ЗПР И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ




РЕФЕРАТ

по дисциплине «Нарушение речи их коррекция у лиц

с ограниченными возможностями здоровья»

на тему: «Характеристика речевых нарушений детей

с задержкой психического развития»

 

 

Подготовил:

Студент 4 курса,

группы З - СДО 18\3 (А)

Тихон Ю.Н.

 

Проверил: ст. преп.

Бачурина С.Н.

 

Оценка

_____________________

 

г. Донецк, 2019

 

С ОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ "ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

2. ЗПР И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

3. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

· Артикуляционный аппарат

· Звукопроизношение

· Фонематическое восприятие

· Звуковой анализ

· Лексика

· Грамматический строй речи

· Связная речь

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, являются: рождение детей с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.

 

1. ПОНЯТИЕ "ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Особенностью задержки психического развития (ЗПР) является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность.

Особенностью психического развития детей с задержанным развитием в дошкольном возрасте является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти, часто наблюдается отставание в развитии речи.

 

ЗПР И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

 

Так как одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а, следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недоста­точностью дифференциации речеслухового восприятия, рече­вых звуков, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность

Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Е. В. Мальцева выделяет 3 группы.

· Первая группа — дети с изолированным дефектом, прояв­ляющимся в неправильном произношении лишь одной груп­пы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

· Вторая группа — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охва­тывают 2—3 фонетические группы и проявляются преимуще­ственно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематичес­кого анализа.

· Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нару­шений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

 

3. РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

 

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Артикуляционный аппарат

Дети с ЗПР имеют различные отклонения в строении органов артикуляции:

-аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус);

-укорочение подъязычной связки;

-толстый массивный язык;

-высокое узкое («готическое») или уплощенное твердое небо;

-дефекты строения зубного ряда.

Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Движения языка неточные. При смене артикуляционных укладов нарушается плавность переключения и последовательность движений.

Многие артикуляторные позы дети могут выполнить только по подражанию после нескольких попыток.

 

Звукопроизношение

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

Преобладающим видом нарушения звукопроизношения является смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). При этом смешение звуков имеет место в речевом потоке, в то время как при произношении отдельных слогов или слов этого может не наблюдаться.

Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, что, как правило, является проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц, а также нарушением фонематического восприятия и ослаблением контроля со стороны ребенка за артикуляцией звуков, когда основное внимание его сосредоточено на смысловой стороне высказывания. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с ЗПР представляет значительную трудность.

Менее распространенными нарушениями звукопроизношения у детей с ЗПР являются искажения (преимущественно межзубное произношение свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука [ р ]), стойкие замены одного звука другим (чаще р → л, л → л, л → в, ш → с, ж → з). Наблюдается и отсутствие звука (чаще [ р ]).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: