Отношения Грузии и России в 2000-2003 гг. Влияние Чеченского конфликта




 

Общая тенденция к ухудшению российско-грузинских отношений в последние годы объясняется существованием целого ряда вопросов внешней политики, по которым наблюдаются значительные расхождения в позициях российской и грузинской сторон. Первой точкой напряженности в двусторонних отношениях стала судьба группы чеченских боевиков, задержанных грузинскими властями. По данному факту в министерстве госбезопасности Грузии возбуждено уголовное дело, боевики обвиняются в незаконном пересечении границы, незаконном ношении огнестрельного оружия и боеприпасов, а также в переходе с этим оружием на территорию другого государства. Задержанные боевики просят, чтобы судебный процесс прошел в Грузии, а Россия потребовала их выдачи.

Ударом по позициям российских властей стали результаты визита в Тбилиси генпрокурора Виктора Устинова, прибывшего туда по поручению президента Владимира Путина. Решительный отказ грузинской стороны немедленно экстрадировать чеченцев стал для него сюрпризом. Грузинская сторона апеллирует к нормам международного права, в частности, к Минской конвенции о выдаче преступников, где оговорен перечень документов, которые должна представить сторона, требующая выдачи преступников (а российская сторона на момент визита Устинова практически не обладала информацией о задержанных, даже фамилии боевиков Генпрокуратуре сообщили журналисты). Однако Россия надеялась на принятие политического решения, которое продемонстрировало бы желание грузинских властей "загладить вину" за нахождение чеченских боевиков в Панкисском ущелье и попытку их прорыва в Россию, которая привела к человеческим жертвам. С точки зрения российских властей, логика борьбы с терроризмом в современном мире должна превалировать над всеми остальными соображениями[13].

Отношение грузинского общества к этому вопросу далеко не однозначное. Например, посол Грузии в России Зураб Абашидзе, выступая по грузинскому телевидению, высказался за немедленную экстрадицию чеченских боевиков, поскольку, по его словам, "это соответствует международным обязательствам Грузии". По мнению некоторых политиков, выдача сепаратистов может привести к активизации чеченских боевиков на территории Грузии. С другой стороны в Тбилиси очень хорошо понимают, что Россия вправе обвинить Грузию в потворстве терроризму. Такая мысль уже прозвучала из уст министра иностранных дел России Игоря Иванова, который в данном контексте заметил, что "у грузинского руководства опять слова разошлись с делом". Но всерьез рассчитывать на то, что это поссорит Грузию и США, не приходится. Примечательно, что поиск реальной альтернативы Эдуарду Шеварднадзе ведется частью грузинского истеблишмента именно в США. Так, депутатом парламента от фракции "Абхазия" Германом Пацация была выдвинута идея предложить бывшему председателю Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генералу Джону Шаликашвили выдвинуть свою кандидатуру на пост президента Грузии на выборах 2005 года. Логика проста: избрание американца должно усилить политическую поддержку Тбилиси со стороны Вашингтона и скорейшее вступление в НАТО.

Вторая точка напряженности связана с гибелью в Грузии полковника Вооруженных сил России Игоря Зайцева, ответственность за которую, с точки зрения российского МИД, "полностью ложится на грузинские власти". "МИД России уже обращал внимание грузинской стороны на то, что факт исчезновения Зайцева имел место на фоне агрессивных акций боевиков и международных террористов против России с территории Грузии, сопровождавшихся шумной антироссийской кампанией, в которой приняли участие и официальные лица в Тбилиси", - заявил официальный представитель российского внешнеполитического ведомства почти сразу же после того, как тело Зайцева было опознано[14]. Впрочем, грузинские правоохранительные органы утверждают, что основным подозреваемым в совершении преступления является бывший военнослужащий российской армии, а само преступление носит чисто уголовный характер.

Третья точка напряженности - вопрос об обстрелах грузинской территории. Грузия обвиняет в них российские Вооруженные силы, а те, в свою очередь, выступают с опровержениями. Пресс-секретарь грузинской миссии наблюдателей ОБСЕ Фолькер Якоби заявил, что его организация располагает сведениями о том, что Россия нанесла бомбовые удары по грузинской приграничной территории. А нынешний председатель ОБСЕ министр иностранных дел Португалии Антониу Мартинш призвал стороны воздержаться от шагов, которые могли бы осложнить и без того напряженные отношения между двумя странами.

Четвертая точка напряженности - конфликт по поводу полетов гражданских самолетов. Грузия ввела ограничения на дневные полеты российских авиакомпаний над своей территорией, поэтому "Аэрофлот" и "АвиаЭкспрессКруиз" были вынуждены перенести свои рейсы в Тбилиси на поздний вечер. На этот шаг Минтранс Грузии пошел в ответ на действия российских авиавластей, которые отказываются подписывать планы дневных полетов грузинской компании "Айрзана", мотивируя это тем, что на юге России проходят военные учения. При этом самолеты российских компаний летали над этим районом в любое время. В итоге попасть в Грузию, пока обе страны не договорятся об уступках, можно только ночью.

Наконец, пятая точка напряженности - конфликты внутри самой Грузии, которые автоматически обостряются после роста напряженности на российско-грузинской границе. На чрезвычайном заседании прогрузинского верховного совета Абхазской автономной республики в изгнании было принято решение об отмене принятого в 2001 году моратория на действия "грузинских партизан". Планировалось, что грузинские беженцы сформируют партизанские отряды и "сделают все для силового разрешения абхазской проблемы". Правда, после затяжных переговоров госминистр Грузии Автандил Джорбенадзе и его абхазский коллега Анри Джергения все же договорились о начале совместного патрулирования Кодорского ущелья. Во избежание инцидентов патрулирование будет осуществляться при посредничестве наблюдателей ООН. Правда не очень понятно, как к этому отнеслись представители миротворческих сил СНГ, которые пока еще расквартированы в Абхазии, и в чью зону ответственности входит Кодорское ущелье. И насколько совместное патрулирование окажется эффективным.

В то же время абхазы ищут сближения с другими оппонентами Тбилиси - представителями Южной Осетии: недавно прошли консультации по вопросу проведения совместных осетино-абхазских антитеррористических учений. "Такое сотрудничество уместно рассматривать как поиск возможных способов обороны", - сказал непризнанный Грузией югоосетинский президент Эдуард Кокойты. По его словам, в условиях, когда на территории Грузии нашли убежище международные террористы, Цхинвали и Сухуми должны быть всегда готовы помочь друг другу. "Часть чеченских банд-формирований может передислоцироваться из Панкисского ущелья как в Абхазию, так и в Южную Осетию", - сказал он. "Цхинвали располагает достоверными данными о том, что один из заместителей министра госбезопасности Грузии встречался с чеченскими боевиками и предлагал им провести какие-то акции на территории Южной Осетии, чтобы затем ввести под предлогом наведения порядка грузинские войска", - заявил Эдуард Кокойты[15]. Очевидно, что и Абхазия, и Южная Осетия рассчитывают на поддержку со стороны России, выдвигая "антитеррористические" лозунги в своем давнем споре с Тбилиси.

Таким образом, тревожное затишье в российско-грузинских отношениях может в любой момент смениться новым всплеском эмоций. Очевидно, что большинство "точек напряженности" непосредственно связаны с отказом Грузии выполнить требование российской стороны о скорейшей выдаче чеченцев. У России в данной ситуации меньше свободы для маневра - действия чеченских боевиков, проникающих на ее территорию из Панкиси, потери среди пограничников наносят ущерб авторитету российской власти. Боевых столкновений такого уровня уже не было давно, и сам факт прорыва крупных групп боевиков в Чечню ставит под вопрос ход "замирения" республики (а именно снижение напряженности в регионе является одним из основных аргументов в пользу проводимой российскими властями политики "чеченизации").

Как значительная часть истеблишмента, так и население все чаше вспоминают о "афганском" опыте США, которые начали антитеррористические боевые действия без санкции ООН (а теперь американцы вступились за режим Эдуарда Шеварднадзе). В связи с этим возникает тема двойного стандарта, которая накладывается на восприятие Грузии в российском обществе как традиционной (с XVIII века) зоны влияния именно России. Однако, наряду с общественным мнением внутри страны, существенным ограничителем для ее руководства продолжает оставаться международный фактор: учитывая позицию США, России вряд ли удастся получить мандат ООН для того, чтобы решить панкисскую проблему вооруженным путем. А без этого мандата Россия действовать не может, так как она традиционно отстаивает принцип решения международных споров именно с помощью ООН, где она унаследовала от СССР право вето в Совете Безопасности.

В то же время Шеварднадзе может проводить свою традиционную линию, основанную на сочетании "твердого" и "мягкого" подходов. Не исключено, что после соблюдения необходимых формальностей некоторых чеченских боевиков все же выдадут России (такие прецеденты были и раньше), что даст возможность грузинским властям говорить о своей доброй воле в деле борьбы с терроризмом. Однако основную ставку Шеварднадзе, как и прежде, будет делать на стратегическое партнерство с США, в том числе и в антитеррористической сфере, и, соответственно, дистанцирование от России. А это, в свою очередь, будет стимулировать сохранение проблемного характера российско-грузинских отношений даже в том случае, если чеченские боевики покинут Панкиси.

Кроме вышеизложенных проблем, существенную роль в ухдшении российско-грузинских взаимоотношений сыграл вопрос о выводе российских войск с территории Грузии. Грузинская сторона нервно реагировала на называемые возможные сроки вывода российских войск с территории Грузии в районе Батуми и Ахалкалаки, о чем недавно вели вязкие переговоры представители двух министерств обороны, так и не достигнув взаимопонимания. Москва называет реальными для окончательного завершения этого процесса 11 лет, председатель комитета по обороне Госдумы Андрей Николаев на свой страх и риск "снизил" этот срок даже до 6-7 лет. Но о двух-трех годах, как этого требуют грузинские власти, в России никто речи не ведет. И дело здесь не в том, что Москва не хочет, чтобы вывод этот выглядел как бегство и упирается без должных на то оснований. Основания есть, и главное из них - время для размещения военнослужащих и создания условий для их работы и жизни в новых местах дислокации, которой сейчас просто нет. Есть и другие проблемы: передислокация части российских военных из Грузии на военную базу Армении вызывает, например, беспокойство в Азербайджане. Там с учетом неурегулированного конфликта в Нагорном Карабахе считают, что "Россия превращает Армению во взрывоопасный арсенал и еще больший очаг напряженности, который в любой момент может быть направлен против соседних государств"[16].

Кроме того, Грузия уже сейчас предполагает предъявить России счет за пользованием военными базами на ее территории в размере 700 млн долларов США в случае, если до июня следующего года вопрос о сроках вывода не будет окончательно согласован. Надо полагать, это станет для России еще одним неприятным стимулом для того, чтобы побыстрее убраться с грузинских территорий, и настроение Москве не улучшит. К тому же Грузия настаивает на проведении международного мониторинга выполнения Россией обязательств по ликвидации своей военной базы в Гудаутах. Это тоже свидетельствует о недоверии и не способствует потеплению, о наличии которого говорит Шеварднадзе.

Однако Шеварднадзе тут же смягчает остроту создавшейся ситуации, заявляя о том, что позиция Тбилиси в вопросе определения сроков вывода войск "может стать более лояльной и гибкой". При этом он не говорит конкретно, от чего зависит изменение этой позиции, но намекает на будущий российско-грузинский рамочный договор. К тому же он хочет, чтобы к процессу вывода российских войск из Грузии подключились США. Последнее тоже можно расценивать, как желание Тбилиси использовать авторит Вашингтона в качестве дополнительной "гирьки" для давления на Москву.

Усилившееся в последние дни желание Шеварднадзе видеть Грузию в НАТО и все большее сближение с США тоже оставляет Тбилиси меньше времени для укрепления отношений с Россией. Но президент Грузии и здесь не видит никаких проблем, заявляя, что членство в НАТО не помешает Грузии остаться в СНГ. Грузинская оппозиция, правда, этого мнения не разделяет, подчеркивая, что в нынешнем неприглядном состоянии и с такими отношениями с Россией Грузию в НАТО никто не примет. Это подтверждается и тем, что в стране стали появляться партии, которые в своей программе главной целью провозглашают необходимость коренного пересмотра в лучшую сторону отношений Тбилиси и Москвы. Такую партию под названием "Медведь" решил основать на днях бывший министр внутренних дел Грузии Темур Хачишвили, отсидевший в заключении несколько лет по обвинению в организации теракта против Шеварднадзе.

Между тем, в Тбилиси проходит торжественная церемония выпуска первого батальона спецназа коммандос, подготовленного американскими инструкторами, которая на фоне споров о выводе российских войск с территории Грузии тоже заставляет задуматься над тем, кто Шеварднадзе ближе - Вашингтон или Москва.

Президент Грузии на днях пытался также сгладить совсем не дружественное для Москвы решение грузинского парламента, принявшего рекомендацию не голосовать за вступление России в ВТО и ускорить вывод военных баз из республики. Он не согласился с мнением парламента. Создается впечатление, что в демонстрации своих отношений к России в Грузии пытаются использовать неоригинальный и неэффективный механизм "кнута и пряника".

Если говорить об экономике, то и здесь грузинский президент старается стать не теснее привязанным, а более независимым от России. Об этом говорят его старания продвинуть осуществление проекта строительства газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум и форсировать начало строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. При этом Шеварднадзе опять же остается верным своей тактики и для сглаживания ситуации не забывает упомянуть о том, что "Россия останется для Грузии важным энергопартнером".

Исходя из реального положения во взаимоотношениях двух стран некоторые российские политологи оценивают стратегическую значимость Грузии для России как маргинальную. Так думает, например, президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. По его мнению, Шеварднадзе ведет себя по-прежнему как глава МИД одной из сверхдержав в эпоху противостояния в биполярном мире. Это мнение разделяют и многие другие наблюдатели в России[17].

В 2002 году угроза войны между Грузией и Россией стала более реальной, чем когда бы то ни было с тех пор, как 12 лет назад Грузия приобрела независимость. Москва угрожала военным вторжением в Грузию с целью преследования здесь чеченских боевиков. Тбилиси, в свою очередь, ищет - и надо сказать, успешно - поддержки у Запада.

На саммите глав стран СНГ, который прошел в Кишиневе 7 октября 2002 года, президенты Путин и Шеварднадзе, казалось, пришли к согласию по некоторым вопросам. По их словам, достигнута договоренность о проведении совместного патрулирования 82-километрового чеченского участка границы с Грузией для предотвращения попыток чеченских боевиков пересечь ее. Кроме того, Грузия экстрадировала пятерых чеченских боевиков, задержанных на территории страны в конце августа.

Однако детали соглашения все еще не разработаны, и отношения между двумя странами остаются чрезвычайно натянутыми.

В основе этих разногласий - Панкисское ущелье. Ситуация в ущелье стала предметом горячих споров частично потому, что Панкиси в действительности не является ущельем, а также по той причине, что оно расположено в 70 км от чеченской границы.

Неприятностями Панкиси обязан своему 7-тысячному населению кистинцев - этнических чеченцев, обосновавшихся здесь в начале 19 века. В 1999 году они, в свою очередь, приютили чеченских беженцев, которые бежали сюда от второй российской кампании в Чечне. Вместе с беженцами сюда, однако, пришли сотни боевиков. Долина превратилась в регион, неподконтрольный грузинским властям[18].

В этой ситуации, возможно, и при содействии отдельных высокопоставленных представителей официального Тбилиси Панкиси стал центром организованной преступности. "Проблема возникла по небрежности министерств госбезопасности и внутренних дел - не потому, что эти структуры были коррумпированными, но потому, что они не знали, как с этим бороться", - говорит президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований Александр Рондели.

По словам Рондели, положение стало улучшаться только с уходом прежних министров внутренних дел и государственной безопасности. В беседе с иностранными гостями новый глава министерства внутренних дел Коба Нарчемашвили признал: "Правительству Грузии было трудно контролировать ситуацию".

"В течение трех лет нас никто не замечал, никто сюда не приезжал, с нами никто не разговаривал. О нас только говорили как о террористах", - со слезами на глазах сетовала одна чеченка. Она, казалось, была благодарна за то, что власти вновь присутствуют в регионе.

В начале августа 2001 г. источники в Тбилиси сообщили, что чеченские боевики покинули Панкиси - очевидно, при этом чеченцы заручились официальными обещаниями, что им не будут препятствовать. Одна из ретировавшихся групп была лояльна к чеченскому командиру Руслану Гелаеву и принимала участие в столкновении с русскими в ингушском селе Галашки 26 сентября. Среди убитых оказался британский оператор Родди Скотт, которого, как утверждают местные, видели в Дуиси.

