Домашняя работа. 10 М 1. 14.05
Практическая работа. Вариант 8.
1.1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Верблюды могут долго обходиться без пищи и без воды, и учёные выдвигали различные догадки о причинах этой удивительной способности, только одна из которых оказалась доказанной.
2) Стойкость верблюдов к жажде обусловлена тем, что они за счёт воды способны терять до четверти массы своего тела, а влага в их крови при этом удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных.
3) Относительно стойкости верблюдов к жажде учёными были выдвинуты два предположения: воду удерживает желудок животного и выносить верблюду жажду позволяет накопленный в горбах жир.
4) Пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и его умение долго обходиться без воды объясняется прежде всего способностью поглощать влагу в значительно большем количестве, в отличие от других животных.
5) Верблюды способны терять до четверти массы своего тела за счёт воды, но при этом влага в их крови удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных, и именно этим обусловлена стойкость верблюдов к жажде.
(1)Верблюды могут долго обходиться без пищи, и, что особенно важно, они несколько дней могут не пить, и учёные долго строили догадки о причинах их удивительной способности переносить жажду. (2)Недоказанными оказались и предположение, что удерживает воду желудок животного — а пьёт верблюд много и быстро: за 10 минут он поглощает сразу 10 вёдер воды, и предположение, что выносить жажду позволяет верблюду накопленный в горбах жир, ведь, «сгорая», он даёт воду и таким образом предохраняет организм от обезвоживания. (3)<...>, что феноменальная стойкость верблюда к жажде зависит от его способности за счёт воды терять до четверти массы своего тела, при этом в крови влага удерживается в значительно большем количестве, чем у других животных. |
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.
Наоборот Несмотря на это В результате Ведь Оказалось
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ТЕ́ЛО, -а, мн. тела, тел, телам, ср.
1. Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Геометрич. т.
2. Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т. (пополнеть; прост.). Спасть с тела (похудеть; прост.). В теле (полный, тучный; прост.). Голое т. (без одежды). Мёртвое т. (труп).
3. Часть этого организма, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела.
4. Основная часть, корпус чего-н. (спец.). Т. орудия (ствол). Т. мины. Т. поршня. Т. плотины (её основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (скопление руды). Т. дерева (ствол).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
прибылА кровоточАщий пролилА порвалА прОстыня
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Сквозь КАМЕННОЕ выражение лица на секунду промелькнула робкая улыбка, и Евгений Иванович вопросительно посмотрел на Машеньку.
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ депутата в вопросах сельского хозяйства помогла достаточно быстро и квалифицированно решить многие проблемы.
На тёмной листве блестели ДОЖДЕВЫЕ капли.
ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.
Он стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.
2.1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает изменение свойств металлов с помощью тонких плёнок.
2) Сегодня нанесение тонких плёнок в вакууме занимает одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий, позволяя управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения.
3) Одно из ключевых мест в развитии нанотехнологий — это нанесение тонких плёнок в вакууме, позволяющее управлять свойствами металлов и создавать нанокомпозитные материалы широкого назначения.
4) Варьируя толщину плёнок, можно независимо от химического состава изменять привычные свойства металлов, достигая более высокой прочности и твёрдости.
5) Используя многокомпонентные и многослойные плёнки, можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений.
(1)Мировой опыт показывает, что на современном этапе развития нанотехнологий одно из ключевых мест занимает нанесение тонких плёнок в вакууме. (2)Варьируя толщину и количество слоев в таких плёнках, можно независимо от химического состава получать диэлектрические или полупроводниковые свойства у металлов и достигать более высокой прочности и твёрдости. (3)<...>, используя многокомпонентные и многослойные плёнки можно формировать нанокомпозитные материалы с очень широким диапазоном назначений. |
2. Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.
Впрочем Потому что Поэтому Следовательно Таким образом
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОПЫТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
О́ПЫТ, -а, муж.
1. Отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания (спец.). Чувственный о.
2. Совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений. Жизненный о. О. исследовательской работы. О. строительства. Поделиться своим опытом с кем-н.
3. Воспроизведение какого-н. явления экспериментальным путём, создание чего-н. нового в определённых условиях с целью исследования, испытания. Удачный о. Химические опыты. Опыты селекционеров.
4. Попытка осуществить что-н., пробное осуществление чего-н. Первый о. молодого писателя.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
слИвовый облегчИть заселенА ногтЯ добелА
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На прогулку Катя НАДЕЛА тёплую шапку.
Нужны сведения о НАЛИЧИИ в фондах библиотеки новых поступлений.
Многие женщины посмотрели на новую гостью с завистью и НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬЮ.
Из радиоприёмника доносился НЕМУДРЁНЫЙ, однообразный мотивчик.
Лаборант произвёл очень точный, практически МИКРОСКОПИЧНЫЙ анализ.
3.1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) По наблюдениям исследователей, у человека, получающего основную информацию в Сети, сознание привыкает работать с большими текстами.
2) Согласно наблюдениям исследователей, получая информацию в Сети, современный человек теряет способность концентрироваться и запоминать композицию образов и идей, системно мыслить, видеть в хаосе случайных элементов структуру и закономерность.
3) У современного человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: сознание привыкает работать с большими текстами, поэтому развивается навык внимательного чтения, а навык сканирующего чтения, напротив, деградирует.
4) Учёные установили, что у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения: навык поверхностного, сканирующего чтения развивается, а навык внимательного чтения длинного текста исчезает, так как сознание отвыкает работать с большими текстами.
5) Сознание человека, который получает основную информацию в Сети, меняется: оно отвыкает работать с большими текстами, соответственно, меняется и «природа» чтения: навык поверхностного, сканирующего чтения развивается, а навык внимательного чтения длинного текста исчезает.
(1)Согласно наблюдениям современных исследователей у человека, получающего основную информацию в Сети, меняется «природа» чтения. (2)Развиваются навыки поверхностного, сканирующего чтения, а оставшийся без употребления навык внимательного чтения длинного текста исчезает, как любая способность, которую не тренируют. (3)<...> сознание, привыкшее работать с мелкими кусочками и отдельными фрагментами, не связанными между собой, плохо справляется с большими текстами, требующими времени и внимания. |
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?
Однако Вследствие этого Даже Несмотря на это Следовательно
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВРЕ́МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
7. в знач. сказ., с неопред. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.
8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.
9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Причастие настоящего, прошедшего времени.
10. времён кого (чего), в знач. предлога с род. В период, во время существования кого-чего-н. (о ком-чём-н. бывшем в отдалённом прошлом). Писатели времён классицизма. Оружие времён гражданской войны.
4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
местностЕй снялА ободрЁн экспЕрт корЫсть
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.
Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.
Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.
В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.
При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.
4.1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Фантастические истории о бароне Мюнхгаузена Рудольфа Распе завоевали популярность в России после того, как их перевёл на русский язык и адаптировал для русского читателя К. И. Чуковский.
2) Популярный литературный персонаж барон Мюнхгаузен отнюдь не является вымышленным: его образ был «списан» Рудольфом Распе с немецкого барона Фридриха фон Мюнхгаузена, ротмистра русской службы, который рассказывал о России удивительные истории, и именно они, наряду с рассказами других авторов, стали основой сюжетов книги.
3) Рассказы о коне, разрезанном пополам в Очакове, взбесившейся шубе, вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя, приписываются историческому прототипу барона Мюнхгаузена Фридриху фон Мюнхгаузену, однако на самом деле авторами этих историй были другие люди.
4) Прототипом знаменитого литературного героя барона Мюнхгаузена явился реальный человек — ротмистр русской армии и немецкий барон Фридрих фон Мюнхгаузен, чьи рассказы об удивительных приключениях в России, наряду с историями других авторов, легли в основу сюжетов Распе.
5) Все известные нам истории из жизни барона Мюнхгаузена лишены биографической достоверности и были приписаны барону творческим гением Рудольфа Распе.
(1)Барон Мюнхгаузен, известный всему миру из рассказов Рудольфа Распе и завоевавший популярность в России после адаптации. К.И. Чуковским книги Распе для детей, не является, вопреки распространённому мнению, вымышленным персонажем. (2)<…> историческим прототипом героя рассказов Распе был Фридрих фон Мюнхгаузен, немецкий барон и ротмистр русской службы, любивший после возвращения в Германию рассказывать своим соседям удивительные истории о России. (3)Рассказы барона (о коне, разрезанном пополам в Очакове, взбесившейся шубе, вишнёвом дереве, выросшем на голове у оленя), а также приписанные ему другими авторами истории и легли в основу произведений Распе, который, даже не изменив фамилии барона, ввёл Мюнхгаузена в галерею литературных персонажей. |
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Поэтому Оказывается Хотя Несмотря на это Кроме того
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСНОВА. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОСНОВА, -ы, ж.
1) Внутренняя опорная часть предметов, остов. Деревянная о. дивана.
2) Источник, главное, на чём строится что-н., что является сущностью чего-н.
3) мн. Исходные, главные положения чего-н. Основы нравственности.
4) Продольные нити, идущие параллельно вдоль ткани (спец.).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Алкоголь инженЕров надОлго лЮдям все цЕлы?
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Родители должны помнить о том, что хороший ЯЗЫКОВЫЙ детский лагерь может находиться не только в Лондоне.
Работа с денежной НАЛИЧНОСТЬЮ — вопрос серьёзный для каждого предприятия.
Опытные садоводы считают, что правильно выращенная ЖИВАЯ изгородь намного долговечнее и надёжнее самых крепких заборов.
ДЕЛОВОЙ обед можно рассматривать как вариант рабочего общения при условии, что вы пришли на этот обед не для того, чтобы утолить голод или жажду.
Домашняя работа. 10 М 1. 15.05
ЗАДАНИЕ 6-3
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. | |||
ПРОПОЛОЩИ бельё/ около ВОСЬМИСОТ страниц/ подпишите ДОГОВОРЫ НАИЛУЧШИЙ день/ с Восьмым МАРТОМ | Бригада САПЁРОВ/ Более ВЫШЕ/ Помимо НЕГО/ Подписать ДОГОВОРЫ/ ДЕВЯНОСТА вёдрами | ||
СМОТРЕВ вперёд/ лучшие ПАРИКМАХЕРЫ/ о ТРЁХСТАХ участниках около двух КИЛОГРАММОВ/ все ВОЗРАСТЫ | Опытные ШОФЁРЫ/ О ПОЛТОРАСТАХ ящиках/ Совсем ОЗЯБ/ ЛЯГ на пол/ СЕМЕРО зайчат | ||
У зимних ОКОНЦЕВ/ ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками/ СВЕЖАЯ кольраби встреча ЯКУТ/ ШУМНАЯ авеню | Самый ЯРЧАЙШИЙ/ Обозначить ВЕКТОРЫ/ Около ПЯТИСОТ человек/ Несколько ЯБЛОНЬ / Дамских ТУФЕЛЬ | ||
ДВОЕ влюбленных/ строгие ИНСПЕКТОРА/ ОБЕИМИ страницами/ пара ДЖИНСОВ/ пять КИЛОГРАММОВ | менее ЖЁСТКИЙ / тонких ЗАПЯСТИЙ / СЕМЬЮСТАМИ рублями / вкусных МАКАРОН/доброжелательных АРМЯНОВ | ||
Пара МАСЛИН/ ЧЕТЫРЁМСТАМ шестидесяти учебникам/ БУРНАЯ Миссури/ опытные БУХГАЛТЕРА победили/ благодаря ОПЫТУ | шерстяных НОСОК / трудовых БУДНЕЙ / ПЯТЕРО котят / красивых БЛЮДЕЦ/детских ГОЛЬФОВ | ||
Лесных ДУПЕЛ/ ЧЁРНЫЙ вуаль/ Мастерская БОТФОРТ/ В ДВЕ тысячи шестом году/ КУПОЛА храма | новые КАТЕРЫ/ возле НИХ/ пара САПОГ ПОПРОБУЮ/ ПЯТЕРО суток | ||
Произойдёт согласно ПЛАНУ/ Упаковка ШПРИЦОВ/ СЕМЕРО медвежат/ ЗАПЕЧАТАННАЯ бандероль/ С ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ копейками | городские ОКРУГА пара БОТИНОК в ПОЛУТОРАСТАХ метрах перед НИМИ КЛАСТЬ на стол | ||
У СТА пяти домов Женских СТУПНЕЙ РЕАЛИЗОВАННЫЙ пенальти Вязаные СВИТЕРА ШЕСТЕРО непосед | звонкие КОЛОКОЛА ради НЕЁ пара ЧУЛОК ПОЕДЬ вперёд ПОЛТОРА десятка слив | ||
О ДЕВЯНОСТО пяти журналах/ Пара ГОЛЬФОВ/ прийти к НЕМУ/ Опоздать вопреки ПРОГНОЗАМ/ ЛЯГТЕ на пол | модные ВЕЕРА пара НОСКОВ около ПОЛУТОРА часов вокруг НИХ СЫПАЕТ снегом | ||
Спросим у НЕЁ/ Встретимся по ВОЗВРАЩЕНИЮ/ Коллекция ШОРТ/ Прибавить к СОРОКА восьми/ ТЁПЛОЕ какао | высокие КУПОЛА вопреки ЕМУ пара ВАЛЕНКОВ ЩИПЛЕТ траву ПОЛТОРЫкружки молока | ||
ПЯТЕРО девушек/ Букет ГЕОРГИНОВ/ КЛЕТЧАТОЕ кашне/ От ПОЛУТОРА страниц/ Более СЛОЖНЫЙ | ДИРЕКТОРА школ наперекор ИМ отряд ПАРТИЗАНОВ на ДВУХСТАХ листах МУРЛЫЧЕТ котёнок | ||
Пакет АПЕЛЬСИНОВ/ ГОРЬКИЙ алоэ/ К ДВЕ тысячи пятнадцатому году/ Лучшие ТРЕНЕРЫ/ Ушёл от НЕЁ | наши ПРОФЕССОРА навстречу ЕМУ рота СОЛДАТ КАПЛЕТ с крыши спеть более ЗВОНЧЕ | ||
Купил БАКЛАЖАНОВ/ У ПОЛТОРАСТА школ/ НЕПОНЯТНЫЙ хинди/ Более БОГАТЫЙ СОЛНЕЧНЫЙ Сочи | новые СОРТА не в пример ИМ ПОПРОБУЙ сделать КОЛЫШЕТ листья написать более ИНТЕРЕСНЕЕ | ||
Восемь БЕГУНИЙ/ Обратился к ЕМУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ рельс/ Получили ВЫГОВОРЫ/ СВЕЖИЙ сирокко | СОЖЖЁШЬ письмо более МОЛОДОЙ опытные РЕДАКТОРЫкилограмм ЯБЛОКОВ в ТЫСЯЧА пятидесятом году | ||
Обсудим по ПРИЕЗДУ/ Сзади НЕГО/ Нет ПЕЛЁН / ПРЯМАЯ стрит/ СЕМЬЮСТАМИ тремя пакетами | ПРИЙДЁТ вовремя горячих ОЛАДИЙ РЕДАКТОРЫпрограммы НАДЕЛ шапку нет свободных МЕСТ | ||
ГРОМКОЕ ура/ Купить САРДИН Хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ К ДВЕ тысячи шестому году / СТРАШНЫЙ холодина | ЗАЖЖЁМ свечу/ в ДЕВЯНОСТА сёлах/ ситцевых ПЛАТЬЕВ/ выразить более ТОЧНО/ ИСПЕКЁМ торт | ||
БЕЗВОДНАЯ Гоби/ СЛАЗЬ с забора / Десять ГЕРЦ/ ИХ встречи/ ПОЛУТОРАСТА конфет | неожиданно ПОСКОЛЬЗНУЛАСЬ/ с ТРЕМЯСТАМИ участниками пачка МАКАРОН/ жёстких СИДЕНИЙ / ЕДЬ быстрее | ||
ДВОЕ бабушек/ ЧЁРНЫЙ рояль/ Приехавших ХОРВАТОВ/ Способные ИНЖЕНЕРЫ/ Впереди НЕЁ | ЛЯГТЕ на спину / около ПОЛУТОРА часов/ ПОЛОЩЕТ бельё белоснежных МАНЖЕТ / ИХНЕГО заказа | ||
ЗАПРЕЩЁННАЯ дуэль/ Ни разу не ОШИБИЛСЯ/ Сумка ТОМАТОВ/ Оба ОБШЛАГА/ Помимо НЕГО | ГЛОЖЕТ кость/ тончайших ЧУЛОК/ длинноногих ЦАПЕЛЬ/ ЧЕТЫРЁХСТАМИ школами/ ЖЁСТЧЕ мела |
Домашняя работа. 10 М 1. 16.05
Сформулируйте основную проблему. Расскажите, что делает автор.
Исходный текст 16
Из районного дома инвалидов провожали упокоенного. Это совершалось здесь часто, почти каждый день, и было, можно сказать, делом привычным и будничным. Буднична и привычна была и среда, и обстановка: казенный, не очень гладко струганный гроб, казенная пирамидка из четырех досочек, чуть почище, чем гроб, струганных и сбитых вместо гвоздями, наверху крестик или звездочка — в зависимости от желания покойного, если он успевал сказать «последнюю волю». А кто не успевал, сплошь набивали звездочки.
И покойник был обыденным: в черном просторном пиджаке, давно, видать, купленном, с подкладными еще плечами, в сереньком, с резиночкою галстуке, завязанном еще на фабрике, в казенных брезентовых тапочках, которые шили сами для себя инвалиды. На подушке из красного бархата, сильно потертого и исколотого от многократного пользования, висели тусклые медали «За отвагу» и «За победу над Германией» с пыльно обмахрившимися ленточками. Под ними плотным рядом расположились уже послевоенные, юбилейные медали и своею блескучей новизной, пестрядью ярких красок и ленточек глушили те, старые, боевые медали.
Покойный был инвалид войны и жил в этом доме долго, с ноября 1949 года — явствовало из похоронных документов, Долго жил. Тихо. Научился здесь столярному ремеслу и, пока мог, делал по дому что умел. И гробы тоже делал, и пирамидки. Потом остарел и сделался так болен, что ничего работать не мог. Последние два года жил и вовсе себе и людям в тягость — лежал на койке, окончательно и виновато стихнув.
На кладбище старики ездить не любили, особенно в осеннюю, зимнюю пору — холодно и далеко обратно брести. Прощались деловито, молча. Которые инвалиды крестились, которые смахивали слезы с глаз, которые виновато норовили что-то поправить в домовине и на покойном.
Этот солдат-инвалид и помер той же порой, что и поступил сюда, в ноябре.
Дула первая снежная метель, и товарищи его, ежась, думали, что могилу, вчера еще вырытую, забило снегом и кладбищенские рабочие конечно же не станут чистить ее, так в податливой пленкой обвисший снег и всунут гроб, так мерзлыми комками его и забросают, да, впрочем, какое это имеет значение — у всякого не только жизнь и смерть своя, но даже пора родиться или умереть — своя, и могила своя — в чужую не заляжешь.
Так о покойном никто и ничего не сказал — нечего было, не накопил он материалу для речи, а вот странность одну имел, и инвалиды, потакая ей, собрали по двадцать копеек с брата и заказали музыку для покойного.
Сзади дома инвалидов, за пустырем, был квадрат земли в два гектара, обсаженный тополями, лиственницами и горной колючей акацией. Посреди этого квадрата сколочена из толстых плах танцплощадка, за нею будка для музыки, и отдельная будка — для молодежных патрулей и дежурного милиционера.
Никогда не ходил на танцплощадку инвалид-солдат. Он, лишь только занималась музыка, начинал плакать, и никакие таблетки и уколы не помогали ему. Он надолго лишался сна, ходил серый, погасший, как бы даже и перед собой виноватый. Его пытались расспросить, и он пытался объяснить, что с ним, но ничего внятного и вразумительного сказать не мог, а только мял рубаху на сердце: «Тоска! Тоска тут, тоска…»
Тоску инвалиды понимали, и недальний, привычный путь к ней тоже поняли: инвалид не успел до войны не только жениться, но и влюбиться, а с войны явился больным, дряхлым. Но ему тоже хотелось любить, ходить на танцы, гулять, может быть, даже и музыке выучиться.
Особенно безутешно плакал он, когда духовой оркестр исполнял «Вальс цветов», — прямо заходился в слезах, захлебывался ими. Но оркестр по причине отставания от моды распался. В будке установили проигрыватель, на будку выставили динамик, и он оглашал и оглушал окрестность новой музыкой, среди которой «Вальса цветов» не было. Зато сыскался «Белый вальс». Его-то и попросили инвалиды «вертеть».
…И когда ушла машина, и совсем просторно стало на пустынном инвалидном дворе, и все провожающие укрылись под крышей дома, долго еще над пустырем носило ветром музыку. (В.П.Астафьев)