | Аграрное общество (доиндустриальное) | Индустриальное общество | Постиндустриальное общество |
Где живет население страны? | |||
Что является основным занятием? | |||
Кто управляет обществом? | |||
Страны |
Упражнение 6. Продолжи фразы:
- Всё человечество и его истории, современности и перспективе - _____________________
- Человек внутри общества вступает в _____________________________________________
- Основными сферами жизни общества являются ___________________________________
______________________________________________________________________________
- Ступени развития общества – это _______________________________________________
- Если труд – отец богатства, то его мать - _________________________________________
Упражнение 7. Приведите в соответствие:
1) Открытие закона земного тяготения, возникновение ислама;
2) Внедрение машин в производство, возникновение земледелия;
3) Учреждение ООН, принятие закона об образовании;
4) Меры помощи пенсионерам, восстание У. Тайлера 1381 г.
a) Политическая сфера;
b) Экономическая сфера;
c) Социальная сфера;
d) Духовная сфера.
Упражнение 8. В какие виды общественных отношений вступает человек:
a) Становясь членом партии _____________________________
b) Давая нравственную оценку поступкам коллег____________________________
c) Покупая акции предприятия_____________________________
Упражнение 9. Выберите правильные утверждения:
a) Исходный элемент общества – первичный коллектив;
b) Входящие в общество социальные группы обладают равным доступом к богатству;
c) В современном российском обществе возникают новые социальные слои, которых в предыдущий период не существовало;
d) Одной из острых проблем сегодняшней России является рост безработицы;
Упражнение 10. Назовите понятие общее для приведенных ниже групп слов:
a) Дети, отцы, деды____________________________
b) Имущественные различия, разные возможности получения образования, доступа к информации____________________________
c) Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд______________________
_______________________
Упражнение 11. Вычеркните «лишнее».
a) Владение, пользование, потребление;
b) Капиталисты, рабовладельцы, зависимые крестьяне;
c) Партия, государство, общество.
Упражнение 12. Напишите, в какой форме (дозволения, предписания, запрета) даны представленные в первой колонке таблицы нормы:
Социальные нормы | Форма, в которой дана норма |
Принудительный труд запрещен | |
Каждый человек имеет право на образование | |
Основное общее образование обязательно | |
Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства | |
Не имеют право избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда | |
Каждый обязан беречь памятники истории и культуры | |
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях | |
Каждый имеет право свободно выбирать род деятельности и профессию |