Цели:
знать:
общую характеристику скелета головы; пропорции лица и головы;
основы грамоты рисунка.
уметь:
изучить последовательность рисования черепа и головы;
развить способность:
анализировать индивидуальные пластические особенности потребителя;
разрабатывать форму прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя.
План изучения темы:
1. Возрастные, типовые и индивидуальные особенности черепа
2. Последовательность выполнения рисунка черепа
Краткое изложение теоретических вопросов:
1. Возрастные, типовые и индивидуальные особенности черепа
Возрастные, типовые и индивидуальные особенности черепа очень велики. Череп новорожденного отличается от черепа взрослого человека не только своими размерами, но и всем своим строением и пропорциями. На черепе новорожденного еще нет швов, и его кости несколько
подвижны относительно друг друга. У новорожденного соотношение между лицевой и мозговой частями иное, чем у взрослого: высота лицевого отдела меньше высоты мозгового. Голова новорожденного укладывается в высоте его роста только четыре раза, в то время как у взрослого – до восьми раз.
Характерной особенностью старческого черепа является то, что его швы зарощены, так что вся верхняя часть черепа представляет собой сплошную монолитную кость; кроме того, наблюдается атрофия зубных луночек верхней и нижней челюстей, происходящая после выпадения зубов, а это ведет к уменьшению высоты лицевого отдела.
2. Последовательность выполнения рисунка черепа
Для лучшего представления о костной основе головы следует сделать несколько рисунков черепа в различных поворотах и положениях. Прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть череп со всех сторон, а именно спереди, сверху, сбоку, сзади и снизу. Рассмотрев череп, нужно выбрать наиболее интересную точку зрения и приступить к работе над рисунком. При длительном рисовании с натуры важным является последовательный ход работы над рисунком, который может включать в себя несколько этапов.
|
Первый этап. Композиционное размещение рисунка на листе (рис.6, а). Легкими линиями намечаем общую композицию. В рисунке целесообразно брать размер черепа в натуральную величину или немного
меньше.
Делаем общий набросок черепа яйцевидной формы без деталей. При этом необходимо передать положение черепа: вертикальное, когда лоб и нижняя челюсть – на одной линии, или запрокинутое, тогда нижняя челюсть будет впереди лба, и т. д.
Для лучшего композиционного размещения желательно, чтобы середина формы по горизонтали проходила чуть выше середины листа.
Второй этап. Линейно-конструктивное построение формы.
Работа ведется от целого, общего, минуя мелкие детали. Построение производится на основе условной осевой линии, которая начинается под затылком, проходит посередине свода черепа, лобной кости, переносице, носовым костям, середине верхней и нижней челюстей, до подбородочных возвышений. Эта линия называется серединной линией и помогает наметить расположение черепа в пространстве.
Рис. 6. Этапы рисования черепа
Горизонтальной линией, проходящей через переносицу, делим форму черепа на две части: верхнюю (мозговую) и нижнюю (лицевую). Точка пересечения серединной линии с горизонтальной называется крестовиной и служит опорной точкой для построения черепа или головы, и дает возможность на начальной стадии рисунка определить пространственное положение всего объема черепа (см. рис. 6, а).
|
Далее делим форму черепа по серединной линии натри части (см. рис. 6,
б):
нижнюю – от подбородка до носового (грушевидного) отверстия; среднюю – от носового отверстия до верхнего края глазниц;
верхнюю – от верхнего края глазниц до выступающей точки свода
черепа.
Затем, ведя работу «от общего к частному», уточняем пропорции черепа по вертикали (см. рис. 6, в). Намечаем линию разделения верхней и нижней челюстей в нижней трети черепа. В средней трети – линию нижнего края глазниц, сравнивая высоту глазниц с высотой скуловых костей. В верхней части черепа намечаем линию лобных бугров, которая определяет границу передней и верхней поверхностей черепа.
Корректируя общую форму черепа, наполняем ее более мелкими частями. Рисунок нужно вести парными формами, что будет способствовать его целостности, так как это дает возможность сравнивать симметрично расположенные части черепа. Объем черепа на этой стадии намечают основными большими поверхностями (см. рис. 6, г).
Третий этап. Обобщение рисунка (см. рис. 6, д).
Намеченное на предыдущих стадиях рисования конкретизируется и уточняется, затем обобщается посредством разработки формы тоном. Путем многократных проверок и сравнений рисунка с оригиналом надо привести его к гармоничному целому.
Рис. 7. Последовательность рисования черепа в прямом положении
|
Рис. 8. Последовательность рисования черепа в профильном положении
Мы рассмотрели последовательность рисования черепа на примере расположения его в трехчетвертном повороте. Рисование черепа в прямом положении и в профиль ведется в той же последовательности (рис. 7 и 8).
Ответьте письменно на вопросы:
1. Из каких двух частей складывается череп головы человека?
2. Назовите внешние кости мозговой части черепа и дайте им краткое объяснение.
3. Как вы думаете, есть ли у черепа подвижные кости?
4. Что такое скулы и какую роль они играют как кости черепа?
5. Где находится в черепе сосцевидный отросток?
6. Какой кости принадлежит скуловой отросток?
7. Какое значение имеет практическое изучение черепа человека?