Практическое занятие № 4
«Сестринский процесс при заболеваниях глотки и гортани»
Актуальность изучения темы.
Заболевания ЛОР органов - это самые распространенные болезни. Нет ни одного живого человека, у которого ни разу не было бы простуды, которая сопровождается насморком, болями в горле или кашля. А поскольку в нашем организме все взаимосвязано, то болезнь одного органа может привести к возникновению заболевания в другом органе. Простая, на первый взгляд, ангина может дать осложнения на сердце, почки или суставы. Поэтому болезни ЛОР органов необходимо предупреждать и своевременно лечить. А для этого необходимо знать, как они (эти органы) устроены и функционируют, какую роль в жизни человека играют. При изучении анализа локализации заболеваний ЛОР органов, значительную часть оториноларингологической патологии занимают заболевания носа и околоносовых пазух. На втором месте - заболевания уха и сосцевидного отростка. Возросло, и продолжает неизменно расти, количество онкологических заболеваний гортани. За последние годы, с ростом и улучшением специализированной лечебной помощи, особенно с внедрением новых химиопрепаратов и антибиотиков, а также высокой точности диагностических аппаратов, изменились клиническое течение и исход заболеваний. В соответствии с этим построен тематический план занятий.
Цель: сформировать у студентов представления и знания о строении глотки, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами с ангинами.
План:
1. Заболевания. Дифференциальная диагностика ангин
2. Причины и предрасполагающие факторы развития ангин.
3. Клинические проявления, принципы лечения и особенности сестринского ухода за пациентами.
4. Роль медсестры в диагностике и организации сестринского ухода при заболеваниях глотки и гортани.
5. Роль медсестры в проведении профилактических и реабилитационных
мероприятий.
Ответьте на вопросы.
(по 2 вопроса по списку)
1. Этиология, патогенез, клиника и диагностика острого фарингита.
2. Этиология, патогенез, классификация, клиника и диагностика ангин.
3. Перечислите возможные осложнения ангин.
4. Диагностика и лечение паратонзиллярного абсцесса.
5. Этиология, патогенез, клиника и диагностика хронического тонзилита.
6. Гипертрофия носоглоточной миндалины (аденоиды)
7. Инородные тела глотки.
8. Этиология, патогенез, клиника и диагностика острого катарального ларингита.
9. Клиника и диагностика подскладочного ларингита (ложного крупа).
10. Этиология, патогенез, клиника и диагностика гортанной ангины.
11. Этиология, патогенез, клиника и диагностика стеноза гортани.
12. Инородные тела гортани.
13. Инородные тела трахеи.
Тесты
(может быть несколько ответов)
1. Отметьте банальные ангины:
а) катаральная;
б) моноцитарная;
в) лакунарная;
г) дифтеритическая;
5) коревая.
2. При остром аденоидите происходит воспаление:
а) носоглоточной миндалины
б) слизистой полости носа
в) небных миндалин
г) гайморовой пазухи
3. Ангины при заболеваниях крови:
а) агранулоцитарная;
б) ангина при лейкозах;
в) ангина при ВИЧ-инфекции;
г) сифилитическая ангина;
5) моноцитарная ангина.
4. Что производят тонзиллотом?
а) частичное удаление небных миндалин
б) удаление носоглоточной миндалины
в) удаление язычной миндалины
г) прокол гайморовой пазухи
5. Объективные признаки хронического тонзиллита:
а) передние небные дужки застойно гиперемированы и спаяны с миндалинами;
б) лакуны зияют;
в) в лакунах гнойное содержимое;
г) на миндалинах некротические налеты;
5) регионарные лимфоузлы увеличены.
6. Симптомы фолликулярной ангины:
а) гиперемия небных миндалин;
б) на поверхности миндалин видны желтовато-белые точки;
в) грязно-серые налеты на небных миндалинах;
г) болезненность регионарных лимфатических узлов;
5) выраженная интоксикация.
9. Метод радикального хирургического лечения больных хроническим тонзиллитом:
а) двусторонняя тонзиллотомия;
б) двусторонняя тонзиллэктомия;
в) аденотомия;
г) вскрытие кисты миндалины;
5) удаление папилломы миндалины.
10. Выберите симптом, который присущ острой ангине:
а) нарушение носового дыхания
б) потеря голоса
в) боль при глотании
г) снижение слуха
11. Какие бывают осложнения после ангины:
а) паратонзиллит;
б) отит;
в) этмоидит;
г) парафарингит;
5) бронхит;
6) сепсис.
12. Выберите воспалительное заболевание глотки:
а) тонзиллит
б) острый ларингит
в) отит
г) бронхит
13. Симптомы дифтерии глотки:
а) грязно-серые налеты на небных миндалинах, дужках;
б) налеты с миндалин удаляются легко;
в) удаленная пленка не тонет в сосуде с жидкостью;
г) налеты распространяются на заднюю стенку глотки, в гортань;
5) при удалении налетов образуется эрозивная поверхность.
14. Признаки катаральной ангины:
а) боль в горле при глотании;
б) гиперемия небных миндалин и дужек;
в) гнойные выделения на задней стенке глотки;
г) выраженная гипертермия;
5) болезненность регионарных лимфоузлов.
15. Где располагается глотка?
а) между основанием черепа и II шейным позвонком;
б) между основанием черепа и IV шейным позвонком;
в) между основанием черепа и входом в пищевод;
г) между II и IV шейным позвонком;
5) между I и II шейным позвонком.
16. При фарингоскопии осматривают:
а) глотку
б) нос
в) ухо
г) гортань
17. При непрямой ларингоскопии осматривают:
а) гортань
б) ухо
в) глотку
г) нос
18. Какие миндалины, расположенные в носоглотке:
а) язычная;
б) небные;
в) глоточная;
г) трубные.
19. С какими анатомическими образованиями латерально граничит глотка:
а) сосудисто-нервный пучок;
б) шейные позвонки;
в) полость носа;
г) хрящи гортани;
5) околоушная слюнная железа.
20. Какие миндалины, образующие лимфаденоидное глоточное кольцо Вальдеера-Пирогова:
а) небные миндалины;
б) глоточная;
в) язычная;
г) трубные
5) гортанные;
6) пейеровы бляшки.
Законспектируйте алгоритмы.
Взятие мазка из глотки
1. Правой рукой возьмите и извлеките стерильный тампон - ватничек из сухой пробирки не прикасаясь ватником к стенкам пробирки и окружающим предметам. Левой рукой возьмите шпатель так, чтобы большой палец поддерживал шпатель снизу, а указательный и средний (можно безымянный) пальцы были сверху.
2. Попросите пациента открыть рот, концом шпателя отдавите передние 2/3 языка книзу, не касаясь корня языка. Не прикасаясь к языку и слизистой полости рта, проведите ватничком по поверхности правой или левой небных миндалин сверху вниз.
3. Осторожно извлеките тампон и поместите обратно в пробирку, не прикасаясь ватничком к стенкам пробирки и окружающим предметам. Таким же способом берется мазок с корня языка (язычной миндалины). Чтобы подтвердить наличие грибковой флоры, забор проводится методом соскоба также в стерильных условиях.
Уход за трахеостомой
В первые дни после трахеостомии, при использовании металлической или пластмассовой канюль с внутренними трубками, следует проводить их туалет 2-3 раза в день.
1. Открыв замок-защелку наружной трубки, извлеките внутреннюю (вставочную) трубку и погрузите ее на 5-7 минут в 3% раствор перекиси водорода. Затем очистите внутреннюю поверхность трубки с помощью гибкого зонда с навернутой на него ватой, промойте проточной водой и обработайте раствором антисептика. Затем трубку осушите, и смажьте вазелиновым маслом, 1% гидрокортизоновой мазью или мазью с антибиотиком.
2. Перед установкой внутренней трубки в наружную, проведите санацию трахеобронхиального дерева с помощью стерильного катетера, соединенного с электроотсосом, произведите аспирацию из трахеи патологического секрета (слизь, гной, кровь).
3. Перед и после каждой аспирации закапывайте в трахею 1-2 мл антисептика или изотонического раствора, хлорида натрия. Во время аспирации катетер (при закупорке его густой слизью, корками и др.) промойте с помощью отсоса раствором антисептика.
4. После проведения санации вставьте внутреннюю трубку в наружную.
5. Обработайте кожу вокруг трахеостомической трубки цинковой мазью или пастой Лассара
6. Поместите под щитком трахеостомической канюли стерильную марлевую салфетку (4 слоя) в виде «штанишек».
7. Для уменьшения вязкости слизи в трахее периодически вводите в канюлю 5-10 мл солевых растворов (2% раствора натрия гидрокарбоната, изотонический раствор хлорида натрия).