Рабочие программы
По учебным предметам
Класс
Учитель: Пантелеева Светлана Владимировна
г. Екатеринбург
2017г
Пояснительная записка
Цель реализации рабочих программ по учебным предметам – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочих программ по учебным предметам в 1 классе
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 9»:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции);
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям И организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- федеральные перечни учебников, рекомендованные (допущенные) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, зарегистрирован в Минюсте России № 1047 от 5 сентября 2013 г., регистрационный номер 30213);
- приказы Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08 июня 2015 г., № 1529 от 28 декабря 2015 г., № 38 от 26 января 2016 г., № 459 от 21.04.2016 г., № 1677 от 29.12 2016 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
|
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2015 г. N 08-1189 "О направлении информации по использованию в работе методических рекомендаций о формировании антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, разработанных ФГБОУ ВПО "Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9»;
- Учебно – методический комплекс (УМК) «Школа России», рабочие программы для всех учебных предметов, под редакцией А.А. Плешакова.
Рабочие программы разработаны в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9» (вариант 7.2).
В основу рабочих программ заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования и предоставляет обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
|
Содержание учебного материала пролонгировано с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихсяна 1 класс и 1 дополнительный класс (календарные сроки определяются Стандартом). «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по предмету сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
Все рабочие программы учитывают не только общие, но и специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР и конкретизируют их в соответствующих разделах пояснительных записок, в определении содержания образования, в календарно-тематическом планировании и ожидаемых результатах.
Придание результатам образования социально и личностно значимого характера определяется вниманием к формированию жизненных компетенций обучающихся с ЗПР. Все программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области соотнесены с критериальными показателями развития жизненных компетенций.
Прочность усвоения обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения определяется увеличенными часами на изучение сложных для понимания тем, межпредметными связями, предполагающими неоднократное обращение к изучаемому предметному материалу на уроках и во внеурочной деятельности. Примером подобного согласования являются рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение». Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития предполагается на основе формирования универсальных учебных действий. Выделяются соответствующие учебным предметам критерии оценки проявлений сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий, а также конкретизированы личностные результаты образования, что в полной мере соотносится с формированием жизненных компетенций.
|
Содержание рабочих программ с одной стороны, соответствует ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и опирается на предметную линию учебников «Школа России», с другой стороны учитывает многочисленные особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, которые и определяют их особые образовательные потребности. Материал учебников в соответствии с предлагаемыми рабочими программами используется выборочно, но предполагает более тщательную проработку.
Объем учебного материала, изучаемого детьми без ограничений по возможностям здоровья в 1 классе, разбит на два года. Для обучающихся с ЗПР 1 класс выполняет функцию подготовительного. Соответственно, все разработанные рабочие программы отводят на этот год меньший объем учебного материала, предполагают довольно длительный пропедевтический период.
Рабочие программы составлены по шести учебным предметам, относящимся к пяти предметным областям. Каждая рабочая программа состоит из пояснительной записки, основного содержания учебного предмета, календарно-тематического планирования, учебно-методического и материально-технического обеспечения и описания планируемых результатов.
В пояснительной записке обозначается цель, общие и конкретные задачи изучения учебного предмета в соотнесении с психологическими особенностями и особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР. Цели и общие задачи по каждому предмету формулируются в полном соответствии с приведенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР.
В разделе пояснительной записки общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета ( курса) упор делается именно на коррекционно-развивающее значение предмета, которое также соотносится с особыми образовательными потребностями детей. Там же отражается специфика учебного предмета или курса, разъясняются методические или методологические основания выбора содержания и приемов обучения.
В следующем разделе пояснительной записки значение предмета (курса) в общей системе коррекционно-развивающей работы коррекционная сущность конкретного предмета соотносится с его ролью в целях освоения других предметов или курсов коррекционно-развивающей области, а также с необходимыми для реализации программами внеурочной деятельности.
В разделе место предмета (курса) в учебном плане приводится общее количество учебных недель и часов, отводимых по учебному плану на предмет (курс), а также указывается ступенчатая в соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР длительность занятий.
Далее приводится основное содержание предмета (курса), выбранное из АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Важнейшим разделом всех рабочей программы является календарно-тематическое планирование (КТП). Оно приведено по четвертям с выделением часов на четверть и на раздел. Учебный материал в календарно-тематическом планировании соотнесен с соответствующими учебниками и пособиями, в нем детально продумана рекомендованная пошаговость изучения.
Следующий раздел рабочей программы – рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного предмета (курса).
Последним разделом рабочей программы являются планируемые результаты, которые, как было сказано выше, складываются из предметных, личностных, метапредметных и отражающих формирование сферы жизненной компетенции результатов. Предметные результаты указаны как общие, так и конкретные, соответствующие задачам на каждый год обучения.
Рабочие программынаправлены на решение следующих задач образования обучающихся с ЗПР:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования.
Ценность мира — 1) как общего дома для всех жителей Земли; 2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями; 3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Дар слова — как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи какобщности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободывыбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.
Современный выпускник начальной школы — это человек:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
- Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
- активизация познавательной деятельности обучающихся;
- повышение уровня их умственного развития;
- нормализация учебной деятельности;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- социально-трудовая адаптация.
У детей с задержкой психического, как правило, в процессе обучения выявляются следующие проблемы и трудности: