Лекция.
Общие понятия о причинении вреда здоровью. Характеристика вреда здоровью, причиненного механическими предметами. Установление прижизненности причинения вреда здоровью и посмертности повреждений.
Практическое занятие.
1. Вред здоровью: общие понятия, классификация, особенности действия на организм.
2. Принципы судебной травматологии.
Тема 4. Судебно-медицинская танатология.
Лекция.
Танатология, умирание и смерть. Трупные изменения, возникающие после смерти. Определение времени наступления смерти.
Практическое занятие.
1. Танатология: общие понятия, классификация, особенности действия на организм.
2. Принципы судебной танатологии.
Тема 5. Судебно-медицинская токсикология.
Лекция.
Яды: общие понятия, классификация, особенности действия на организм. Отравления отдельными ядовитыми веществами. Отравления от укусов ядовитых животных.
Практическое занятие.
1. Судебная токсикология: общие понятия, классификация, особенности действия на организм.
2. Отравления: особенности и специфика.
Тема 6. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.
Лекция.
Процессуальный порядок назначения и производства судебно-медицинской экспертизы живых лиц. Судебно-медицинская экспертиза определения степени вреда здоровью. Судебно-медицинская экспертиза определения состояния здоровья. Судебно-медицинская экспертиза по определению возраста и идентификации личности. Судебно-медицинская экспертиза при спорных половых состояниях.
Практическое занятие.
1.Судебно-медицинская экспертиза потери трудоспособности.
2.Судебно-медицинская экспертиза рубцов кожи.
|
3.Судебно-медицинская экспертиза алкогольного опьянения.
Тема 7. Судебно-медицинская экспертиза трупа.
Лекция.
Организация и порядок наружного осмотра трупа и места происшествия. Судебно-медицинская экспертиза трупа: основания, процессуальный порядок назначения и проведения. Судебно-медицинская экспертиза трупа при смерти от вреда здоровью, причиненного острыми предметами, причиненного тупыми предметами, причиненного в результате падения с высоты. Судебно-медицинская экспертиза трупа при транспортных травмах. Судебно-медицинская экспертиза трупа при смерти от вреда здоровью, причиненного огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами. Судебно-медицинская экспертиза трупов новорожденных. Судебно-медицинская экспертиза трупов неизвестных лиц, измененных, расчлененных и скелетированных. Судебно-медицинская экспертиза эксгумированных трупов. Судебно-медицинская экспертиза трупа в случае скоропостижной смерти.
Практическое занятие.
1.Судебно-медицинская экспертиза трупа при смерти от задушения. 2.Судебно-медицинская экспертиза трупа при смерти от действий высокой и низкой температур, от воздействия технического электричества.
3.Судебно-медицинская экспертиза при смерти от отравления.
Тема 8. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств.
Лекция.
Вещественные доказательства в судебно-медицинском отношении и порядок их исследования. Вещественные доказательства биологического происхождения и порядок их исследования.
Практическое занятие.
1.Судебно-химическая экспертиза вещественных доказательств.
|
2.Иные виды судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств.
Тема 9. Судебно-медицинская экспертиза по материалам дел, отдельным видам преступлений и иная медицинская экспертиза.
Лекция.
Судебно-медицинская экспертиза по материалам дел. Судебно-медицинская экспертиза при нарушении профессиональной деятельности медицинскими работниками. Судебно-медицинская экспертиза при половых преступлениях. Судебно-медицинская экспертиза при расследовании поджогов, краж, грабежей, разбоев, экологических преступлений, преступлений, связанных с нарушением санитарно-эпидемиологических правил.
Практическое занятие.
1.Судебно-фармакологическая экспертиза.
2. Военно-врачебная экспертиза.
3.Медицинское освидетельствование.
4.3. Структура и содержание самостоятельной работы
дисциплины
№ | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя | Виды самостоятельной работы | Трудоемкость (в часах) | Формы контроля самостоятельной работы |
1. | Введение в судебную медицину. Судебно-медицинская экспертиза, освидетельствование, медицинское освидетельствование, правовые и организационные основы, понятие, объекты, виды. | 1-2 | подготовка к устному опросу | Устный опрос | ||
2. | Субъекты судебно-медицинской экспертизы: понятие и их правовой статус. Процессуальный порядок подготовки назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы. Заключение и показания эксперта и специалиста. | подготовка к устному опросу | Устный опрос | |||
3. | Судебно-медицинская травматология. | 4-5 | подготовка к устному опросу | Устный опрос | ||
4. | Судебно-медицинская танатология. | 6-7 | подготовка к устному опросу | Устный опрос | ||
5. | Судебно-медицинская токсикология. | 8-9 | подготовка к устному опросу | Устный опрос | ||
6. | Судебно-медицинская экспертиза живых лиц. | 10-11 | подготовка к устному опросу | Устный опрос | ||
7. | Судебно-медицинская экспертиза трупа. | 12-13 | написание письменной домашней работы | Устный опрос | ||
8. | Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств. | 14-15 | написание реферата | Реферат | ||
9. | Судебно-медицинская экспертиза по материалам дел, отдельным видам преступлений и иная медицинская экспертиза. | 16-17 | подготовка к контрольной работе | Контрольная работа |
|
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) |
Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу. Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и проработку тем (разделов), осваиваемых во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков, готовятся к текущему и промежуточному контролю по дисциплине. |
Организация самостоятельной работы обучающихся регламентируется нормативными документами, учебно-методической литературой и электронными образовательными ресурсами, включая: |
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 года N301). |
Письмо Министерства образования Российской Федерации N14-55-996ин/15 от 27 ноября 2002 г. "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений" |
Положение от 24 декабря 2015 г. № 0.1.1.67-06/265/15 "О порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"" |
Положение N 0.1.1.67-06/241/15 от 14 декабря 2015 г. "О формировании фонда оценочных средств для проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"" |
Положение N 0.1.1.56-06/54/11 от 26 октября 2011 г. "Об электронных образовательных ресурсах федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"" |
Регламент N 0.1.1.67-06/66/16 от 30 марта 2016 г. "Разработки, регистрации, подготовки к использованию в учебном процессе и удаления электронных образовательных ресурсов в системе электронного обучения федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"" |
Регламент N 0.1.1.67-06/11/16 от 25 января 2016 г. "О балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"" |
Регламент N 0.1.1.67-06/91/13 от 21 июня 2013 г. "О порядке разработки и выпуска учебных изданий в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"" |
6. Фонд оценочных средств по дисциплине (модулю) |
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы и форм контроля их освоения |
Этап формирования компетенций | Оцениваемые компетенции | Форма контроля | Темы (разделы) дисциплины, для проверки освоения которых предназначено оценочное средство |
Семестр 6 | |||
Текущий контроль | |||
ОПК-9, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Устный опрос | Вопросы к зачету: Понятие и задачи судебной медицины. Предмет науки судебной медицины. Система и структура судебной медицины. Объекты судебной медицины. Методы судебной медицины: понятие, их классификация. Возникновение и развитие судебной медицины. Правовые основы судебно-медицинской экспертизы, освидетельствования и медицинского освидетельствования. Организация и структура судебно-медицинской службы в России. Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Российской Федерации, его структура и основные задачи. Понятие и объекты судебно-медицинской экспертизы. Поводы для обязательного назначения судебно-медицинской экспертизы. Виды судебно-медицинских экспертиз. Освидетельствование и медицинское освидетельствование по уголовным делам: понятия, основания, фиксация их результатов. Протокол освидетельствования. | |
ОПК-9, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13, ПК-15, ПК-16, ПК-17 | Контрольная работа | Экспертиза живых лиц. Общие положения судебной медицины. | |
Зачет | |||
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания |
Форма контроля | Критерии оценивания | Этап формирования компетенций | |||
Зачтено | Незачтено | ||||
Семестр 6 | |||||
Текущий контроль | |||||
Устный опрос | В ответе качественно раскрыто содержание темы. Ответ хорошо структурирован. Прекрасно освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован высокий уровень понимания материала. Превосходное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Основные вопросы темы раскрыты. Структура ответа в целом адекватна теме. Хорошо освоен понятийный аппарат. Продемонстрирован хороший уровень понимания материала. Хорошее умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Тема частично раскрыта. Ответ слабо структурирован. Понятийный аппарат освоен частично. Понимание отдельных положений из материала по теме. Удовлетворительное умение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | Тема не раскрыта. Понятийный аппарат освоен неудовлетворительно. Понимание материала фрагментарное или отсутствует. Неумение формулировать свои мысли, обсуждать дискуссионные положения. | 1 |
Тестирование | 86% правильных ответов и более. | От 71% до 85 % правильных ответов. | От 56% до 70% правильных ответов. | 55% правильных ответов и менее. | 2 |
Контрольная работа | Правильно выполнены все задания. Продемонстрирован высокий уровень владения материалом. Проявлены превосходные способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий. | Правильно выполнена большая часть заданий. Присутствуют незначительные ошибки. Продемонстрирован хороший уровень владения материалом. Проявлены средние способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий. | Задания выполнены более чем наполовину. Присутствуют серьёзные ошибки. Продемонстрирован удовлетворительный уровень владения материалом. Проявлены низкие способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий. | Задания выполнены менее чем наполовину. Продемонстрирован неудовлетворительный уровень владения материалом. Проявлены недостаточные способности применять знания и умения к выполнению конкретных заданий. | 3 |
Зачтено | Не зачтено | ||||
Зачет | Обучающийся обнаружил знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справился с выполнением заданий, предусмотренных программой дисциплины. | Обучающийся обнаружил значительные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий и не способен продолжить обучение или приступить по окончании университета к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |
6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы |
Семестр 6 |
Текущий контроль |
1. Устный опрос |
Темы 1-9. |
Тема 1. Введение в судебную медицину. Судебно-медицинская экспертиза, освидетельствование, медицинское освидетельствование, правовые и организационные основы, понятие, объекты, виды.
Устный опрос.
1. Понятие, предмет, метод и система судебной медицины.
2. Содержание, общие и частные задачи судебной медицины. Возникновение развития судебной медицины.
3. Структура бюро судебно-медицинской экспертизы и его основные задачи. 4. Объекты судебно-медицинской экспертизы.
Тема 2. Субъекты судебно-медицинской экспертизы: понятие и их правовой статус. Процессуальный порядок подготовки назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы. Заключение и показания эксперта и специалиста.
Устный опрос.
1. Специалист в области судебной медицины: понятие и его правой статус. 2. Эксперт: понятие, его права, обязанности и ответственность.
3. Руководитель государственного бюро судебно-медицинской экспертизы; понятие и его правовой статус.
4. Образцы для сравнительного анализа.
5. Заключение и показания эксперта. Оценка заключения эксперта.