Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы............................................. 7
2. Место учебной дисциплины в структуре ОП...................................................................... 7
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся............................................................................................. 8
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий..................... 9
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов........................ 12
5.1 Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине.............. 12
5.2 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).......................................................................................................... 14
:6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)............................................................................................................................................ 14
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования......................................................................................................... 15
6.2 Описание шкалы оценивания компетенции.................................................................. 17
6.3 Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы................................................................. 20
6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций............ 23
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины....................................................................................................................................................... 23
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля)......................................................................................................... 24
9. Информационное обеспечение дисциплины........................................................................... 24
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).............................................. 24
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).......................................................................................... 26
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результатами освоения | Планируемые результаты обучения | |||
Шифр | Описание | Когнитивные | Деятельностные | Мотивационные |
указывается полное название соответствующих компетенций или их отдельные компоненты* | ||||
ПК-1 | Способность владеть навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией, а также способностью получать, понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований | Знает основные методологические подходы культурологического анализа, понимает принципы методики постановки, организации и выполнения научных исследований | Использует полученные знания при анализе социально-значимых процессов и явлений; владеет методологией и принципами организации научно-исследовательской работы | Демонстрирует высокую мотивацию к научно-исследовательской работе в сфере истории культурных практик |
ПК-3 | Способность осуществлять научные коммуникации в профессиональной сфере | Осознает принципы функционирования исследовательского коллектива | Самостоятельно отбирает и использует способы коммуникации в конкретном случае | Демонстрирует высокий уровень стремления к построению межличностных отношений, к выбору роли лидера в исследовательских коллективах |
Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ОП
Учебная дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной части.
2.1. Перечень дисциплин и практик, освоение которых необходимо для изучения данной дисциплины
«История» - в разделе представлений об особенностях основных исторических периодов цивилизационного развития.
Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами.
«История повседневности» - в разделах истории культуры повседневности различных человеческих сообществ;
«История культуры России» и «История культуры Европы» - в разделе конкретно-исторического материала и методов сравнительно-исторического анализа.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
форма обучения | очная | очно-заочная | заочная | ||||
Общая трудоемкость дисциплины (з.е./час.) | 6/216 | ||||||
Распределение учебной работы, час.: | всего | семестры | всего | семестры | Всего | семестры | |
Контактная работа обучающегося с преподавателем, в том числе: | |||||||
занятия лекционного типа | |||||||
занятия семинарского типа | 1,2 | ||||||
индивидуальные занятия | 1,2 | ||||||
Самостоятельная работа | 1,2 | ||||||
Промежуточная аттестация, час. | зачет | ||||||
экзамен | |||||||
(в графе зачет при его наличии ставится: +; в графе экзамен при его наличии ставится: 36, 72, 108 … (из расчета 36 часов на экзамен) |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Наименование разделов и тем, содержание | Контактные занятия, час. | Самостоятельная работа, час. | Итого, час. | Формы текущего контроля | Баллы по БРС | |||||||||
Лекции | Семинарского типа | Индивидуальные | Всего, час. | |||||||||||
Лабораторные | Практические | Семинары | Мелкогрупповые | |||||||||||
Семестр: | 1,2 | |||||||||||||
Тема 1 | Культурные практики: понятие и явление, специфика, виды | КТ, НБЛ | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Культура, цивилизация, культурные практики. Типы и виды культурных практик в истории человечества. Культурные практики повседневные и не повседневные. Духовные практики. Практики социальных институтов культуры. Политические и правовые. Ритуальные, обрядовые, этикетные, культовые. Бытовые и досуговые, воспитательные, игровые, художественные, субкультуры и так далее. | |||||||||||||
Тема 2 | Возникновение и становление культурных практик в истории человечества | КТ, НБЛ, УО | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Зарождение и становление культурных практик в истории человечества. Культурные практики первобытных сообществ. Мифологические, обрядовые, ритуальные. Тотемизм, анимизм, фетишизм. Магия. Ведовство. Колдовство. Знахарство. Инициации. Потребление еды. Обработка внешности. Гендерные аспекты культурных практик. «Праздничные» культурные практики. | |||||||||||||
Тема 3 | Культурные практики древних скотоводческих и земледельческих цивилизаций | ТЗ | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Особенности культурных практик скотоводческих сообществ, определяемые спецификой природных факторов и хозяйственной деятельности. Культурные практики освоения пространств повседневности. Верования, обрядность. Пищевые культурные практики, телесность и одежда номадов. Досуговые практики номадов. Особенности развития культурных практик у земледельцев древних цивилизаций. Специфика культурных практик жителей Месопотамии, Египта в древности. | |||||||||||||
Тема 4 | Особенности культурных практик античного мира | СД, УО, СБС, ТЗ | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Развитие культурных практик в древней Греции и Древнем Риме. Особенности культурных практик, связанных с агональностью древнегреческой культуры. Культурные практики телесного и духовного развития в Древней Греции. Культурные практики античного язычества. Архаическое и новое в дренегреческих и древнеримских культурных практиках. Культурные практики политической и правовой жизни в древней Греции и древнем Риме. Бытовые и досуговые культурные практики, практики художественной деятельности. | |||||||||||||
Тема 5 | Особенности культурных практик средневековой и ренессансной Европы | ТЗ | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Рассмотрение проблематики культурных практик Средневековой и Ренессансной Европы. Культовые практики. Бытовые и досуговые практики разных социальных слоев. Культурные практики средневекового рыцарства, трубадуров и вагантов. Специфика культурных практик ренессансной Европы. Воздействие реформации на европейские культурные практики. | |||||||||||||
Тема 6 | Культурные практики мусульманского Востока, Средней Азии и Кавказа | ТЗ | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Особенности повседневных и не повседневных культурных практик мусульманского Востока, включая суфизм. Специфика культурных практик Средней Азии и Кавказа. | |||||||||||||
Тема 7 | Культурные практики традиционных Индии, Китая и Японии | КНСП, УО, НБЛ | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Специфика культурных практик традиционных Индии, Китая, Японии Повседневные и не повседневные, бытовые, досуговые и духовные практики Индии, Китая и Японии (включая йогу, боевые искусства и так далее). | |||||||||||||
Тема 8 | Культурные практики Древней и средневековой Руси | СД, СБС, ТЗ | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Проблематика культурных практик древней Руси, включая переход от язычества к православию. Специфика культурных практик в Московской Руси. | |||||||||||||
Тема 9 | Культурные практики Европы и Америки Нового времени, до ХХ века включительно | СД, СБС, ТЗ, УО | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Проблематика специфики культурных практик Европы Нового времени периода абсолютизма и развития буржуазного мира. Включая культурные практики Южной и Северной Америки и Европы до ХХ века. | |||||||||||||
Тема 10 | Особенности культурных практик России дореволюционной и советского периода | ТЗ | ||||||||||||
Содержание темы (дидактические единицы): | Особенности культурных практик России дворянской, купеческой и мещанской. Своеобразие культурных практик советского периода. | |||||||||||||
ИТОГО: | ||||||||||||||
4.1 Таблица сокращений форм текущего контроля:
КНСП | конспект лекции | ТЗ | творческое задание |
СД | семинар с элементами дискуссии | СБС | собеседование |
УО | устный опрос | НБЛ | наблюдение |
4.2 Образовательные технологии:[КИС9]
1. Лекция, мастер-класс
2. Семинар-дискуссия
3. Информационная лекция - лекция, на которой сообщаютcя сведения, предназначенные для запоминания.
4. Творческое задание в данной дисциплине представлено выполнением индивидуального проекта.
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов
5.1 Структура и содержание самостоятельной работы по дисциплине
Номер раздела ОП | Наименование тем ОП | Распределение часов по видам самостоятельной работы, час. | Формы текущего контроля успеваемости | ||||||||||||||||
Основные виды учебной и научной самостоятельной работы | Иные виды | Всего, час.[КИС10] | |||||||||||||||||
Работа с конспектами лекций | Подготовка к занятиям семинарского типа | Изучение и анализ рекомендованной литературы | Самостоятельное освоение тем разделов | Выполнение творческого задания | Подготовка к компьютерным тестам | Подготовка реферата | Подготовка доклада | Подготовка тезисов к публикации | Участие в НИРС | Выполнение курсовой работы/проекта | Подготовка к сдаче промежуточной аттестации | Выполнение выпускной квалификационной работы | |||||||
Тема 1. Культурные практики: понятие и явление, специфика, виды | КТ, НБЛ | ||||||||||||||||||
Тема 2. Возникновение и становление культурных практик в истории человечества | КТ, НБЛ, УО | ||||||||||||||||||
Тема 3. Культурные практики древних скотоводческих и земледельческих цивилизаций | ТЗ | ||||||||||||||||||
Тема 4. Особенности культурных практик античного мира | СД, УО, СБС, ТЗ | ||||||||||||||||||
Тема 5. Особенности культурных практик средневековой и ренессансной Европы» | ТЗ | ||||||||||||||||||
Тема 6. Культурные практики мусульманского Востока», Средней Азии и Кавказа» | ТЗ | ||||||||||||||||||
Тема 7. Культурные практики традиционных Индии, Китая и Японии | КНСП, УО, НБЛ | ||||||||||||||||||
Тема 8. Культурные практики Древней и средневековой Руси | СД, СБС, ТЗ | ||||||||||||||||||
Тема 9. Культурные практики Европы и Америки Нового времени, до ХХ века включительно | СД, СБС, ТЗ, УО | ||||||||||||||||||
Тема 10. Особенности культурных практик России дореволюционной и советского периода | ТЗ |
5.2 Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю): *[КИС11]
Виды учебно-методического обеспечения (пособие, рекомендации, руководство и т.д.) | Наименование | Вид издания (печатное, электронное, представленное в сети) |
Учебник | История мировой культуры: учебник / Под. ред. М.В. Бахтина, В.П. Большакова, М.: ВНИИгеосистем, 2013. – с. 734 | Печатное |
Учебник | Культурология: учебник / под. ред. С.Н. Иконникова, В.П. Большаков М.: «Проспект», 2013 | Печатное |
Учебное пособие | История культуры повседневности. Под ред. В.П. Большакова, С.Н. Иконниковой. М.: Проспект, 2016. | Печатное |