МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Сахарный диабет – наиболее распространенное заболевание эндокринной патологии среди людей разного пола и возраста, даже с раннего детства. Среди эндокринных заболеваний сахарный диабет занимает первое место по частоте - 100 лиц на 100 тысяч. Сахарный диабет – серьезное заболевание, с высоким риском развития осложнений, приводящих к инвалидности и преждевременной смерти больного.
Поэтому предложенная тема имеет большое значение в практической деятельности медицинской сестры и требует у нее знаний и умений по раннему выявлению этого заболевания. Кроме выявления жалоб и основных проявлений сахарного диабета, медицинская сестра должна уметь осуществлять медсестринский процесс при этой болезни, распознавать симптомы осложнений, оказывать необходимую доврачебную помощь, обучать пациента и его попечителей само- и взаимоуходу, проводить профилактику сахарного диабета.
3. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Учебные цели:
- сформировать у студентов знание определения, причин, клинических проявлений,
факторов риска возникновения сахарного диабета;
- углубить знания студентов по лечению и профилактике сахарного диабета;
- развивать профессиональные умения по уходу за больными сахарным диабетом.
Знать:
З.1.Определение, этиологию, патогенез, представление о классификации.
З.2. Основные клинические симптомы сахарного диабета.
З.3. Медсестринский процесс при сахарном диабете (методы диагностики проблем
пациента; организацию и оказание сестринской помощи).
З.4. Участие медицинской сестры в диагностическом процессе.
З.5. Принципы лечения, особенности инсулинотерапии, пути введения лекарственных
|
средств.
З.6. Понятие об осложнениях сахарного диабета.
З.7 Особенности ухода и опеки над пациентами с сахарным диабетом.
Уметь:
У.1. Осуществлять медсестринское обследование при сахарном диабете.
У.2. Устанавливать медсестринские диагнозы, решать действительные и потенциальные проблемы пациента.
У.3. Осуществлять подготовку пациентов к лабораторным и функциональным методам обследования.
У.4. Наблюдать за пациентом в соблюдении диеты при сахарном диабете.
У.5. Проводить введение инсулина больным сахарным диабетом.
У.6. Оказывать неотложную доврачебную помощь при гипо- и гипергликемической коме.
У.7. Учить пациента и его окружающих само- и взаимоуходу, правилам рационального питания, физической активности.
У.8. Осуществлять ведение медсестринской документации.
Воспитательные цели:
· способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;
· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;
· добиваться осознанности в правильном выборе профессии;
· акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе;
· воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
· воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника:
· уметь осознавать ответственность за жизнь пациента;
· уметь анализировать свое поведение;
· воспитывать умения работать по стандартам, алгоритмам.
· формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.
|
· расширять кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемой дисциплине.
Развивающие цели:
· способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
· развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
ЭТАПЫЗАНЯТИЯ:
№ | Название этапа | Время этапа |
Организационный этап | 3 мин | |
Проверка исходного уровня знаний | 30мин | |
Основной этап. Практическая часть | 115 мин. | |
Итоговый контроль | 20 мин | |
Заключительный этап. Подведение итогов занятия | 7 мин | |
Задание для самостоятельной работы | 5 мин |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная:
1. В.Г. Лычев, В.К. Карманов Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.
2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.
3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416
Дополнительная:
1. Никитин Ю.П., Чернышев.В.М Руководство для средних медицинских работников ГЭОТАР- Медиа, Москва, 2007.
2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2007.
3. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. – 2008. - №7. – С.11-14.
ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ:
1. Подготовить реферативное сообщение: «Питание при сахарном диабете» (Цели диеты, понятие о ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦАХ, и для чего они нужны, понятие о гликемическом индексе продуктов, какие продукты разрешены, какие запрещены, способы кулинарной обработки).
|
2. Подготовить презентацию или реферативное сообщение: «Современные технологии введения инсулина: инсулиновая помпа, интеллектуальные колпачки шприц-ручек»
▪ Ситуационные задачи:
Задача №1
Больная К., 56 г., жалуется на жажду, сухость во рту, повышенную слабость, частое мочеиспускание. Болеет около года. За последнее время значительно похудела.
Объективно: больная избыточного веса (рост 158 см, масса 86 кг). Кожа сухая, на щеках и подбородке румянец. Ногти ломкие, волосы редкие. За последний год потеряла 5 зубов, резко ухудшилось зрение. В легких – везикулярное дыхание. Границы сердца расширены влево, тоны сердца приглушены, ритмические. Пульс - 78 уд. за 1 минуту, АД - 150/ 85 мм рт. ст. Живот мягкий, немного болезненный в правом подреберье, нижний край печени выступает на 2 см. Селезенка не увеличена.
1. Какой диагноз можно заподозрить?
2. Составьте план лабораторного и инструментального обследования.
Тесты:
1. Для какого заболевания характерен симптомокомплекс: жажда, полиурия, глюкозурия, гипергликемия:
A Несахарный диабет
B Сахарный диабет
C Тиреотоксикоз
D Микседема
E Феохромоцитома
2. Какой вариант диеты назначается пациенту с сахарным диабетом 2 типа без сопутствующего ожирения?
A. ОВД
B. ЩД
C. ВБД
D. НБД
E. НКД
3. Пациенту назначено 32 ЕД инсулина. Сколько мл инсулина Вы наберете в шприц емкостью 1 мл?
A 0,8 мл
B 1 мл
C 0,9 мл
D 0,2 мл
E 0,5 мл
4.Указать, на основе какого исследования можно поставить диагноз – сахарный диабет
A Цистоскопии
B Бронхоскопии
C УЗИ
D Лабораторного
E Гастроскопии
5. К вам обратился больной с такими симптомами: полидипсия, полиурия, полифагия, гипергликемия, глюкозурия. Какое заболевание вы заподозрите?
A Диффузный токсический зоб
B Почечная недостаточность
C Гипотиреоз
D Сахарный диабет
E Тиреоидит
6. Укажите наиболее важный фактор возникновения сахарного диабета І типа:
A. Чрезмерное употребление пищи
B. Наследственная неполноценность бета-клеток поджелудочной железы
C. Врожденная недостаточность функции щитовидной железы
D. Малоподвижный образ жизни
E. Негативные эмоции, которые вызывают стрессы.
7. Полидипсия, полиурия, полифагия, гипергликемия и глюкозурия –это клинические симптомы заболевания:
A Гипотиреоза
B Диффузного токсического зоба
C Острого повреждения почек
D Хронического повреждения почек
E Сахарного диабета
8. У пациента К., 18 лет, который болеет сахарным диабетом медицинская сестра выявила такие проблемы: ощущение голода, дрожание тела, судороги, головокружение. Это свидетельствует об:
A гипогликемии
B гипергликемии
C гипертензии
D гипертермии
E гипотермии
9. У больного 20 г., склонность к фурункулезу, жажда, полиурия, зуд и сухость кожи. Какое исследование крови необходимо назначить для установления диагноза?
A Общий анализ крови
B Анализ крови на глюкозу
C Анализ крови на билирубин
D Анализ крови холестерин
E Анализ крови на мочевину
10. Пациентка 38 г. жалуется на слабость, жажду, частое мочевыделение, сухость кожи, снижение зрения. Болеет около 2 лет, на протяжении которых, значительно похудела, потеряла 6 зубов. Кожа сухая, на щеках и подбородке румянец. Ногти плоские, ломкие, волосы редкие. Какое обследование наиболее информативное необходимо назначить пациентке для подтверждения диагноза?
A анализ крови на сахар
B общий анализ крови
C анализ крови на холестерин
D общий анализ мочи
E анализ мочи по Нечипоренко
11. Пациентка М. 56 лет, жалуется на постоянную жажду, сухость во роту, общую слабость, частое мочевыделение, ухудшение зрения за последний год. Объективно: кожа сухая. Пульс 80уд/мин, АД -150/ 80 мм.рт.ст., живот мягкий, печень возле края реберной дуги. Сахар крови: 7,8 ммоль/л. О каком заболевании идет речь?
A Хронический гломерулонефрит
B Гипертензивная болезнь
C Хронический пиелонефрит
D Сахарный диабет
E Гипотиреоз
12. В стационаре находится пациентка К., 25 лет, у которой обнаружен сахарный диабет. Жалуется на жажду, частое мочеиспускание, чрезмерный аппетит. При физическом обследовании: кожа сухая, вес 80 кг при росте 160 см, температура 36,40С, АД 115 / 75мм рт.ст. Врач назначил собрать мочу на наличие сахара. За какое время необходимо собрать мочу?
A. За 8 часов.
B. За сутки
C. За 3 часа.
D. За 10 ночных часов
E. Утренняя моча - средняя порция
13. Дайте определение термина «диабетический рубеоз».
А. Покраснение кожи в области надбровных дуг подбородок;
В. Бронзовый оттенок кожи;
С. Потемнение кожи в складках;
Д. Отек подкожной жировой основы;
Е. Желтая окраска ладоней и подошв.
14. Что такое инсулиновая липодистрофия?
A. Ожирение вследствие использования инсулина;
B. Похудение вследствие использования инсулина;
C. Нарушение обмена жиров при сахарном диабете;
D. Нарушение функций органов пищеварения вследствие использования инсулина;
E. Исчезновение жира в участках введения инсулина.
15. Нормальный уровень сахара в крови составляет:
A. 2,2 - 3,3ммоль / л;
B. 4,4 - 6,6ммоль / л;
C. 6,6 - 8,8ммоль / л;
D. 8,8 - 9,9ммоль / л;
E. 9,9 - 10,0ммоль / л.
Домашнее задание: Выучить
1. стр 228 - 238 В.Г. Лычев, В.К. Карманов Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.