Обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется в трех организационных формах[49]. Первую составляет деятельность аппарата Верховного Суда РФ по обеспечению деятельности этого Суда (аналогично с моделями обеспечения Конституционного и Высшего Арбитражного судов РФ). Вторая охватывает деятельность Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, на который возложена функция обеспечения всех иных федеральных судов общей юрисдикции и отчасти мировых судей (судей субъектов Федерации). И третья форма реализуется в отношении мировых судей.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" деятельность Верховного Суда РФ, так же как и Конституционного и Высшего Арбитражного судов, обеспечивается его аппаратом. В настоящий момент отсутствует акт законодательного уровня, определяющий порядок и формы реализации такой деятельности, и она осуществляется на основании внутренних документов (положений и инструкций) Верховного Суда РФ, утверждаемых его руководителями. В составе этого Суда действуют секретариаты Пленума и Президиума, секретариаты судебных коллегий по гражданским и по уголовным делам, а также Военной коллегии (каждый из которых включает в себя канцелярии судебных составов - от 3 до 8), отделы обобщения судебной практики, работы с законодательством, проверки судебных решений в порядке надзора, контроля и исполнения решений, приема граждан, международно-правовой отдел, управление делами и др. Все эти подразделения осуществляют как организационное, так и информационное и отчасти материально-техническое обеспечение. Отдел кадров Верховного Суда РФ реализует функцию подбора и расстановки кадров аппарата Верховного Суда РФ, оказывает помощь в осуществлении кадрового обеспечения иных федеральных судов Председателю Верховного Суда РФ, сотрудничая в этом процессе с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Высшей квалификационной коллегией судей. На планово-финансовое и хозяйственное управления возложено финансовое и материально-техническое обеспечение этого Суда.
Деятельность иных федеральных судов обеспечивается, как уже выше было сказано, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации")[50]. Организация и деятельность этого государственного органа[51] регулируется специальным Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", принятом 8 января 1998 г.[52] Именно эта модель организационного обеспечения, что очевидно по времени принятия акта, и была предметом острых дискуссий, о которых упоминается в начале настоящего параграфа. Учреждение и фактическое создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ (далее - Департамент) в современной литературе оценивается чаще как "одна из действенных мер по укреплению судебной власти"[53], хотя, как опять-таки было показано выше, другие подсистемы судебной власти обеспечиваются по принципиально иной организационной схеме, что не вызывает особых нареканий[54].
К компетенции Департамента Закон (ч. 1 ст. 1) относит организационное обеспечение (все виды) деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных[55] и специализированных судов, а также финансирование мировых судей. Департамент ни при каких условиях не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4). Такой объем компетенции предопределил структуру Департамента, который состоит из центрального аппарата и управлений (отделов) в субъектах Федерации. Центральный аппарат или собственно Департамент осуществляет организационное обеспечение областных и приравненных к ним судов, военных и специализированных судов (ст. 6). Управления (отделы) соответственно - районных судов и финансирование мировых судей (ст. 14). Кроме того, центральный аппарат обеспечивает деятельность органов и учреждений, им создаваемых, и органов судейского сообщества республиканского уровня, а его управления (отделы) - органов судейского сообщества соответствующего субъекта Федерации. Перечень полномочий департамента чрезвычайно широк (и, отметим сразу, не является исчерпывающим)[56]. Назовем основные из них:
- разработка проектов федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам ведения;
- разработка и представление предложений о финансировании судов и органов судейского сообщества;
- разработка предложений о совершенствовании организации и деятельности судов; в том числе предложений о создании или упразднении судов, определение потребности судов в кадрах и обеспечение работы по подбору кандидатов как на должности судей, так и на государственные должности государственной службы в аппаратах судов;
- разработка нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
- ведение судебной статистики и архивов судов, организация делопроизводства в судах;
- организация строительства зданий судов, а также ремонта и их технического оснащения;
- организация иного материально-технического обеспечения судов, включая информационное и транспортное;
- организация материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов;
- обеспечение мер, совместно с иными государственными органами, гарантирующих неприкосновенность и безопасность судей и членов их семей.
В целях реализации названных полномочий в состав Департамента входят главные управления, управления и отделы: организационно-правового обеспечения деятельности общих судов, обеспечения деятельности военных судов, финансово-экономическое, государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионное, капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, учебных и образовательных учреждений, международно-правового сотрудничества и управление делами. В центральном аппарате представлены все названные подразделения, в управлениях (отделах) Департамента в субъектах Федерации часть может отсутствовать (например, отделы учебных и образовательных учреждений и международно-правового сотрудничества).
Непосредственно деятельность судов общей юрисдикции согласно ст. 17 Закона о Департаменте обеспечивает администратор суда. К его компетенции относится осуществление мер по:
- организационному обеспечению деятельности конкретного суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
- обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда;
- обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и иными информационными материалами;
- взаимодействию с правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда (вопросы безопасности, доставки лиц, содержащихся под стражей, в суд, обеспечения исполнения судебных решений);
- организации охраны зданий, помещений и иного имущества суда;
- бесперебойной работе транспорта, средств связи, хозяйственной службы;
- организации строительства зданий судов, их ремонта и технического оснащения.
Кроме того, администратор суда разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Департамента. Также администратор должен принимать иные меры по обеспечению деятельности суда.
Иными словами, вся организационная сторона деятельности судов общей юрисдикции сегодня должна осуществляться работниками Департамента разного уровня, в связи с чем необходимо кратко охарактеризовать порядок назначения на должности хотя бы ключевых фигур. Генеральный директор Департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ, заместители Генерального директора, так же Председателем Верховного Суда, но единолично и на основании представления Генерального директора Департамента. Начальник управления (отдела) департамента в субъекте Федерации назначается и освобождается от должности Генеральным директором Департамента по согласованию с председателем суда областного уровня соответствующего субъекта Российской Федерации, а также соответствующим советом судей и органами государственной власти, причем в порядке, установленном законом субъекта Федерации[57]. Заместители начальника управления (отдела) Департамента назначаются и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором. Администратор суда областного уровня назначается и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения Департамента по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Департамента в субъекте Федерации по представлению председателя соответствующего районного суда. Администраторы судов являются работниками Департамента, но в силу законодательной модели (причем вполне оправданно) администратор подчиняется как начальнику управления (отдела) департамента в субъекте Федерации, так и председателю соответствующего суда.
Такая организационная модель свидетельствует о чрезвычайной централизации и бюрократизации органа, что особенно ярко проявляется в "вытягивании" на более высокий уровень по вертикали полномочий по организационному обеспечению судов. Согласно действующему закону все вопросы областного уровня решаются в центральном аппарате, районного - на уровне субъекта Федерации. Еще более сомнительным представляется учреждение института администраторов суда. Двойственность правового статуса администратора, неопределенность его правовых связей с аппаратом суда, потребность преобразовывать каждое свое решение в отношении сотрудников суда в решения председателя суда и т. п. лежат на поверхности и, очевидно, должны привести к сложностям в реализации организационной модели. Как свидетельствует В. Дробышев, заместитель начальника Главного управления Департамента, анализ деятельности администраторов судов[58] высветил именно этот ряд проблем[59]. Абсолютно логичным представляется предложение, высказанное им, об изменении Федерального закона "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в части правового статуса администратора суда и перевода этой фигуры в аппарат суда, с одной стороны, и прямом подчинении председателю суда, с другой стороны. Именно поэтому думается, что, несмотря на приведенные выше положительные оценки законодательного решения вопроса об организационной модели обеспечения судов общей юрисдикции, они несколько завышены, а само решение не оптимально.
Есть и иные претензии к Закону, но они скорее относятся к сферам конституционного и административного права, поэтому оставим их за рамками настоящего исследования. Отметим лишь, что еще на стадии подготовки проекта названного Закона неоднократно высказывались аналогичные упомянутым и иные замечания и предложения, отвергнутые его разработчиками.
Заключение
Многостороннее исследование организации судебной власти в России позволяет сделать вывод, что молодая судебная власть, рожденная 12 декабря 1993 г. в результате проведенного референдума по принятию Конституции Российской Федерации, состоялась как власть и продолжает развиваться.
Принято около 300 законов, регламентирующих деятельность самой судебной власти и позволяющих успешно разрешать вопросы, входящие в ее компетенцию.
Открытый доступ к статистическим данным о работе органов судебной власти и складывающейся практике применения законов, ежегодно публикуемым в официальных юридических изданиях, способствует прозрачности и понятности деятельности судов для населения.
Предпринятое исследование позволило дать определение судебной власти, выявить ее как функцию государства, реализуемую через суды, объединенные в единую судебную систему России. Установлено, что в судах эту функцию осуществляют носители судебной власти - судьи, законная деятельность которых в рамках компетенции гарантируется и обеспечивается конституционными принципами.
В курсовом исследовании показано место, соотношение и взаимосвязи судебной власти с двумя другими ветвями власти, роль судебной власти как уравновешивающего начала в отношениях гражданина с государством.
Однако исследовательский потенциал рассматриваемых проблем далеко не исчерпан. Многие их аспекты актуальны и поныне. Так, еще не нормализовано финансовое и материальное положение мировых судей на закрепленных за ними судебных участках, недостаточна информационно-разъяснительная работа о значении мировых судей в обеспечении оперативности в разрешении дел, социальной стабилизации за счет активного применения процедуры примирения к противоборствующим сторонам. Необходимо приложить серьезные усилия к повышению авторитета судебной власти при восприятии ее населением па всех уровнях ее функционирования. Предстоит осмыслить практику контроля по вопросам доступа к правосудию и соблюдению сроков рассмотрения судебных дел при одновременном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в их деятельность.
Библиография
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета. 25 декабря. 1993г.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.).
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г.).
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.)
5. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 14 августа 2004 г.). Статья 11. Формирование квалификационных коллегий судей
6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 27 октября 2003 г., 30 ноября 2004 г.)
7. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г.)
8. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изм. и доп. от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г., 25 июля 2002 г., 2 июля 2003 г., 20 августа 2004 г.).
Научная литература
9. Власов А. А. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право. - 2004. - N 2. - С. 13-20
10. Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007
11. Гусев А. В. Правосудие дешевым не бывает... // Юридический мир. - 2004. - N 6. - С. 4-10
12. Гуценко К.Ф., М.А. Ковалев.Правоохранительные органы. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов.-М.:Зерцало,2007
13. Дмитриев Ю., Павловский В. К вопросу об определении понятия «судебная власть»//Право и жизнь. 2003. № 3 (55).
14. Замятин В. Как сделать суд «скорым» // Российская юстиция. 2002. № 10
15. Замятин В. Судебная волокита дорого обходится гражданам// Российская юстиция. 2002. №3
16. Зеленин С. Совершенствовать надо не статус судей, а эффективность правосудия// Российская юстиция. 2002. №1
17. Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003
18. Клеандров М.И. Судья — центральное звено судебной системы. -М, 2004
19. Комментарий к законодательству о судебной власти в Российской Федерации.- М., 2007
20. Кони А.Ф. Избранные произведения.-М.1980
21. Костров Г. К. Как правосудию стать правосудным? // Журнал российского права. - 2004. - N 10. - С. 3-14
22. Костров Г. Почему суд не становится третьей властью?// Российская юстиция. 2001. №12
23. Лазарева В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство. // Государство и право. 2001. № 5. С. 49
24. Лебедев В. Судебная власть в стране стала реальной.// Российская юстиция. 2001. №1. С.5
25. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. — М., 2007
26. Петров Д. Лидия Вербицкая. Работа на грани возможного // Юридический мир. - 2004. - N 8/9. - С. 13-17
27. Путин В. Нам необходим такой суд, который уважают и в стране, и за ее пределами// Российская юстиция. 2002. № 6
28. Путин В.В. Компетенция суда распространяется на все дела государства.// Российская юстиция. 2001. № 1. С. 3
29. Путин В.В. Конституционный Суд на деле доказал возможность независимого судопроизводства// Российская юстиция. 2001. №12
30. Радченко В. – Закон «О судебной системе Российской Федерации»- базовый закон судебной реформы// Российская юстиция. 2002. №8
31. Реализация полномочий Судебного департамента при Верховном суде РФ в области организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества в 2003 г. // Юридический мир. - 2004. - N 8/9. - С. 22-24; N 10. - С. 21 - С. 4-9;№ 11-С.26-27
32. Сидоренко Ю. "Хочешь быть независимым - будь им!" // Юридический мир. - 2004. - N 10.
33. Соломон П. Главный вопрос для российской судебной власти – как добиться доверия общества// Российская юстиция. 2003. № 6-С.5-7
34. Стецовский Ю.И. Судебная власть. – М:Дело. 1999
35. Судебная система РФ: цифры и факты за 2003 г.: правительство и судебная реформа // Юридический мир. - 2004. - N 7. - С. 16-17
36. Ярков В. В. Комментарий к федеральным законам "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах". М., 2007
[1] Кони А.Ф. Избранные произведения.-М.1980.-С.62
[2]Петрухин И.Л. Проблемы судебной власти в современной России// Государство и право. 2000. №.7- С. 15; Власов А. А. Проблемы эффективности и доступности правосудия в России // Государство и право. - 2004. - N 2. - С. 13; Костров Г. К. Как правосудию стать правосудным? // Журнал российского права. - 2004. - N 10. - С. 3;
[3] Фойницкий И Я. Курсуголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1996.- С. 158.
[4] Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Гос. и право. 1997. № 8.-С. 48.
[5] Познышев С.В. Элементарный учебник русского уголовного процесса. М., 1913.-С. 87-88.
[6] Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. М.. 2007.-С. 284.
[7] Правоохранительные органы Российской федерации / Под ред. В.П. Божьева. М., 2007.-С. 33.
[8] Фойницкий И.Я. Указ. соч. Т. 1.-С. 8.
[9] ст. 118 Конституции РФ
[10] См.: Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Сов. гос. и право. 1990. № 8.-С. 9.
[11] См.: Шейфер СЛ. Понятие и взаимоотношения судебной, прокурорской и следственной властей // В кн.: Уголовная ответственность: основания и порядок реализации. Самара, 1991.-С. 59.
[12] См.: Кобликов А. Судебная власть и процессуальные гарантии // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 8.-С. 26.
[13] Ржевский ВА.. Чепурнова Н.М. Указ. соч.-С. 96.
[14] Скитович В.В. Судебная власть как системное образование // Правоведение. 1997. № 1.-С. 150.
[15] Закон о Судебной системе. Ст.1, ч 1.
[16] Всеобщая Декларация Прав человека Ст. 10.
[17] Закон о Судебной системе ст. 1
[18] Закон о Судебной системе ст. 5 ч. 1 и 2
[19] Конституция РФ ст. 118,
[20] Закон о Судебной системе ст. 5. ч. 1, 2
[21] Закон о Конституционном Суде ст. 106
[22] Лазарева В. А. Судебная защита В уголовном процессе РФ: проблемы теории и практики / Автореф. дис.... докт. юрид. наук. М.. 2000.-С. 16.
[23] Лазарева В. А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. Самара.2004.-С. 32.
[24] Шейфер С. А., Яблоков В. А. Понятие судебной власти и ее функции //В сб.: Проблемы судебно-правовой реформы в России. История и современность. Самара.2000.-С. 198.
[25] Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности.-М.2007.-С. 96-98.
[26] Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации. Конституционные основы организации и деятельности.-М.2007.-С. 110
[27] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации с изменениями от 15 декабря 2001г.//Российская газета.2001.20 декабря.
[28] Клеандров М.И. Судья — центральное звено судебной системы. -М, 2004.-С. 5—7.
[29] Разумов С.Л. Понятие судебной системы. В кн: Судебная система России. - М., 2000.-С. 119.
[30] Клеандров М.И. Судья — центральное звено судебной системы. -М, 2004.-С. 7-8.
[31] Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. — М., 2007.-С. 234
[32] Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.34
[33] СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 223. (в ред. Федеральных законов от 27.102003 № 133-ФЗ, от 30.11.2004 № 143 ФЗ)
[34] СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170.
[35] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
[36] СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613; 2000. № 10. Ст. 1067; 2001. N4 49. Ст. 4566.
[37] Комментарий к законодательству о судебной власти в Российской Федерации.- М., 2004.-С. 273
[38] Несколько дальше авторы указанной работы включают в понятие организационного обеспечения деятельности суда применительно к Конституционному Суду РФ выделенные нами направления деятельности, например мероприятия по обеспечению безопасности судей (с. 274).
[39] Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". М., 1998.-С. 147.
[40] С 1972 г. согласно постановлению СМ СССР № 194 от 21 марта 1972 г. "Об утверждении Положении о Министерстве юстиции СССР".
[41] Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.19-20
[42] К чему обычно и сводится критика существовавших моделей обеспечения. См. например: Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". С. 147-148; Настольная книга судьи. Введение в профессию. М., 2000. С. 36; Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2000. С. 139-140 и др.
[43] Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003.-С.135
[44] Алексеева Л.Б., Андреев В.И. и др. Настольная книга судьи. Введение в профессию.-М.,2000.-С.40
[45] ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ
[46] За исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 3 статьи 30 УПК РФ
[47] Например, ст. 105ч. 2 -убийство с отягчающими обстоятельствами, ст. 126 ч. 3 - похищение человека, совершенное группой лиц, повлекшее по неосторожности смерть или иные тяжкие последствия, ст. 304—провокация взятки либо коммерческого подкупа и др.
[48] Ершов В.В. и др. Судебная система. М., 2000.-С. 186, 190.
[49] Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.143
[50] Данный орган также обеспечивает деятельность всех органов судейского сообщества России (ч. 1 ст. 1 Закона о Судебном департаменте).
[51] Некоторые сомнения вызывал правовой статус этого органа, но, как справедливо отмечают авторы Комментария к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" (М., 1998. С. 149), данный орган, несомненно, является частью судебной системы РФ, хотя и не обладает полномочиями по осуществлению правосудия.
[52] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
[53] Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2000.-С. 139. Председатель Совета судей России называет образование этого органа в числе главных задач, стоявших перед Советом судей в 1995-1996 гг. См.: Российские судьи - носители судебной власти // Российская юстиция. 2000. №11. С. 8.
[54] Хотя в конце 2000 г. в среде судей арбитражных судов велось обсуждение вопроса о присоединении к рассматриваемой здесь модели обеспечения судов общей юрисдикции.
[55] Аналогичное, но более детальное регулирование содержится в ст. 32 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации".
[56] Изварина А.В. Судебная власть.-Ростов-на-Дону: Из-во СКНЦ ВШ, 2003.-С.149-156
[57] Комплексное толкование норм Закона о Судебном департаменте приводит к выводу, что это федеральный орган государственной власти, а его работники -федеральные государственные служащие и, следовательно, данное правило представляется конституционно уязвимым.
[58] В настоящее время в соответствии с постановлением Совета судей РФ от 2 апреля 1999 г. проводится эксперимент по фактическому введению должностей администраторов в пяти субъектах РФ. Отметим, что такой подход к нормам Закона нам представляется весьма странным.
[59] Организационным обеспечением должен заниматься заместитель председателя суда //Российская юстиция. 2000. № I 1.-С. 50.