Тема: «СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ»




 

 

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

 

Сахарный диабет – наиболее распространенное заболевание эндокринной патологии среди людей разного пола и возраста, даже с раннего детства. Среди эндокринных заболеваний сахарный диабет занимает первое место по частоте - 100 лиц на 100 тысяч. Сахарный диабет – серьезное заболевание, с высоким риском развития осложнений, приводящих к инвалидности и преждевременной смерти больного.

Поэтому предложенная тема имеет большое значение в практической деятельности медицинской сестры и требует у нее знаний и умений по раннему выявлению этого заболевания. Кроме выявления жалоб и основных проявлений сахарного диабета, медицинская сестра должна уметь осуществлять медсестринский процесс при этой болезни, распознавать симптомы осложнений, оказывать необходимую доврачебную помощь, обучать пациента и его попечителей само- и взаимоуходу, проводить профилактику сахарного диабета.

 

3. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Учебные цели:

- сформировать у студентов знание определения, причин, клинических проявлений,

факторов риска возникновения сахарного диабета;

- углубить знания студентов по лечению и профилактике сахарного диабета;

- развивать профессиональные умения по уходу за больными сахарным диабетом.

Знать:

З.1.Определение, этиологию, патогенез, представление о классификации.

З.2. Основные клинические симптомы сахарного диабета.

З.3. Медсестринский процесс при сахарном диабете (методы диагностики проблем

пациента; организацию и оказание сестринской помощи).

З.4. Участие медицинской сестры в диагностическом процессе.

З.5. Принципы лечения, особенности инсулинотерапии, пути введения лекарственных

средств.

З.6. Понятие об осложнениях сахарного диабета.

З.7 Особенности ухода и опеки над пациентами с сахарным диабетом.

Уметь:

У.1. Осуществлять медсестринское обследование при сахарном диабете.

У.2. Устанавливать медсестринские диагнозы, решать действительные и потенциальные проблемы пациента.

У.3. Осуществлять подготовку пациентов к лабораторным и функциональным методам обследования.

У.4. Наблюдать за пациентом в соблюдении диеты при сахарном диабете.

У.5. Проводить введение инсулина больным сахарным диабетом.

У.6. Оказывать неотложную доврачебную помощь при гипо- и гипергликемической коме.

У.7. Учить пациента и его окружающих само- и взаимоуходу, правилам рационального питания, физической активности.

У.8. Осуществлять ведение медсестринской документации.

 

Воспитательные цели:

· способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе;

· воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника:

· уметь осознавать ответственность за жизнь пациента;

· уметь анализировать свое поведение;

· воспитывать умения работать по стандартам, алгоритмам.

· формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

· расширять кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемой дисциплине.

 

Развивающие цели:

· способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

 

ЭТАПЫЗАНЯТИЯ:

 

Название этапа Время этапа
  Организационный этап 3 мин
  Проверка исходного уровня знаний 30мин
  Основной этап. Практическая часть 115 мин.
  Итоговый контроль 20 мин
  Заключительный этап. Подведение итогов занятия 7 мин
  Задание для самостоятельной работы 5 мин

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

1. В.Г. Лычев, В.К. Карманов Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.

2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.

3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416

Дополнительная:

1. Никитин Ю.П., Чернышев.В.М Руководство для средних медицинских работников ГЭОТАР- Медиа, Москва, 2007.

2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2007.

3. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. – 2008. - №7. – С.11-14.

 

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ:

 

1. Подготовить реферативное сообщение: «Питание при сахарном диабете» (Цели диеты, понятие о ХЛЕБНЫХ ЕДИНИЦАХ, и для чего они нужны, понятие о гликемическом индексе продуктов, какие продукты разрешены, какие запрещены, способы кулинарной обработки).

2. Подготовить презентацию или реферативное сообщение: «Современные технологии введения инсулина: инсулиновая помпа, интеллектуальные колпачки шприц-ручек»

 

Ситуационные задачи:

Задача №1

Больная К., 56 г., жалуется на жажду, сухость во рту, повышенную слабость, частое мочеиспускание. Болеет около года. За последнее время значительно похудела.

Объективно: больная избыточного веса (рост 158 см, масса 86 кг). Кожа сухая, на щеках и подбородке румянец. Ногти ломкие, волосы редкие. За последний год потеряла 5 зубов, резко ухудшилось зрение. В легких – везикулярное дыхание. Границы сердца расширены влево, тоны сердца приглушены, ритмические. Пульс - 78 уд. за 1 минуту, АД - 150/ 85 мм рт. ст. Живот мягкий, немного болезненный в правом подреберье, нижний край печени выступает на 2 см. Селезенка не увеличена.

1. Какой диагноз можно заподозрить?

2. Составьте план лабораторного и инструментального обследования.

Тесты:

1. Для какого заболевания характерен симптомокомплекс: жажда, полиурия, глюкозурия, гипергликемия:

A Несахарный диабет

B Сахарный диабет

C Тиреотоксикоз

D Микседема

E Феохромоцитома

 

2. Какой вариант диеты назначается пациенту с сахарным диабетом 2 типа без сопутствующего ожирения?

A. ОВД

B. ЩД

C. ВБД

D. НБД

E. НКД

 

3. Пациенту назначено 32 ЕД инсулина. Сколько мл инсулина Вы наберете в шприц емкостью 1 мл?

A 0,8 мл

B 1 мл

C 0,9 мл

D 0,2 мл

E 0,5 мл

 

4.Указать, на основе какого исследования можно поставить диагноз – сахарный диабет

A Цистоскопии

B Бронхоскопии

C УЗИ

D Лабораторного

E Гастроскопии

 

5. К вам обратился больной с такими симптомами: полидипсия, полиурия, полифагия, гипергликемия, глюкозурия. Какое заболевание вы заподозрите?

A Диффузный токсический зоб

B Почечная недостаточность

C Гипотиреоз

D Сахарный диабет

E Тиреоидит

 

6. Укажите наиболее важный фактор возникновения сахарного диабета І типа:

A. Чрезмерное употребление пищи

B. Наследственная неполноценность бета-клеток поджелудочной железы

C. Врожденная недостаточность функции щитовидной железы

D. Малоподвижный образ жизни

E. Негативные эмоции, которые вызывают стрессы.

 

7. Полидипсия, полиурия, полифагия, гипергликемия и глюкозурия –это клинические симптомы заболевания:

A Гипотиреоза

B Диффузного токсического зоба

C Острого повреждения почек

D Хронического повреждения почек

E Сахарного диабета

 

8. У пациента К., 18 лет, который болеет сахарным диабетом медицинская сестра выявила такие проблемы: ощущение голода, дрожание тела, судороги, головокружение. Это свидетельствует об:

A гипогликемии

B гипергликемии

C гипертензии

D гипертермии

E гипотермии

 

9. У больного 20 г., склонность к фурункулезу, жажда, полиурия, зуд и сухость кожи. Какое исследование крови необходимо назначить для установления диагноза?

A Общий анализ крови

B Анализ крови на глюкозу

C Анализ крови на билирубин

D Анализ крови холестерин

E Анализ крови на мочевину

 

10. Пациентка 38 г. жалуется на слабость, жажду, частое мочевыделение, сухость кожи, снижение зрения. Болеет около 2 лет, на протяжении которых, значительно похудела, потеряла 6 зубов. Кожа сухая, на щеках и подбородке румянец. Ногти плоские, ломкие, волосы редкие. Какое обследование наиболее информативное необходимо назначить пациентке для подтверждения диагноза?

A анализ крови на сахар

B общий анализ крови

C анализ крови на холестерин

D общий анализ мочи

E анализ мочи по Нечипоренко

 

11. Пациентка М. 56 лет, жалуется на постоянную жажду, сухость во роту, общую слабость, частое мочевыделение, ухудшение зрения за последний год. Объективно: кожа сухая. Пульс 80уд/мин, АД -150/ 80 мм.рт.ст., живот мягкий, печень возле края реберной дуги. Сахар крови: 7,8 ммоль/л. О каком заболевании идет речь?

A Хронический гломерулонефрит

B Гипертензивная болезнь

C Хронический пиелонефрит

D Сахарный диабет

E Гипотиреоз

 

12. ​​В стационаре находится пациентка К., 25 лет, у которой обнаружен сахарный диабет. Жалуется на жажду, частое мочеиспускание, чрезмерный аппетит. При физическом обследовании: кожа сухая, вес 80 кг при росте 160 см, температура 36,40С, АД 115 / 75мм рт.ст. Врач назначил собрать мочу на наличие сахара. За какое время необходимо собрать мочу?

A. За 8 часов.

B. За сутки

C. За 3 часа.

D. За 10 ночных часов

E. Утренняя моча - средняя порция

13. Дайте определение термина «диабетический рубеоз».

А. Покраснение кожи в области надбровных дуг подбородок;

В. Бронзовый оттенок кожи;

С. Потемнение кожи в складках;

Д. Отек подкожной жировой основы;

Е. Желтая окраска ладоней и подошв.

14. Что такое инсулиновая липодистрофия?

A. Ожирение вследствие использования инсулина;

B. Похудение вследствие использования инсулина;

C. Нарушение обмена жиров при сахарном диабете;

D. Нарушение функций органов пищеварения вследствие использования инсулина;

E. Исчезновение жира в участках введения инсулина.

 

15. Нормальный уровень сахара в крови составляет:

A. 2,2 - 3,3ммоль / л;

B. 4,4 - 6,6ммоль / л;

C. 6,6 - 8,8ммоль / л;

D. 8,8 - 9,9ммоль / л;

E. 9,9 - 10,0ммоль / л.

Домашнее задание: Выучить

1. стр 228 - 238 В.Г. Лычев, В.К. Карманов Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: