Итоги, характер и историческое значение движения




Введение

 

 

В первой половине XX в. в судьбах Китая происходили ко­лоссальные изменения. К началу столетия Китай был зависимой от иностранных держав огромной, но слабой полуколониальной, полуфеодальной империей, с 1644 г. находившейся под властью чужеземной маньчжурской Цинской династии. Попытки сделать Китай независимым, сильным и богатым государством были предприняты еще в конце XIX в. После катастрофического по­ражения в войне с Японией (1894—1895), обнажившего полную неспособность правящих кругов к защите национальных интере­сов страны, среди представителей китайской буржуазной интел­лигенции началось движение за проведение срочных реформ.

В 1898 г. группе молодых реформаторов во главе с извест­ным учеными педагогом Кан Ювэем удалось привлечь на свою сторону 24-летнего маньчжурского императора Гуансюя. На протяжении 102 дней Гуансюй издавал подготовленные рефор­маторами императорские указы о развитии промышленности, сельского хозяйства, внутренней и внешней торговли, путей со­общения, современных учебных заведений, ликвидации консер­вативных бюрократических институтов, увольнении неспособ­ных сановников, модернизации армии и флота, защите интере­сов китайцев, проживающих за границей, и т.д. — указов, открывавших в случае претворения их в жизнь благоприятные возможности для независимого капиталистического развития Китая. Реформаторская деятельность Гуансюя, однако, была бы­стро и решительно пресечена консервативной группировкой маньчжурских и китайских придворных, возглавлявшейся вдов­ствующей императрицей Цыси, которая отстранила "племянника от власти и казнила его ближайших сподвижников, китайцев, сторонников реформ.

В первом десятилетии XX в. набирало силу революционно-демократическое движение, поставившее своей целью насиль­ственное свержение Цинской монархии и введение в стране ки­тайского республиканского правления. Во главе революционных организаций, вошедших в 1905 г. в Китайский революционный объединенный союз (“Чжунхуа гэмин тунмэнхуэй”), стоял Сунь Ятсен — китайский врач, получивший западное образование в английской колонии, в Гонконге. Еще в 1895 г., разочаровав­шись в реформаторском пути, он предпринял в г. Гуанчжоу (Кантон) первую попытку организации восстания против мань­чжурского правления. После ряда последовавших неудачных ан­типравительственных вооруженных выступлений Объединен­ному союзу и связанным с ним революционным организациям удалось наконец 10 октября 1911 г. осуществить победоносное восстание в Учане, в Центральном Китае, добиться в феврале 1912 г. отречения последнего императора Цинской династии— малолетнего Пу И — и учреждения Китайской Республики.

По причине неразвитости новых экономических и обще­ственных отношений, слабости национальной буржуазии и пря­мого вмешательства иностранных держав во внутренние дела Китая власть в стране перешла не к революционерам, а к глав­нокомандующему цинскими войсками генералу Юань Шикаю; после же его смерти в 1916 г.—к главарям многочисленных ге­неральских милитаристских клик, на долгие годы разделивших Китай на свои вотчины, непрестанно воевавших друг с другом за сферы влияния, опираясь на поддержку тех или иных импе­риалистических держав.

Первым крупным общенациональным выступлением против реакционной внутренней политики китайских милитаристских правителей и постоянных уступок с их стороны все новым и но­вым домогательствам иностранных держав стало “движение 4 мая 1919 г.”. Исследование предпосылок, развития и итогов этого движения является целью данной работы.

 

 

1. Социально-экономические причины, идеологические и политические предпосылки движения

 

После прекращения боевых действий на европейском театре в Китае стали все громче раздаваться голоса о необходимости решить на мирной конференции вопрос не только о возвраще­нии Китаю как участнику войны на стороне Антанты бывших колониальных владений в Шаньдуне, но и о ликвидации всей системы неравноправных договоров держав с Китаем и призна­нии его равноправным государством.

Китайское правительство в Пожеланиях предстоявшей мир­ной конференции в Париже выражало надежду, что 1) великие державы откажутся от своих сфер влияния в Китае; 2) войска иностранных государств, находящиеся в Китае, будут отозваны; 3) державы откажутся от права иметь в Китае свою почту и те­леграф; 4) будет отменено право консульской юрисдикции; 5) арендованные державами территории будут возвращены Ки­таю; 6) будут возвращены Китаю и территории иностранных сеттльментов; 7) Китаю будет предоставлена таможенная само­стоятельность[1].

Китайская общественность возлагала большие надежды на поддержку этих требований со стороны США. Основанием для этих надежд служили широко разрекламированные в американ­ской печати “14 пунктов” из послания президента США В. Виль­сона конгрессу США от 8 января 1918 г., предусматривавшие среди проблем послевоенного мирного урегулирования решение колониальных вопросов.

Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться. На открывшейся 18 января 1919 г. в Париже мирной конференции руководители Совета четырех в лице президента США Виль­сона, французского премьер-министра Клемансо, британского премьер-министра Ллойд Джорджа и итальянского премьер-ми­нистра Орландо не признали Китай равноправным участником конференции. Китайская делегация была фактически отстранена от обсуждения вопроса о судьбе бывших германских колоний в Китае. В ходе ожесточенного торга между США и Японией по­следняя, поддержанная Англией и Францией, одержала верх, и 30 апреля 1919 г. на заседании Совета четырех был оконча­тельно решен вопрос о передаче Японии бывших германских ко­лониальных владений в Шаньдуне. Китайская делегация даже не была приглашена на это заседание[2].

Известие об этом унизительном для Китая решении Париж­ской мирной конференции и о том, что еще 24 сентября 1918 г. правительство Дуань Цижуя подписало с Японией секретное со­глашение о передаче ей германских колониальных владений в Шаньдуне, вызвало в Китае бурное негодование и дало новый стимул для развертывания патриотического движения против политики империалистических держав, и в первую очередь про­тив Японии и прояпонских политических деятелей в правитель­стве бэйянских милитаристов.

2. Эволюция движения: участники, программные установки, формы и методы борьбы

 

Движение началось с выступления студентов и уча­щиеся средних школ Пекина, собравшихся 4 мая 1919 г. на цен­тральной площади столицы Тяньаньмэш. Они провели митинг и демонстрацию протеста, требуя отказа от подписания мирного договора, возвращения Шанадуна Китаю, аннулирования “21 требования”, защиты национального суверенитета, отставки и наказания министров пекинского правительства, запятнавших себя предательством национальных интересов и прислужничест­вом перед Японией[3]. Во время демонстрации, в которой уча­ствовали более 3 тыс. студентов и учеников старших классов из 13 учебных заведений города, был подожжен дом министра пу­тей сообщения Цао Жулиня, известного своими прояпонскими симпатиями, избит находившийся там китайский посланник в Японии Чжан Чжунсян. Правительство Дуань Цижуя жестоко подавило патриотическое выступление студентов. В знак проте­ста против избиения и ареста демонстрантов на следующий день забастовали все учебные заведения города, поддержанные про­фессорами и преподавателями, купечеством, представителями различных общественных организаций столицы. Несмотря на то что вскоре правительство было вынуждено освободить аресто­ванных, студенческие волнения не прекращались и вскоре пере­кинулись на другие города Китая.

В Пекине руководство антиправительственными выступлени­ями взял на себя Объединенный союз учащихся высших и сред­них учебных заведений, организовавший 19 мая в городе всеоб­щую забастовку учащихся; забастовщики потребовали от прави­тельства отказа от подписания мирного договора, возобновления мирных переговоров между Севером и Югом с целью скорей­шего объединения страны, восстановления на работе профессо­ров и преподавателей, уволенных властями за поддержку сту­дентов, освобождения арестованных в Токио с согласия пекин­ского правительства китайских студентов, участвовавших в ан­тияпонской демонстрации.

Начался бойкот японских товаров, была организована запись добровольцев для отправки в Шаньдун, чтобы изгнать оттуда японские войска. Пекинские власти ужесточили репрессии про­тив студенчества. После того как в начале июня в Пекине были проведены новые массовые аресты, центр патриотического дви­жения переместился в Шанхай. Здесь вспыхнула всеобщая заба­стовка торговцев, протестовавших против решения Парижской мирной конференции о Шаньдуне и требовавших прекращения репрессий против студентов в Пекине. К забастовке примкнули рабочие шанхайских предприятий; в этом крупнейшем промыш­ленном и торговом центре Китая был образован Объединенный союз студентов, торговцев, журналистов и рабочих, руково­дивший забастовочным движением. Аналогичные массовые вы­ступления прошли в эти дни в Тяньцзине, Нанкине, Ухане, в различных провинциях — Цзянсу, Чжэцзян, Шаньдун, Хунань Шаньси, Аньхуэй, Гуандун и др. Перед угрозой всеобщей заба­стовки Пекин вынужден был объявить об отставке прояпонских членов правительства Цао Жулиня, Чжан Чжунсяна и Лу Цзунъюя; еще до этого Дуань Цижуй официально отказался от подписания Версальского мирного договора.

Сунь Ятсен, проживавший в то время в Шанхае, хотя и не принимал непосредственного участия в “движении 4 мая”, тем не менее сочувственно откликнулся на него. По инициативе Сунь Ятсена была направлена телеграмма протеста пекинскому правительству, оправдывавшая действия студентов. В ней гово­рилось: “Надо простить молодых студентов, деятельность кото­рых слегка вышла за пределы нормального поведения по при­чине их патриотических чувств”[4]..

9 мая 1919 г. после совместных заседаний обеих палат пар­ламента в Гуанчжоу была послана циркулярная телеграмма во все провинции Китая, в которой резко осуждались прояпонские элементы в пекинском правительстве и одобрялись действия пе­кинских студентов.

Под непосредственным воздействием “движения 4 мая” Сунь Ятсен стал привлекать молодежь к революционному делу. Вы­ступая 8 октября 1919 г. на собрании Союза молодежи в Шан­хае с докладом “Первым шагом в переустройстве Китая может быть лишь революция”, он подверг уничтожающей критике пе­кинское правительство, заявив, что “коррупция современной бюрократии и военщины сейчас приняла куда большие размеры, чем в маньчжурско-цинскую эпоху”. Называя старое чиновни­чество, окопавшееся в правительственных учреждениях столицы и провинций, китайскую военщину, столичных и провинциаль­ных политиканов “тремя слоями старого слежавшегося грунта, которые в первую очередь необходимо извлечь и отбросить для сооружения славного, величественного здания Китайской рес­публики”[5], Сунь Ятсен призывал молодежь к активному участию в революционном движении. С чего следует начинать перустройство Китая? — спрашивал Сунь Ятсен и отвечал: не с распространения образования, как говорят одни, и не с развития коммерции и промышленности, как говорят дру­гие, не с развития самоуправления, как говорят третьи, а с главного — с революции, направленной против бюрократии и военщины.

18 ноября 1919 г. Сунь Ятсен произнес речь перед студен­ческой ассоциацией Шанхая на тему “Экстренная задача спасе­ния родины”, в которой высоко отозвался о “движении 4 мая”, отмечая его высокую организованность и эффективность. Ука-зызая, что оно было вызвано внешними причинами, Сунь Ятсен призывал молодежь с таким же вниманием отнестись и к про­блемам внутрикитайским, поддержать “движение в защиту кон­ституции”, добиваться восстановления деятельности законного парламента. Он подчеркивал, что борьба против кабальных -и унизительных договоров с иностранцами тесно связана с борьбой против милитаристских группировок за объединение страны[6].

В конце апреля 1919 г. Чжоу Эньлай вернулся в Тяньцзинь из Японии. Он незамедлительно включился в патриотические выступления местной молодежи, развернувшиеся после получе­ния известий о событиях 4 мая в столице. Вечером 6 мая в Тяньцзине состоялся массовый митинг протеста учащихся го­родских учебных заведений против действий пекинских властей. На следующий день был образован временный общегородской комитет учащихся, который 12 мая провел общественную пани­хиду по студенту, убитому в Пекине во время подавления поли­цией студенческой демонстрации 4 мая. После панихиды, в ко­торой участвовало более тысячи человек, собравшиеся, разбив­шись на группы, организовали многочисленные патриотические митинги в различных частях города и пригородах. 14 мая по примеру пекинской молодежи в Тяньцзине был создан Объеди­ненный союз учащихся средних школ и высших учебных заве­дений города; руководящую роль в нем играли представители Чжилийского политехнического института, Нанькайской средней школы и Бэйянского университета. К учащимся Тяньцзиня при­соединились и студенты правительственного железнодорожного училища в соседнем Таншане. Представительницы женских средних школ 25 мая создали Патриотическую ассоциацию женщин Тяньцзиня.

Арест пекинским правительством 3 июня большой группы пекинской молодежи за участие в патриотических митингах и собраниях вызвал новую волну протеста в Тяньцзине. Объеди­ненный союз учащихся организовал перед зданием Нанькайской школы многотысячный митинг. Собравшиеся дали клятву за­щищать Родину, восстановить суверенитет Китая и смыть нане­сенный ему позор, изгнать предателей Родины, разделить со всей страной опасности и горести, держаться сообща до побед­ного конца. После митинга они направились к резиденции гу­бернатора пров. Чжили с петицией, в которой требовали осво­бождения арестованных в Пекине студентов, возвращения Ки­таю бывших германских концессий в Шаньдуне и отмены навя­занного Японией “21 требования”. 9 июня в Тяньцзине прошел грандиозный митинг — присутствовало более 20 тыс. человек. Представители различных общественных организаций города одобрили призывы прекратить со следующего дня занятия в учебных заведениях, работу на предприятиях и в торговых учреждениях. 18 июня была образована Объединенная ассоци­ация представителей различных слоев населения Тяньцзиня за национальное спасение. В нее вошли более 170 различных орга­низаций и групп от торговых, промышленных, экономических, просветительских, религиозных, благотворительных кругов го­рода[7]. Заместителем руководителя Объединенного союза учащихся Тяньцзиня был избран близкий друг Чжоу Эньлая по Нанькайской школе Ма Цзюнь. Он предложил Чжоу Эньлаю стать редактором создаваемой газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня (“Сюэшэ ляньхэхуэй бао”).

Чжоу Эньлай не задумываясь ответил согласием и с головой ушел в работу — добывал средства на издание газеты, приобре­тал бумагу, подыскивал типографию, подбирал редакционный аппарат. В целях рекламы он поместил 12 июля в газете Нань­кайской школы большую статью о целях и задачах новой га­зеты. Показав место “движения 4 мая” в общем контексте раз­вития международной обстановки на Дальнем Востоке, “рисовых бунтов” в Японии и движения за независимость Кореи, Чжоу Эньлай назвал их “волнами мощного прибоя новой мысли”, не­посредственным результатом возросшего национального самосо­знания народов Восточной Азии. Он заверял читателей, что но­вая газета будет руководствоваться идеями “обновления и ре­форм”, “духом демократии”, будет знакомить общество со взглядами современного “идеологического прибоя”, “выполнять задачу общественного контроля над политикой правительства”, давать объективное освещение общественной жизни и критику различных научных теорий. Эта блестящая статья Чжоу Эньлая вскоре была перепечатана всеми ведущими газетами Тянь­цзиня.

Первый номер газеты Объединенного союза учащихся Тянь­цзиня вышел в свет 21 июля 1919 г. с подзаголовком на англий­ском языке: “Наш девиз — демократия; у нас должно быть пра­вительство, контролируемое народом, служащее народу и забо­тящееся о благе народа”. Девиз газеты наглядно свидетельство­вал о широком распространении в те годы среди учащейся моло­дежи американских буржуазно-демократических идей. Написан­ная Чжоу Эньлаем передовая статья “Реформа, обновление” призывала к перестройке общества и реформированию сознания. Газета сначала выходила один раз в три дня, но вскоре стала ежедневной с тиражом в 20 тыс. экземпляров. Чжоу Эньлай за­казывал и собирал статьи и заметки, сам писал передовые, ре­дактировал и вычитывал материал, правил корректуру, следил за печатанием тиража в типографии, а иногда по утрам сам продавал газету.

Газета Объединенного союза учащихся Тяньцзиня резко критиковала правительство, находившееся под контролем ань-фуистской группировки бэйянских милитаристов, за его внеш­нюю и внутренюю политику, в частности за введение в Шань-дуне военного положения и подавление генералом Ма Ляном патриотического движения в этой провинции. Газета разобла­чала подкуп бэйянскими милитаристами органов китайской пе­чати, выступала организатором массовых демонстраций против произвола властей, в защиту патриотического движения. В авгу­сте 1919 г. была создана Ассоциация газет и журналов различ­ных учебных заведений Тяньцзиня, и Чжоу Эньлай единодушно был избран ее председателем.

По призыву Объединенного союза учащихся был организован марш протеста из Тяньцзиня в Пекин в поддержку требования об отставке и наказании генерала Ма Ляна. Коща 28 августа группа петиционеров была жестоко избита и арестована пекин­ской жандармерией, Чжоу Эньлай с оставшимися на свободе ли­дерами союза организовал массовую манифестацию у президент­ского дворца в Пекине. В ней участвовало от 2 до 4 тыс. чело­век, которых горячо поддерживало население столицы. Она дли­лась три дня и окончилась лишь после освобождения арестован­ных, в числе которых был и Ма Цзюнь.

Окрыленный успехом, Чжоу Эньлай и его ближайшее окру­жение решили создать в Тяньцзине из числа наиболее предан­ных движению членов Ассоциации учащихся и Патриотической ассоциации женщин глубоко законспирированный кружок для совместного изучения обстановки в стране и подготовки нового подъема, или, как тогда говорили, “нового прибоя” патриотичес-.кого движения.

Такой кружок, названный его участниками Обществом про­буждения сознания (“Цзюэ у шэ”) был вскоре организован. На учредительном собрании 16 сентября 1919 г. (присутствовало 12 человек) основополагающими принципами его деятельности были провозглашены “обновление” и “реформы”. Собравшиеся приняли решение об издании своего печатного органа — пе­риодически выпускаемого сборника статей “Пробуждение сознания”, где члены кружка могли бы публиковать свои мнения по всем вопросам, волновавшим китайское общество. В сборнике намечалось также печатать материалы, содержавшие взгляды на современные проблемы известных общественных деятелей страны, знакомить читателей с новыми зарубежными идеями и течениями. Чжоу Эньлаю, выдвинутому на пост руководителя общества, было поручено подготовить проект его устава.

Ввиду усилившихся репрессий властей в отношении патриотической молодежи члены кружка решили строго со­блюдать конспирацию и пользоваться псевдонимами. Чжоу Энь­лай получил псевдоним “У Хао” (“Номер пятый”), впоследствии не раз использовавшийся им в его революционной публи­цистике.

21 сентября 1919 г. по предложению Чжоу Эньлая был при­глашен один из зачинателей “движения за новую культуру”, видный участник “движения 4 мая”, известный своей привер­женностью к марксизму, профессор Пекинского университета Ли Дачжао выступить перед членами кружка и дать направле­ние их дальнейшей деятельности. Ли Дачжао одобрил реши­мость молодежи бороться с феодальными преградами на пути развития Китая, приветствовал совместное участие в работе как юношей, так и девушек, счел полезным выпуск сборника с изложением взглядов членов общества, посоветовал внимательно изучать статьи в прогрессивных журналах “Синь циннянь” и “Шаонянь Чжунго”, систематически следить за современными научными течениями. Кружковцы провели также ряд встреч с другими видными участниками “движения за новую культуру”, преподавателями пекинских и тяньцзиньских учебных заведе­ний, на которых обсуждались проблемы спасения Родины, раз­личные новые общественные течения, вопросы литературы на “байхуа”, эмансипации женщин, образования рабочих и др. Среди приглашенных был русский преподаватель Пекинского университета Сергей Полевой (китайское имя Бо Ливэй), по­знакомивший Чжоу Эньлая и его друзей с историей революци­онных событий в России и политикой молодого Советского госу­дарства[8]. Чжоу Эньлай и члены Общества пробуж­дения сознания стали руководящим ядром патриотического дви­жения учащейся молодежи города.

С конца августа 1919 г. полицейское управление Тяньцзиня несколько раз запрещало выпуск очередных номеров газеты Объединенного союза, проводило обыск в типографии, арестовы­вало отпечатанный тираж. Несмотря на чинившиеся властями препятствия, газета хотя и с перерывами, но продолжала выхо­дить.

25 сентября 1919 г. Чжоу Эньлай присутствовал на торжест­венной церемонии открытия Нанькайского университета, в ко­торый он был принят на первый курс гуманитарного факуль­тета, а 30 сентября выехал в Пекин на заседание Всекитайской студенческой ассоциации, где обсуждался вопрос о начале мас­совой петиционной кампании в стране с требованием решить судьбу пров. Шаньдун. 1 октября делегаты от семи городов Ки­тая, прибывшие на заседание ассоциации, провели демонстра­цию у президентского дворца в Пекине. Они пытались передать властям петицию с изложением своих требований, но были аре­стованы полицией. Чжоу Эньлай призвал к проведению 10 октября, в день годовщины Синьхайской революции, массо­вой демонстрации протеста против ареста петиционеров, а 7 октября в газете Объединенного союза опубликовал статью-объявление, в которой обвинял власти в подавлении свободы слова и сообщал, что из-за цензурных преследований впредь га­зета будет выходить не ежедневно, а раз в три дня. 10 октября на массовом митинге в Тяньцзине на стадионе Нанькайского университета, где присутствовали 40—50 тыс. представителей различных общественных организаций и учебных заведений го­рода, было принято воззвание, осуждавшее диктатуру бэйянских милитаристов и проведенные пекинской полицией аресты сту-дентов-петиционеров. Местные власти, мобилизовав крупные силы полиции и жандармерии, окружили стадион, стремясь не допустить намеченной после окончания митинга демонстрации. Однако нескольким группам удалось прорвать окружение и на­правиться к зданию полицейского управления города, где они потребовали встречи с начальником полиции Ян Идэ. Но по­следний отказался выйти к демонстрантам.

В знак протеста против произвола полиции Ассоциация учащихся и Патриотическая ассоциация женщин Тяньцзиня приняли решение о проведении 4-дневной забастовки (затем она была продлена еще на 2 дня). Чжоу Эньлай написал текст воз­звания о временном прекращении учебы, в котором обвинил на­чальника городской полиции в насильственных действиях в отношении учащихся Тяньцзиня. Протест молодежи вызвал со­чувственный отклик различных слоев общественности города — торговцев, рабочих промышленных предприятий, ремесленни­ков. 20 октября более 10 тыс. жителей Тяньцзиня собрались у канцелярии губернатора провинции Чжили, чтобы поддержать требования учащихся. Одновременно в разных частях города пришедшие на митинги юноши и девушки горячо осуждали зло­деяния полиции. В результате этих действий и мощной поддер­жки со стороны Всекитайской студенческой ассоциации пекин­ские власти были вынуждены 7 ноября освободить арестованных в столице учащихся-петиционеров. 15 ноября на чрезвычайном заседании Общества пробуждения сознания, проходившем под председательством Чжоу Эньлая, было решено превратить кру­жок в боевую организацию молодых людей, “готовых на жерт­вы, готовых на борьбу”, в “генеральный штаб борьбы” и при­нимать новых членов лишь после строгой проверки их готовно­сти выполнить эти требования.

Массовые избиения учащихся, призывавших к бойкоту япон­ских товаров, вызвали новую волну антияпонского движения. Чжоу Эньлай, избранный к тому времени руководителем Объе­диненного союза ассоциации учащихся Тяньцзиня, с группой товарищей посетил торговую палату Тяньцзиня с целью коорди­нировать действия при проведении общегородского бойкота японских товаров. 20 декабря представители различных общест­венных организаций Тяньцзиня в присутствии более 100 тыс. жителей города демонстративно сожгли на площади большую партию японских товаров, после чего организовали шествие под антияпонскими лозунгами.

Результаты оживленных дискуссий на проходивших в конце года конспиративных собраниях Общества пробуждения созна­ния Чжоу Эньлай изложил в написанном им Манифесте. В нем говорилось о необходимости вырвать с корнем или преобразовать все то, что не соответствует современной эпохе: растущий мили­таризм, капитализм, политиканство, бюрократизм, неравенство мужчин и женщин, консервативное мышление, старую мораль и старую этику.

 

 

Итоги, характер и историческое значение движения

 

Не на шутку обеспокоенные ростом антияпонских настро­ений, пекинские власти, которые готовились к заключению со­глашения с Японией о Шаньдуне путем “прямых переговоров”, стали принимать решительные меры против ширившегося по­всеместно бойкота японских товаров. Губернатор пров. Чжили отдал распоряжение о досрочном роспуске учащихся Тяньцзиня на зимние каникулы, чтобы помешать им участвовать в бойкоте. В ответ на это на очередном собрании членов Общества пробуж­дения сознания по инициативе Чжоу Эньлая было принято ре­шение создать летучие группы по выявлению в городе японских товаров и активно включиться в антияпонское движение. 23 января 1920 г., когда выделенные Объединенным союзом доб­ровольцы проверяли наличие в городских лавках японских това­ров, они были жестоко избиты группой японских хулиганов. Это вызвало волну возмущения жителей города. Представители раз­личных общественных организаций Тяньцзиня пришли в канце­лярию губернатора Чжили с петицией, в которой просили нака­зать хулиганов и владельцев лавок, припрятывавших японские товары. Полицейские не допустили петиционеров в здание кан­целярии, избили их и арестовали 20 человек, в том числе и Ма Цзюня. Одновременно полиция произвела обыски в помещении Объединенного союза учащихся и в других общественных орга­низациях[9].

Члены Общества пробуждения сознания организовали ряд конспиративных встреч, проходивших на территории француз­ской концессии города, куда не имела право проникать полиция, и, обсудив сложившуюся обстановку, приняли решение провести массовые демонстрации протеста против избиения и ареста пе-тиционеров и утвердили Чжоу Эньлая руководителем готовив­шейся акции.

29 января 1920 г. несколько тысяч учащихся Тяньцзиня во главе с Чжоу Эньлаем проследовали к зданию канцелярии гу­бернатора для вручения петиции с требованиями в адрес прави­тельства: 1) отклонить предложение Японии о начале “прямых переговоров” о Шаньдуне; 2) ускорить переговоры с японцами о трагических событиях в Фучжоу; 3) снять запрет с Объединен­ного союза учащихся Тяньцзиня; 4) освободить задержанных 23 января петиционеров и впредь не вмешиваться в осуществле­ние населением прав на собрания, создание организаций, сво­боду слова и издательскую деятельность. Когда губернатор Цао Жуй отказался выйти к собравшимся, они уполномочили четы­рех своих руководителей во главе с Чжоу Эньлаем ройти в зда­ние канцелярии для вручения петиции. Четверка была немед­ленно арестована и доставлена в штаб гарнизона, а собравшиеся у входа петиционеры были жестоко избиты и разогнаны отря­дами полиции и жандармерии. 6 февраля Чжоу Эньлай и его товарищи были переведены в полицейское управление города, где начальник полиции Ян Идэ обвинил арестованных в том, что они были использованы для подстрекательства беспорядков. На допросе в полицейском управлении 17 февраля власти требо­вали от Чжоу Эньлая назвать имена тех, кто давал деньги на издание газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня. По­лучив решительный отказ, полицейские не спешили передавать дело в суд. Заключенные, содержавшиеся в сыром подвальном помещении без окон, 1 апреля пригрозили объявить всеобщую голодовку, если дело не будет незамедлительно передано в суд, не будут улучшены условия содержания их в тюрьме, отменен запрет на общение арестованных между собой. 3 апреля началь­ник полиции был вынужден принять эти требования, и вечером того же дня голодовка была прекращена. 5 апреля 24 пред­ставителя Ассоциации учащихся Тяньцзиня посетили поли­цейское управление и потребовали освобождения всех аре­стованных петиционеров, выразив готовность до суда добро­вольно сесть в тюрьму вместо них. Под давлением широких кру­гов общественности Тяньцзиня начальник полиции Ян Идэ со­гласился улучшить условия содержания арестованных под стра­жей, разрешить друзьям и родным свидания с ними и впредь не ограничивать общение заключенных между собой.

7 апреля 21 арестованный, в том числе Чжоу Эньлай, были переведены в городскую тюрьму. Проявив настойчивость, аре­стованные добились разрешения находиться в общей тюремной камере, получили право на прогулку в тюремном дворе, чтение книг и газет. Заключенные ввели строгий распорядок дня, рас­пределили между собой обязанности и составили расписание учебных занятий. Утро начиналось с зарядки, затем петицио­неры готовились к защите от предъявленных им обвинений, а во второй половине дня занимались уроками и чтением. После ужина проводились политзанятия и дискуссии по актуальным социальным и политическим вопросам. Их вели Чжоу Эньлай и еще два наиболее теоретически подготовленных заключенных. Чжоу Эньлаю также было вменено в обязанность вести тюрем­ный дневник. Арестованные отмечали в камере памятные дни — 1 мая (по случаю которого провели генеральную уборку камеры и отменили все занятия), 9 мая, “день позора” (в этот день Юань Шикай в 1915 г. принял 21 требование Японии), а также дни рождения товарищей по заключению. На занятиях обсужда­лись такие темы, как история промышленных революций в странах мира, история политических революций, новые идейные течения. В мае—июне Чжоу Эньлай посвятил ряд занятий основным принципам материалистического взгляда на историю, экономическим взглядам Маркса, его учению о капитале и клас­совой борьбе, биографии Маркса.

В первую годовщину “движения 4 мая” состоялось посвя­щенное этой дате специальное заседание, на котором Ма Цзюнь сделал доклад о событиях истекшего года и о задачах предсто­ящей борьбы молодежи. На этом и других заседаниях дискусси­онного клуба, где обсуждались вопросы служения обществу, председательствовал Чжоу Эньлай. Было решено создать группы активистов патриотического движения среди торговцев, симпа­тизирующих учащимся, издавать специальные малотиражные газеты для разъяснения основ демократии, организовать агита­ционные бригады для работы среди населения, для проникнове­ния в различные общественные организации, чтобы распростра­нять среди их членов политические знания, необходимые для коренной перестройки общества.

1 июня Чжоу Эньлай с товарищами по заключению написал письмо известному своими передовыми взглядами юристу Лю Цзуныо. В нем, обрисовав тяжелое положение арестованных, он разоблачил стремление полиции создать дутое дело по обвине­нию молодежи в беспорядках и просил юриста выступить на суде защитником. 6—8 июля проходило публичное слушание по делу Чжоу Эньлая и других петиционеров, обвинявшихся в “на­рушении безопасности и учинении беспорядков”. Оно вызвало огромный интерес не только учащихся города, но и пред­ставителей различных патриотических организаций. В дни засе­даний перед зданием суда постоянно толпился народ, а зал суда ломился от публики. Чжоу Эньлай и его товарищи в своих вы­ступлениях обвиняли полицейские власти в грубом насилии над учащимися, доказывая, что защита патриотизма и спасение Ро­дины — не преступление, а правое дело. Адвокат Лю Цзуныо произнес блестящую речь в защиту патриотического движения молодежи, и 17 июля 1920 г. суд огласил приговор об освобо­ждении Чжоу Эньлая и его товарищей “за истечением срока за­ключения”. Более 100 представителей различных общественных организаций Тяньцзиня горячо приветствовали освобожденных после полугодового тюремного заключения. К их одежде были прикреплены серебряные значки с надписью “Пострадавшему во имя Родины” и красные шелковые цветы; на девяти автомоби­лях, украшенных транспарантами “Приветствуем наших де­легатов, освобожденных из тюрьмы”, их привезли в здание го­родской торговой палаты. Здесь состоялось торжественное собра­ние, на котором Чжоу Эньлай рассказал о борьбе заключенных с полицейским произволом.

За время нахождения под стражей Чжоу Эньлай и Ма Цзюнь были отчислены из Нанькайского университета, а ряд арестованных вместе с ними преподавателей средних школ ли­шились работы.

В начале августа 1920 г. Чжоу Эньлай, председательство­вавший на заседании членов Общества пробуждения сознания, подвел итоги году патриотической борьбы учащихся Тяньцзиня, а 16 августа все 12 членов-учредителей общества прибыли в Пе­кин. Здесь в одном из павильонов парка Таожаньтин состоялась конспиративная конференция с представителями четырех сто­личных прогрессивных организаций учащейся молодежи — Общества молодого Китая (Шаонянь Чжунго сюэхуэй), Союза взаимопомощи молодежи в овладении знаниями (Циннянь гунду хуцзутуань), общества “Рассвет” (Шугуаншэ) и общества “Гуманизм” (Жэньдаошэ). Задача конференции заключалась в обмене опытом патриотического движения молодежи и опреде­лении перспектив дальнейшего движения за спасение Родины. Работой конференции, где присутствовало более 20 человек, ру­ководил Ли Дачжао, представлявший Общество молодого Китая. Он предложил представителям каждого из пяти обществ, уча­ствовавших в конференции, четко определить свои идеологиче­ские позиции и выделить своих представителей для поддержа­ния связи и продолжения обсуждения. Через день после конфе­ренции в парке Таожаньтин они провели совещание в библио­теке Пекинского университета, директором которой был Ли Дачжао, и договорились о создании совместной организации, названной ими Объединение во имя преобразования (Гайцзао ляньхэ). Цель новой организации — сплотить все прогрессивные общества и союзы учащейся молодежи для совместной борьбы за спасение Китая и преобразование общества. Об этом говорилось в принятом участниками встречи “Воззвании к объединению во имя преобразования”, которое призывало молодежь “идти в на­род”.

“Движение 4 мая” вышло далеко за пределы патриотичес­кого, антиимпериалистического выступления учащейся моло­дежи. Оно всколыхнуло широкие массы городского населения, в том числе и молодой промышленный пролетариат, сплотило их в общей борьбе за национальную и экономическую независи­мость, явилось важным этапом на пути антифеодальных, демо­кратических преобразований китайского общества. Оно по­ставило вопрос о коренной переоценке традиционных ценностей и норм феодального Китая и о замене их демократическими и гуманистическими идеалами. Это движение было в значительной степени обусловлено бурным приобщением пе­редовой китайской интеллигенции к мировой культуре, знакомством с философией и общественно-политической мыслью иностранных государств. С “движением 4 мая” связано распро­странение в Китае марксизма и идей Октябрьской революции в России.

 

Заключение

 

Верс<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: