Введение
Новое время вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между людьми, основными факторами которых являются меняющиеся образы социальных категорий в представлении личности. Наука и практика сегодня, как никогда, заинтересована данной проблемой. Кризисное время, кроме обострения многих общественных противоречий, характеризуется также повышением уровня различных форм девиантности. Одной из причин отклоняющегося поведения является наличие размытых образов социальных категорий в представлении личности. Цель исследования – изучить образы социальных категорий в представлении зрелых людей. Объект исследования – 60 мужчин и женщин в возрасте от 25 до 55 лет. Предмет исследования - социальные категории в представлении зрелых людей.
Образы социальных категорий в представлении зрелых людей
Образы социальных категорий в представлении зрелых людей связаны с гендерными различиями и условиями проживания. Для достижения цели исследования применены следующие методы научного исследования: анализ теоретических источников, тестирование, анкетирование, сравнительный анализ. Методологической основой исследования явились положения теории социальных представлений С. Московиси. В основу исследования положены теоретические подходы к изучению личностных особенностей взрослых людей, раскрытые в концепции «образа мира» А.Н. Леонтьева, концепции социальной перцепции Г.С. Абрамовой, А.В. Либина, К.А. Абульхановой-Славской.
Теоретический анализ проблемы образов социальных категорий в представлении зрелых людей показал, что зрелый человек стремится занимать ключевое место в обществе, но в связи со сложностью образов социальных категорий в представлении личности возникает проблема исследования факторов, влияющих на данный процесс, наличия изменений в процессе формирования социальных коммуникаций. Особенно важна проблема функций образов социальных категорий, которые они играют на разных возрастных этапах, и возможности управления данным процессом.
|
В эмпирической части данного исследования выявлялись особенности образов социальных категорий в представлении мужчин и женщин зрелого возраста в зависимости от социального статуса; а также специфика образов социальных категорий в представлении сельских и городских мужчин и женщин зрелого возраста. Стадия юности и ранней зрелости охватывает период с 17 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Начало зрелости характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как жизненная стойкость, ценностные ориентации, жизненные смыслы, духовные потребности. Анализ данных эмпирического исследования показал, что подавляющее большинство мужчин и женщин зрелого возраста относятся к сравнительно слабо дифференцированному базовому слою общества. Содержание их труда в основном соответствует индустриальной ступени развития общества. Общественная значимость этого слоя связана с тем, что он концентрирует основную часть трудового и потребительского потенциала общества. По сравнению с категориями элиты и обеспеченных, его интересы слабее артикулированы, а поведение в деловой и политической сферах отличается меньшей активностью. Средний слой, по проведенным в ходе исследования расчетам, составляет большую часть активного населения. Но, думается, с учетом не попадающих в социологические опросы люмпенизированных групп населения его доля составляет не менее 12-15%.
|
Период зрелости характеризуется переходом к независимости в экономическом отношении. В это время приобретается новый статус, который складывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Становление статуса отдельного человека зависит от системы общественных отношений и социальных преобразований. В то же время статус личности изменяется в зависимости от меры активности самого человека, который может осознавать свое положение в обществе и стремится укрепить свой статус или, напротив, относится к нему пассивно, приспосабливаясь к существующему положению.
В этом смысле образы социальных категорий при адаптации индивида к новым условиям не играют решающей роли, они могут быть одним из негативных факторов коммуникативной деятельности, но на характер адаптации они влияют в незначительной степени. Особую решающую роль, по нашему мнению, они могут оказать только на адаптацию психологически незрелой личности – ребенка, инфантильного субъекта или психически больного человека. Это подтверждено результатами эмпирической части нашего исследования.