23 августа 2001 г. российские самолеты (Москва по-прежнему не признает официально, что самолеты были российскими) бомбардировали село, расположенное по соседству с ущельем, в результате чего погиб один человек. Это стало последним толчком к тому, чтобы двумя днями позже грузинская сторона начала "антикриминальную операцию" в Панкиси. В результате здесь удалось задержать несколько боевиков, включая двух арабов, и конфисковать исламскую литературу экстремистской направленности.

Вскоре у границы были задержаны 13 раненных чеченских боевиков. Очевидно, что они возвращались в Грузию из Чечни, где они напоролись на российских пограничников. Пять человек из этой группы были позднее экстрадированы.

Грузинская сторона утверждает, что российские военные пытаются оправдать свои боевые неудачи, обвиняя Грузию, и что, имея на границе с Чечней 5000 пограничников - в отличие от грузинских трехсот, Москве следовало бы быть более удачливой в задержании чеченских боевиков.

Дальнейшее развитие ситуации зависит от уровня доверия, которое два относящихся друг к другу с подозрением соседа смогут установить между собой.

Грузинская сторона обещает быть более суровой по отношению к чеченским боевикам, на присутствие которых она прежде закрывала глаза. "Мы будем арестовывать всех, кто носят оружие и не являются беженцами", - сказал Нарчемашвили. - "Мы их всех задержим"[19].

В то же время существуют опасения возможной конфронтации между Россией и Грузией в Кодорском ущелье Абхазии - еще одном неспокойном регионе, где грузинские пограничники, абхазские солдаты и российские миротворцы находятся в непосредственной близости друг от друга.


Заключение

 

Рассмотрев динамику российско-грузинских взаимоотношений в 1991 - 2003 гг. можно заключить, что они развивались под влиянием нескольких сил и факторов. В качестве первого фактора можно назвать Советское прошлое. С распадом СССР в 1991 г. произошел резкий слом прежних политических схем, из республики, подчиненной центральным союзным органам власти Грузия мгновенно превратилась в независимое государство, отношения с которым России пришлось выстраивать заново. В построении этих отношений стороны неизбежно руководствуются в том числе и прошлым опытом. Грузия не хочет больше зависеть от России ни в какой области (политической, экономической и т.д.). Первый результат абсолютного отвержения прошлого опыта - отказ Грузии от вступления в СНГ. Во многом теми же причинами объясняется и значительное охлаждение отношений в последнее время. Грузинские власти предпочитают попасть под влияние США, которые, во-первых, представляют собой более могущественного покровителя, чем Россия, а во-вторых, являясь географически более отдаленной, по сравнению с Россией, страной предположительно будут меньше вмешиваться во внутренние дела Грузии.

Таким образом, советское наследие является предпосылкой сепаратистских тенденций в грузинско-российских отношениях. С другой стороны, существуют объективные причины по которым полное игнорирование Грузией России невозможно. Во первых, Грузия нев состоянии на сегодняшний день обеспечить охрану своих внешних границ на должном уровне без привлечения Российских пограничников. События последнего времени (2002 - 2003 гг.) говорят о попытках Грузии привлечь американскую помощь для этой цели. Во вторых, Россия остается главным внешнеторговым партнером Грузии, не смотря на то, что в последнее время значительно возросла доля во внешнеторговом обороте других государств (особенно Турции).

Не лишне будет вспомнить обстоятельства, предшествующие вступлению Грузии в СНГ. А именно - использование Российских вооруженных сил для подавления попытки государственного переворота, совершенной отстраненным президентом Грузии Звиадом Гамсахурдия. Однако нынешний президент Э. Шеварнадзе, похоже чувствует себя достаточно уверенно, чтобы отказаться от военного присутствия России в Грузии, не опасаясь повторения событий 1993 г.

Далеко неоднозначно на российско-грузинские отношения повлиял грузино-абхазский конфликт и участие в нем России. Правительство Грузии оказалось неспособным самостоятельно урегулировать этот конфликт, грозивший перерасти в полномасштабную войну. Вмешательство России с одной стороны помогло избежать этой угрозы, с другой стороны - не позволило Грузии решить проблему силовыми методами. Положение, когда существуют две противоположные точки зрения на статус Абхазии: власти Грузии считают ее неотъемлемой частью Грузии, а власти самой Абхазии - автономным образованием, не приводит к открытому столкновению только благодаря присутствию Российских миротворцев.

Характерно, что в русле общей стратегии размежевания с Россией Грузия требует вывода миротворческих сил из Абхазии. Трудно сказать к чему приведет этот шаг, которому Россия практически никак не может препятствовать, поскольку вынуждена считаться с волей официальных властей Грузии. Абхазская автономия на сегодняшний день не признана никакими международными организациями, и пойти на одностороннее признание за этой республикой права на независимость Россия не может. Тем более невозможным является включение Абхазии в состав России, подобный шаг однозначно расценивался бы как посягательство на суверенитет Грузии.

Контртеррористическая операция России в Чечне послужила моментом, значительно повлиявшим на российско-грузинские взаимоотношения. Грузией эта операция была воспринята как агрессия, косвенно направленная против всех государств Закавказья. Россия показала, что может представлять опасность для Грузии. Вопрос о ситуации в Панкистском ущелье трудно назвать простым и ясным. Были ли действительно чеченские боевики в этом ущелье, насколько об этом были информированы Грузинские власти, производились ли бомбардировки ущелья российскими вооруженными силами - однозначного ответа на эти вопросы пока не существует.

Так или иначе, можно констатировать напряженность в российско-грузинских отношениях, вызванную многими факторами и способствующую сближению Грузии и США. Россия в этих условиях должна приложить все силы, чтобы сохранить свое влияние в регионе, в ситуации сокращения военного присутствия в Грузии можно усилить экономическое сотрудничество с этой страной, или компенсировать потерю позиций в Грузии усилением присутствия в других государствах региона.


Литература

 

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска - М., 2000

2. Беридзе В. Кузьмичев А. Кто виноват и что делать? // Независимая газета 14 января 2000

3. Гаждиев К.С. Геополитика Кавказа - М., 2001

4. Данилов Г.А. Россия в Закавказье: фактор российского миротворчества (на примере грузино-абхазского конфликта) - М., 1999

5. Загашвили В.С. Взаимные экономические интересы России и государств Закавказья - М. 1999

6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации - 10 января 2000

7. Независимая газета - 2000 23 февр.

8. Независимая газета - 2002 15 января.

9. Нодия Г. Политическая смута и этнотерриториальные конфликты в Грузии // Спорные границы на Кавказе - М., 1996

10. Свободная Грузия - 1993 15 ноября.

11. Свободная Грузия - 1998 13 янв.

12. Свободная Грузия - 2002 1 дек.

13. Тернин Д. Интересы безопасности и политика России в Кавказском регионе - М., 1996

14. Чернявский С. Южный Кавказ в планах НАТО // Международная жизнь - 1998 сент.

15. www.politvektor.ru

16. www.politcom.ru

17. www.inosmi.ru

18. https://www.abhaziya.org

19. https://www.vybory.ru


[1] Концепция национальной безопасности Российской Федерации – 10 января 2000

[2] Данилов Г.А. Россия в Закавказье: фактор российского миротворчества (на примере грузино-абхазского конфликта) – М., 1999

[3] Беридзе В. Кузьмичев А. Кто виноват и что делать?//Независимая газета 14 января 2000

[4] Гаждиев К.С. Геополитика Кавказа – М., 2001

[5] Загашвили В.С. Взаимные экономические интересы России и государств Закавказья – М.. 1999

[6] Чернявский С. Южный Кавказ в планах НАТО//Международная жизнь – 1998 сент.

[7] www.politvektor.ru

[8] Беридзе В. Кузьмичев А. Кто виноват и что делать?//Независимая газета 14 января 2000

[9] Свободная Грузия – 1993 15 ноября.

[10] Независимая газета – 2000 23 февр.

[11] Бжезинский З. Великая шахматная доска – М., 2000

[12] www.politcom.ru

[13] Гаждиев К.С. Геополитика Кавказа – М., 2001

[14] Независимая газета – 2002 15 января.

[15] https://www.vybory.ru

[16] www.inosmi.ru

[17] www.inosmi.ru

[18] https://www.abhaziya.org

[19] Свободная Грузия – 2002 1 дек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: