ИСКУССТВО КАК ФОРМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ




 

В лекции представлен взгляд на понятие сознания как со-знания, разделяемого общностью людей о возделываемых и почитаемых ими основополагающих, базовых идеалах бытия. Обозначено своеобразие эстетического сознания в структуре общественного сознания, базируемого на эстетических идеалах – произведениях искусства. Представлены функции эстетического сознания в структуре общественного сознания. Раскрыто значение развития эстетического сознания в процессе становления личности в аксиологическом, познавательном и коммуникативном аспектах.

Ключевые слова: общественноесознание, эстетическое сознание, аксиологическая, познавательная, коммуникативная функции эстетического сознания, эстетический идеал, значение эстетического сознания дошкольника.

 

Сознание исследуется в определенных рамках научных интересов различными дисциплинами. Объяснением феномена сознания занимается квантовая физика, нейронаука, психолингвистика, философия, психология, социология, педагогика, понятие сознания входит в состав важнейших религиозных и политических учений. Подходы к решению проблемы сознания многообразны: от отрицания существования сознания, невозможности его познания до создания монистических и дуалистических теорий сознания. Проблема определения феномена сознания находится на стыке философии и науки, поэтому не существует чётких границ в понимании сознания между аналитической философией, когнитивной наукой и нейробиологией. Исследователи сознания занимаются параллельно как философскими разработками по теме проблемы сознания, так и ее научными исследованиями.

В философии сознание в основном трактуется как проблема человеческого бытия, как явление, обеспечивающее связность человеческой истории и культуры. «Способность человека соединять образ своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий служит необходимым условием реализации социальных связей и, соответственно, общественной жизни» [4, с. 830]. Формами существования и развития общественного сознания являются религия, философия, наука, правосознание, идеология, мораль и, конечно, искусство.

Слово «со-знание» отправляет к пониманию сознания как некоторого общего знания, которое человек с кем-то или чем-то разделяет. Представляется, что это может быть причастие к знанию, связанному с освоением иной, транцендентной человеку реальности, знанию, возникающему на границе человеческого и не-человеческого, выходящего за пределы чувственного опыта, эмпирического и теоретического знания. В этом случае понятие «сознание» входит в область духовного аспекта религиозно-философского дискурса. Иной аспект со-знания как некоего общего знания отправляет к совместно выработанному общностью людей основополагающих, базовых идеалов бытия. Речь может идти об идеалах нравственного, научного, социального, политического, эстетического содержания, сформулированных в определенный исторический период и лежащих в основании той или иной цивилизации, культурной общности. Термин «сознание» в этом случае фиксирует социально связующий аспект общественного сознания – разделенное с другими людьми знание о необходимом содействии в воспроизводстве и поддержании неких общепринятых норм, ценностей и идеалов.

Сознание человека, как особого рода связь с миром, сопрягает различные отношения человека к людям, вещам, природе и т.д. Сформированность общественного сознания в человеке обуславливает его зрелость, «вменяемость», указывает на способность человека соединять индивидуальные идеалы, потребности, желания, воления, смыслы с общепринятыми. Наконец, третий аспект со-знания имеет эгоцентрический аспект и предполагает некоторое знание, которое человек признает или продуцирует и принимает к действию, сообразуясь со своими внутренними идеалами, устоями, убеждениями и т.д.

Жизнь сознания затрагивает различные аспекты человеческого существования. Это сложное переплетение индивидных и социальных координат, базирующихся на фундаменте сформулированных и исповедующих обществом идеалов в самых разных «измерениях» человеческого бытия: культурных, природных, научных и др. Одной из существенных составляющих общественного сознания – эстетическое сознание. Если в случае с общественным сознанием речь идет о функционировании самого разного рода общественных идеалов, то в случае с эстетическим сознанием надо говорить об особом роде эстетических идеалах – художественных произведениях. Произведение искусства – уникальное по своей онтологической природе явление – чувственно-явленная в художественном материале идея (логос), ее осуществленность в специфическом, смысловом «теле» художественного произведения.

Имея в виду искусство как форму общественного сознания, Г. Гегель характеризовал его как «мышление в образах», как мир воображения, параллельный действительному. В отличие от науки, где образ действительности осуществляется в форме понятий, воспроизводящих в сознании людей необходимые стороны и связи исследуемого объекта, в искусстве сущность выражается в чувственно-конкретной, наглядно-образной форме единичного, неповторимого явления – художественного образа. Художественный образ созидается в процессе овеществления его в материале того или иного вида искусства. Художественный образ является носителем информации, где духовное содержание (единство идеалов, нравственных ценностей) выражается в конкретно чувственной форме. Художественный образ и духовен и чувственен одновременно. В нем уникально соединены содержание и форма (сущность и явление).

Специфика искусства как формы духовного освоения мира в том, что художественный образ несет знание (информацию), ценности, нормативное предписание, но не прямо, не буквально, а через чувственно переживаемый художественный образ («Над вымыслом слезами обольюсь» А.С. Пушкин).

В художественном образе воплощается античная концепции калокагатии – единства ДОБРА, БЛАГА И КРАСОТЫ. Через чувственное переживание зритель (слушатель, читатель) воспринимает духовное содержание образа, и наоборот, духовно-нравственные ценности воплощены в искусстве в чувственно воспринимаемой форме. Художественные идеалы, обладающие чувственно-сверхчувственной природой всегда идут впереди науки и философии в поисках единых форм познания жизни. Именно художественные идеалы культуры являются преобладающим способом взаимодействия человека и мира, и здесь альтернативы искусству нет.

Универсальная значимость содержания искусства обеспечивают его воздействие на сознание реципиента, определяя целеполагание, формирование мировоззрения, духовное обогащение личности.

Специфика искусства как особой формы сознания и его отличие от других заключается в том, что оно есть творчество тандема: исполнителя и реципиента, где и тот и другой включены в единый механизм сотворчества, хотя они никогда не встречались, а между ними пролегают может быть целые исторические эпохи.

Механизм сотворчества находит свое выражение в акте опредмечивания и распредмечивания, вечного достраивания художественного образа, акте углубленного «мышления в образах», несущего печать как первого, так и последнего творца.

Таким образом, искусство, в отличие от других форм духовной и практической деятельности человека, гарантирует восприятие мира в его целостности. Только произведения искусства обладают даром уникального посредничества, способного воссоздать, воссоединить отношение плотского с душевным и духовным, конечного с бесконечным, относительного с абсолютным, несовершенного с Совершенством. Искусство, равно как хлеб, вода, воздух, крайне необходимо для обеспечения выживания людей.

«Намёк о божественном, небесном рае заключён для человека в искусстве, и поэтому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волнения мирского; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордости страстей сатаны,– во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства» – говорил Н.В. Гоголь.

Позволительно выделить две сферы экстраординарной, феноменальной деятельности художника по созданию эстетических идеалов (произведений искусства): первое – это некое Откровение художнику, божественная предопределенность, избранность, второе – «проявление через мастера как элемента или органа человеческого сообщества определенной «художнической» функции, необходимой для жизнедеятельности социального организма» [1, с.40]. Автором особого рода эстетического идеала (произведений народных промыслов) может быть коллективный автор – народ, выработавший ряд художественных технологических способов и приемов для формулирования и передачи из поколения в поколение идейного содержания, построенного на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, добро, благо.

Значение эстетического сознания возможно представить через определение аксиологической, гносеологической и коммуникативной функций. Ведущая функция эстетического сознания – аксиологическая – заключается в трансляции человеческому сообществу основополагающих духовно-нравственных идеалов. Подлинное произведение искусства является своеобразным маяком для реципиента, направляющим к размышлению о глобальных нравственных и социальных ценностных категориях «добра», «блага», «истины» и т. п. Онтологизированные в произведении искусства высокие нравственные и социальные идеалы выполняют задачу «вещания» определенной ценностной «системы координат» в человеческом сообществе.

Гносеологическая функция эстетического сознания направлена на воспитание культуры восприятия художественных идеалов, теоретического и практического овладения языком разных видов искусства. Умение выстраивать диалоговые формы общения с произведением искусства предоставляет человеку возможность воспринимать уровни идейного содержания художественного произведения, осваивать его духовно-нравственный потенциал.

Коммуникативная функция эстетического сознания заключается в построении идеалообразующих связей внутри человеческого сообщества и связей с прошлыми поколениями, историей, культурой своего народа и Отечества на основе высоких духовно-нравственных ценностей. Особое значение коммуникативной функции эстетического сознания заключается в решении проблемы связи человеческого конечного и абсолютного бесконечных начал. Выделяется специальная область художественных идеалов, назначение которых преимущественно направлено на получение со-знания, трансцендентного человеку. Это искусство духовной литературы, духовной музыки, искусство храмовой архитектуры, иконописи и пр.

Значительную роль в эстетическом сознании общества и его становления в каждой отдельной личности имеет образование на самых разных его ступенях.

Педагогический опыт доказывает, что взрослые, не освоившие в школьной ступени образовании компетенции зрителя, слушателя, читателя, впоследствии не стремятся к диалогу с миром эстетического, довольствуясь в дальнейшей жизни лишь низкопробной продукцией шоу-бизнеса. Подлинное искусство – всегда многогранный диалог, никогда не навязывающий готовые ответы, но всегда задающий сложные вопросы о мире, о человеке, о месте человека в мире. Для того чтобы диалог состоялся, произведение искусства ожидает достойного «партнера» для сложного разговора о самом важном. Полноценный диалог с миром эстетического – тяжелый труд, требующий времени, интеллектуальных, душевных и духовных затрат. Диалог невозможен без знания языка, на котором будут общаться собеседники, и учиться языку искусства необходимо в самого раннего детства.

Язык искусства – система знаковых и символических способов вербального (литература) и невербального общения (музыка, изобразительное искусство, танец и т.д.), с помощью которых сохраняется и передается из поколения в поколение, от эпохи к эпохе культурно значимая информация. Язык искусства – универсальная форма осмысления реальности. «В сфере коммуникации язык выступает в качестве медиатора (проводника, посредника) – средства, позволяющего придавать культурное значение индивидуальному опыту конкретного человека, транслировать общезначимые представления и придавать им универсальный смысл» [3, с. 25]. Трудно переоценить значение эстетического сознания в выстраивании коммуникативных связей с миром и с самим собой. Общение с произведением искусства позволяет выстроить взаимодействие не только с одним отдельным автором, но через автора произведения, как «другого взрослого», познакомиться с тем или иным историческим периодом, эпохой, цивилизацией, со всем человечеством, ощутить свою причастность этому со-знанию. Эстетическая встреча с произведениями народного искусства – это диалог не с конкретным мастером, а с целым народом.

Развитое эстетическое сознание формирует личность разнообразно и многосторонне. Результат этого формирования всегда целостен и охватывает собою весь духовный мир человека. Многообразные способы отношения с миром эстетического – пространство становления эстетического сознания как возможности причастности природному, культурному, историческому, социальному со-знанию человеческого сообщества и человечества в целом, осмысления не только внешнего мира в его системности, но и своего отношении к нему, себя в этом мире.

 

Список литературы

 

1. Дмитриева Н.Ю., Жуковский В.И. Художественный образ в диалектике сущности и явления: монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Краяносрк, 2015. 172 с.

2. Дмитриева Н.Ю., Малютина Т.В. Диалог с произведением изобразительного искусства как средство построения образовательного пространства детей дошкольного возраста// Материалы IV Всероссийской конференции школьников, студентов и молодых ученых, посвященный 155-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова. Отв. Редактор: О.В. Груздева; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 206 – 209.

3. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно—эстетическое развитие». Новые подходы в условиях реализации ФГОС ДО. М.: ИД «Цветной мир», 2014, - 144 с.

4. Современный философский словарь. Л. – Франкфурт-на-Майне – Париж – Люксембург – М. – Мн.: Панпринт, 1998. 1064 с.

5. Торшилова Е.М. Интеллектуальное и эстетическое развитие: история, теория, диагностика. Дубна: Феникс+, 2008.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: