ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ НАУКИ




 

Существует два основных вида периодизации:

1) фор­мальный, когда в основу деления истории предмета на соответствующие ступени кладется тот или иной отдель­ный «признак» (или их группа); 2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходи­мо выделить из всех других противоречий последнего. Формальная периодизация широко применяется особен­но на начальных этапах исследования истории предмета, т, е. на эмпирическом уровне, на уровне «явления», и поэтому ее нельзя, разумеется, недооценивать или, тем более полностью отвергать. Вместе с тем значение этого вида периодизации нельзя преувеличивать, абсолютизи­ровать ее возможности. Переход в научном исследовании на теоретический уровень, на ступень познания «сущность» предмета, вскрытие его противоречий и их развития означает, что периодизация истории предмета должна уже осуществляться с более высокой — диалектической точки зрения, На этом уровне предмет необходимо изобразить как «совершающее процесс противоречием. Главные фор­мы, ступени развертывания этого противоречия (прежде всего основного) и будут главными этапами развития пред­мета, необходимыми фазами его истории.

Таким образом, развитие, история предмета, его пере­ходы от одного этапа к другому, есть, в конечном счете, не что иное, как развертывание основного, фундаменталь­ного противоречия между его полюсами (противополож­ностями). Каждый основной этап, главная, необходимая ступень — это одно из посредствующих звеньев этого раз­вертывания, причем эволюция основного противоречия — это процесс возрастания не только количества посредству­ющих, промежуточных звеньев, но и их качественных раз­личий, выражающих специфику каждого главного этапа истории предмета. Применяя сказанное о периодизации к истории науки, следует, прежде всего, подчеркнуть следующее. Наука — явление конкретно-историческое, проходящее в своем развитии рад качественно-своеобразных этапов. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отече­ственной и зарубежной литературе. Один из подходов, который получает у нас все большее признание, разрабо­тан на материале истории естествознания — прежде всего физики (В. С. Степин, В. В. Ильин и Др.) и состоит в следующем.

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI—XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования ре­альной действительности.

Наука как целостный феномен возникает в Новое вре­мя вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклас­сический, постнеклассический (современный). На каж­дом из этих этапов разрабатываются соответствующие иде­алы, нормы и методы научного исследования. формиру­ется определенный стиль мышления, своеобразный поня­тийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

Этапы:

Преднаука (зарождение элементов, предпосылок науки). Происходила на Древнем Востоке, в Греции, Риме, в Средние века вплоть до XVI-XVII веков.

Наука как целостный феномен Сформировалась в Новое время. Феномен науки, в свою очередь, проходит 3 основных этапа:

· классический

· неклассический

· постнеклассический

Критерий данной периодизации - отношение объекта и субъекта познания.

Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятель­ности. Такое устранение рассматривалось как необходи­мое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

Неклассическая наука (первая половина XX в.), ис­ходный пункт которой связан с разработкой релятивистс­кой и квантовой теорииэ отвергает объективизм классичес­кой науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве усло­вия объективно-истинного описания и объяснения мира,

 

3. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учиты­вает соотнесенность характера получаемых знаний об объек­те не только с особенностью средств и операций деятель­ности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевы­ми структурами.

 

Понятие «постнеклассическая наука» ввел в философский оборот академик В.С. Степин. Согласно Степину, смена научных картин мира сопровождается коренным изменением нормативных структур исследования, а также философских снований науки. Эти периоды он называет «глобальными революциями», которые приводят к изменению научной рациональности.

 

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (со­вокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи,

Клас­сическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее кар­тина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

С неклассической наукой связана па­радигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма ста­новления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергети­кой, изучающей общие принципы процессов самооргани­зации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» — это ориентация на историческое время, системность (целост­ность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

При этом смену классического образа науки некласси­ческим, а последнего — постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и мето­дологических установок предшествующего этапа. Напро­тив, между ними существует преемственность. Налицо «закон субординации»: каждая из предыдущих стадий вхо­дит в преобразованном, модернизированном виде в пос­ледующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия, Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механи­ки, а достаточно было ограничиться классическими нор­мативами исследования.

 

В истории естествознания Степин выделяет четыре глобальных революции:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: