Урок № 25,26. 27.10.2020года.
Предмет: Организация и технология розничной торговли.
Тема программы: Технология снабжения и завоза товаров в розничные торговые предприятия.
Тема урока: Принципы и функции менеджмента в торговле.
Приемка товаров по количеству.
Цели урока: Изучить принципы и функции менеджмента в торговле.
Научить студентов выполнять приемку поступивших товаров по
Количеству в соответствии с данными сопроводительных документов.
Основные функции торгового менеджмента:
- Управление технологическими процессами товародвижения;
- Управление процессом обслуживания покупателей, клиентов;
- Управление торговым персоналом;
- Управление товарооборотом;
- Управление доходностью от продаж;
- Управление издержками обращения, формирование условий постоянного снижения уровня текущих затрат;
- Управление торговыми рисками.
Разработка стратегии торгового менеджмента осуществляется по следующим основным этапам:
- Определение общего периода формирования стратегии;
- Исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на деятельность фирмы;
- Оценка сильных и слабых сторон деятельности фирмы;
- Выбор определяющей стратегической модели развития торговой фирмы с учетом стадии ее жизненного цикла;
- Формирование системы стратегических целей с учетом избранной определяющей модели развития;
- Конкретизация целевых показателей стратегии торгового менеджмента по периодам ее реализации;
- Формирование политики продаж по отдельным наиболее важным направлениям деятельности;
- Разработка наиболее эффективных методов реализации стратегических целей и политики торгового менеджмента компании;
- Реализация стратегии торгового менеджмента;
- Оценка итогов реализации стратегии торгового менеджмента.
Основные положения разработанной стратегии торгового менеджмента получают свое отражение в бизнес-плане развития торгового предприятия.
|
Приемка товаров по количеству.
Одной из важнейших составных частей технологического процесса магазина является приемка поступивших товаров по количеству и качеству.
Порядок и сроки приемки, а также ее документальное оформление регулируются инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6) и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7).
Данные инструкции применяются только в тех случаях, когда это предусмотрено договором между поставщиком и покупателем, и иной порядок приемки не установлен стандартами, техническими условиями, другими обязательными правилами.
Осуществляют приемку товаров работники магазина, на которых возложена материальная ответственность. Они должны не только хорошо знать правила и сроки приемки, но и уметь составлять все необходимые документы, быть компетентными в вопросах определения количества и качества товаров. Руководство магазина обязано систематически контролировать выполнение правил приемки и своевременность документального ее оформления.
|
При нарушении правил и сроков проведения приемки торговые организации в случае недостачи или снижения качества товаров лишаются возможности предъявления претензий к поставщикам или транспортным организациям.
Принимая товар, работники магазина должны убедиться в соответствии его характеристик (наименования, количества, цены и т. д.) данным транспортных и сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, товарной накладной, счета, счета-фактуры и др.).
В ходе приемки необходимо обязательно проверить наличие на упаковке товаров и в сопроводительных документах информации о сертификации (для товаров, подлежащих обязательной сертификации) и сроках годности (для товаров, у которых этот срок должен быть установлен обязательно). При этом руководствуются утвержденными Правительством Российской Федерации Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации, Перечнем продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, а также Перечнем товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.
Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа магазина и подписью материально ответственного лица, производившего приемку товара.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят от места приемки, ее характера (по количеству, качеству, комплектности), от наличия или отсутствия сопроводительных документов и т. д. При этом используют унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
|
Приемка товаров по количеству. Приемка товаров по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества данным сопроводительных документов.
Если товары поступили без сопроводительных документов или части из них, то приемка оформляется специальным «Актом о приемке товара, поступившего без счета поставщика» (форма №ТОРГ-4). В акте указывается фактическое количество поступивших товаров. Он составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица. Поступивший товар принимается на ответственное хранение до прибытия сопроводительных документов.
В зависимости от способа доставки товаров приемка может проводиться в магазине (при централизованной доставке) или на складе поставщика (при вывозе товара транспортом магазина). Место проведения приемки товаров по количеству зависит и от того, находятся ли товары в таре, а также от вида и состояния тары.
Товары, поставленные без тары, в поврежденной или открытой таре, принимаются по массе нетто и количеству единиц в том месте, где происходит фактическая сдача их поставщиком получателю.
В магазине приемка товаров, поступивших в закрытой таре, не имеющей повреждений, обычно проводится в два этапа.
Предварительно товары принимают на месте получения их от поставщика или от органов транспорта. Такая приемка заключается в проверке маркировки, пересчете тарных мест, определении массы брутто. При этом содержимое тарных мест по количеству единиц и массе нетто не проверяется. Товары, поступившие в стандартной исправной таре (например, сахар, мука в мешках) принимают без перевешивания по числу тарных мест.
Окончательную приемку товаров по количеству проводят, проверяя количество единиц товара в каждом тарном месте и массу нетто.
На складе поставщика приемка производится с участием материально ответственного работника магазина, имеющего доверенность на право получения товаров. При этом товары, находящиеся в исправной таре, принимают по количеству тарных мест и массе брутто, а окончательную их приемку производят в магазине. Если на складе поставщика проверка фактического наличия товара в таре не проводится, то об этом делается отметка в сопроводительном документе.
Приемка товаров по количеству производится в установленные сроки.
Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты в момент получения их от поставщика. В эти же сроки принимают по массе брутто и количеству мест товары, поступившие в исправной таре.
Окончательная приемка товаров по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам не позднее 24 ч с момента получения товаров.
В районах Крайнего Севера и других местностях досрочного завоза продовольственные товары (кроме скоропортящихся) принимают по количеству не позднее 40 дней, а скоропортящиеся товары — не позднее 48 ч с момента поступления их в магазин.
Проверка количества товаров производится в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Например, если поставщик указал в них массу товаров и количество мест, то работники магазина должны убедиться в правильности и того, и другого.
Масса нетто проверяется в порядке, установленном стандартами, техническими условиями. Масса тары определяется одновременно с массой нетто.
Если в момент поступления товары невозможно взвесить без тары, то определять массу нетто путем вычитания массы тары из массы брутто по данным, указанным в сопроводительных и транспортных документах (без проверки их фактической массы), не допускается. В этом случае сначала проверяют массу брутто, а массу тары — после освобождения ее из-под товара. Массу нетто рассчитывают, вычитая из массы брутто фактическую массу тары.
Если масса тары превышает указанную в сопроводительных документах или на трафарете, то такая разница называется завесом тары.
В случае обнаружения недостачи товаров дальнейшая приемка приостанавливается, обеспечивается их сохранность и принимаются меры по предотвращению смешения с другими однородными товарами. О выявленной недостаче товаров составляется односторонний «Акт о приемке товаров» (форма № ТОРГ-1) за подписями лиц, производивших приемку.
Если при приемке товаров будет выявлено несоответствие массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, то вскрытие тары и упаковки в таких случаях производиться не должно.
Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в ее продолжении и составления двустороннего акта представителя поставщика. При этом вызов представителя одногороднего поставщика является обязательным, а иногороднего, — если это предусмотрено в договоре.
Уведомление о вызове представителя должно быть направлено или передано (по телефону, телеграфу и т. п.) не позднее 24 ч, а в отношении скоропортящейся продукции — немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены договором.
Представитель одногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся товарам — в течение 4 ч после получения вызова.
Представитель иногороднего поставщика обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в договоре.
Представитель поставщика может принимать участие в приемке только при наличии у него удостоверения, дающего на это право. Поставщик может уполномочить на участие в приемке товаров предприятие, находящееся в месте их получения. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке товаров.
Если представитель поставщика не явился по вызову получателя, а также в случаях, когда его вызов не является обязательным, в приемке товаров по количеству и составлении акта о недостаче может участвовать представитель общественности предприятия-получателя, также действующий на основании разового, выданного на приемку конкретной партии товара, удостоверения.
В обязанности созданной для проведения двусторонней приемки комиссии входит достоверное определение того, по чьей вине произошла недостача или образовались излишки, установление их размеров.
Результаты приемки товаров оформляются по количеству (форма № ТОРГ-2). Он составляется в четырех экземплярах в день окончания приемки. В случае, когда работа по приемке прерывалась, в акте делается соответствующая запись с указанием вызвавших это причин и условий хранения товаров во время перерыва.
При заполнении акта следует иметь в виду, что в нем перечисляются только товары, по которым установлены расхождения. В конце акта делается отметка следующего содержания: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке. При этом они вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием.
Лицо, не согласное с содержанием акта, обязано подписать его с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.
За подписание акта, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке товаров, несут установленную законом ответственность. Запись о предупреждении об этом участвующих в приемке должна быть сделана перед их подписями.
Составление акта в одностороннем порядке допускается только с согласия поставщика.
Не позднее чем на следующий день после составления акта он утверждается руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.
Составленные по всем правилам акты с приложенными товаросопроводительными и другими документами, свидетельствующими о причинах возникновения недостачи, являются основанием для направления претензионного письма поставщику товаров или транспортной организации, их доставившей.
Претензия — требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленных товаров и т. п.
В претензии указываются: сущность требования; сумма требования и ее расчет; обстоятельства, на которых основаны требования; ссылки на нормы законодательства, в соответствии с которыми требования обосновываются;
иные сведения, необходимые для урегулирования спора; перечень прилагаемых к претензии подлинных документов, а в соответствующих случаях — их надлежаще заверенных копий.
Претензия должна быть подписана руководителем торгового предприятия или его заместителем. Она отправляется заказным письмом или почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Сроки направления претензии получателем товаров, а также порядок и сроки рассмотрения и ответа на нее поставщиком устанавливаются договором.
Вопросы:
1. В какой последовательности проходит приемка товаров по количеству?
2. Опишите последовательность документального оформления приемки товаров по количеству?
3. В скольких экземплярах составляется «Акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика»
Обратная связь: Изучить изложенные темы уроков и составить краткий конспект.
Ответить на вопросы, сфотографировать и прислать в ЛС.
Задайте вопросы по телефону или в ЛС.