БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………..……………..……………..……………..……………..……………..……….3

 

1. Глава 1: Общая характеристика исторической эпохи Нового времени………………….4

 

2. Глава 2: Проблемы, выражаемые в искусстве………………………………………………6

 

3. Глава 3: Наиболее яркие течения в искусстве эпохи Нового времени…………………8

 

Заключение………………………………………………………………………………………….…10

 

Список используемой литературы………………………………………………………………....11

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Новое время — это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение — франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871).

 

Понятие «Новое время», как явствует из его «внутренней формы», подспудно ориентировано на другое понятие, по аналогии с которым оно было создано. Как известно, культура — явление живое и динамическое, проходящее определенные этапы в своем развитии. Поэтому культурологи, как правило, оперируют такими понятиями, как «культурно-историческая эпоха» («культурная эпоха») и «этап культурно-исторической эпохи». Так, в начале XVII в. завершается эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) и начинается эпоха барокко и классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этого столетия.

 

XVII столетие является одним из наиболее сложных и важных периодов. Его совершенно особое положение определяется, прежде всего, характером и масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное — таков переходный, пограничный характер этого века.

 

Историки склоняются к мнению, что нельзя искусственно отрывать от буржуазной цивилизации такие явления, как великие географические открытия, реформация и гуманизм, научная революция, которые дали толчок к зарождению буржуазии. Поэтому целесообразней границей средневековья и нового времени считать конец ХV - начало ХVI в.: ранее новое время, когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов жизни.

Эпоха накопления капитала, зарождение и развитие мануфактурного производства знаменовали наступление нового времени. Европа становится центром прогрессивного развития человечества, формирования новых политических институтов, очагом новой идеологии и культуры.

Новое время – это эпоха, заложившая основы современной цивилизации, в которой мы сейчас живем.

 

 

Историческая эпоха Нового времени охватывает XVII-XVIII вв.

Цельный вид новоевропейская культура стала получать в XVIIвв. Реформация, начавшаяся в эпоху Возрождения, была уже зародышем культуры нового типа. Для этой эпохи были характерны все большее распространение капиталистических отношений при сохранении элементов феодализма, ожесточенная борьба западных государств за господство на мировом рынке и широкомасштабная колонизация ими огромных территорий на континентах Африки, Азии и Америки.

 

Становление цивилизации нового типа сопровождалось утверждением растущего общественного класса - буржуазии, завершением формирования европейских наций и централизованных монархических государств. Происходило разложение феодальной формации. Эпоха Нового времени отмечена интенсивным развитием культуры, ростом и дифференциацией наук. Благодаря бурному развитию естествознания и техническому прогрессу во второй половине XVIII в. произошел промышленный переворот, завершивший переход от мануфактурного производства к фабрично-заводскому.

 

 

В культуре Нового времени появился новый нетрадиционный тип личности, для которой были характерны автономность и стремление к свободе. Человек Нового времени не удовлетворялся изначально данным, а целеустремленно выстраивал свое. При этом он все увереннее опирался на константные мотивы поведения, все более освобождался от предрассудков и безотчетных действий, стремился управлять собой.

 

Эпоха Нового времени отмечена изменчивым развитием культуры, ростом и дифференциацией наук. Благодаря бурному развитию естествознания и техническому прогрессу во второй половине XVIII в. произошел промышленный переворот, завершивший переход от мануфактурного производства к фабрично-заводскому, которое в ранний период основывалось на частичной механизации производственных процессов. Первоначальное накопление капитала сопровождалось в крупных западноевропейских странах массовой пролетаризацией и эксплуатацией трудовых социальных слоев.

 

Главной характеристикой цивилизации и культуры Нового времени стал рационализм. В экономике он проявился в характерном для предпринимателя-буржуа строгом расчете, планомерном и трезвом стремлении к поставленной цели, калькулированном использовании капитала и производственных ресурсов, продуманной организации труда; в политике – в подчинении гражданского общества и государственно-правовых институтов принципам целесообразного функционирования. Сквозь призму теории общественного договора общество виделось именно как целесообразно организованный механизм. В философии и науке центральное место отводилось рациональным методам, обеспечивающим объективное познание мира. На первый план выдвинулись требования доказательного знания, логически непротиворечивой теории. Мир уже не казался чудесным и загадочным, все его части воспринимались устроенными по естественным неизменным законам. В обыденной жизни здравый смысл возобладал над догматизмом и мистицизмом.

 

Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни. Отсюда — появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.

Разумеется, нет и не может быть такой культуры, которая не предполагала бы за человеком определенного и к тому же важного места в своей системе мироздания. Уже архаические культуры оставляли решающую роль человеческому коллективу в поддержании предустановленного миропорядка путем ритуальных действий, воспроизводивших первособытия-первотворения. И в эпоху Древности человек ясно сознавал свою роль в исполнении традиции, которую обоготворял. Пахарь и мореплаватель, кузнец и воин, иногда, как в Древней Греции, в одном лице, купец ли, жрец ли – понимали свою деятельность не иначе, как в союзе с Деметрой и Посейдоном, с Гефестом и Аресом, Гермесом и Аполлоном и другими богами, то есть, понимали ее как деятельность, санкционированную божественными силами.


Поставить человека в центр культуры – значит увидеть в нем главное действующее лицо истории. Но человек – не Бог, он не может действовать совершенно произвольно. Возомнивший себя носителем неограниченной воли Человек страшен и разрушителен. Этому учил дорого обошедшийся опыт первых веков новой эпохи. Вот почему одной из первейших задач в процессе становления культуры Нового времени было обоснование культуропорядка, лежащего в ее основе – его природы и его структуры.
Кроме того, тот же опыт показал, что свободно действующий человек может продуктивно творить согласно своей воле, если будет сообразовывать ее со свойствами действительности, к которой он прилагает свои усилия. Поэтому еще одной задачей новой культуры стало обоснование достоверного знания как важнейшего условия свободной деятельности человека.


Наконец, самоответственно действующий человек стал перед необходимостью самопознания и самооценки.

С XVII века берет начало многонациоиальность, многоязычность культуры Нового времени. Средневековая латынь уступила место национальным языкам, и это, с одной стороны, обогатило европейскую культуру традициями и опытом народного творчества, а с другой - сделало достижения культуры более доступными для народов Европы. Начался подъем национальных культур, что стало базой развития общеевропейской культуры, единой в своем многообразии. Живописцы Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Пуссен, драматурги Лопе де Вега, Мольер, композитор Глюк, "отец новой педагогики" Ян Коменский - творчество каждого из этих гениев XVII в. национально и вместе с тем составляет достояние всей европейской культуры в целом. В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых по разному находят выражение два больших художественных стиля в европейском искусстве того времени - барокко и классицизм.

 

Подобно тому, как расцвет античной культуры опирался на разнообразие культурной жизни в греческих государствах-полисах, так и расцвет европейской культуры явился результатом взаимообмена между культурными достижениями европейских государств. Контакт и взаимодействие культур - это одно из решающих условий культурного прогресса, выведшего Европу в Новое время на лидирующие позиции в мире.

Европейская культура проникается духом деловитости, практицизма, утилитаризма, который рождается буржуазным предпринимательством. Протестантские идеалы личной ответственности человека перед Богом и людьми за исполнение своих земныx обязанностей приходятся здесь как нельзя более кстати. Они способствуют формированию добросовестного отношения к труду, к семье, к собственности, без чего было бы немыслимо развитие капитализма.

Динамичность, активность, нацеленность на получение выгоды становятся если не всецело одобряемыми, то, во всяком случае, более или менее оправдываемыми культурой нормами человеческого поведения. Вместе с тем в европейской культуре утверждается представление о природе как арене преобразующей деятельности человека, развивается чувство хозяина природы, потребительское отношение к ней.

 

В XIX веке европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости. В большинстве стран Европы утверждается капиталистическая система хозяйствования со свойственными ей формами экономических и политических отношений. Растет крупное машинное производство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Общество осознает необходимость сделать просвещение более доступным для широких слоев населения. Развивается сеть школ и профессиональных учебных заведений, расширяется контингент студентов университетов и институтов. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается. Грамотность становится общей культурной нормой. Ускоряются темпы технического прогресса. Грандиозные перемены происходят в горном деле, металлургии, станкостроении. Механизация строительных работ, применение металлических конструкций и новых материалов (цемент, бетон) позволяет придать невиданные прежде масштабы городскому строительству. Входит в жизнь использование электричества для освещения, передача энергии на большие расстояние и энергетического обеспечения производства. Появляются пароходы, железные дороги, фотография, фонограф, пишущая машинка, телеграф, телефон, а концу столетия - автомобили, кинематограф, радиосвязь. Новые средства транспорта и связи, сохранения и передачи информации принципиально меняют условия коммуникации людей.

 

Наука XIX века выступает как классическая система знаний, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы служат математика и механика. Больших успехов достигает естествознание. Разрабатываются термодинамика, теория электричества, статистическая физика, электродинамика, теория валентности, периодическая система элементов и другие фундаментальные естественнонаучные теории. В биологии возникает клеточная теория, теория эволюции. Появляется экспериментальная психология. Публикуются обобщающие труды по общей истории, истории искусства, истории философии. Такие мыслители, как Гегель, Конт, Спенсер пытаются построить философские системы, сводящие воедино всю сумму знаний, Накопленных человечеством. В общественном сознании складывается убеждение, что картина мира наукой в общих чертах уже достаточно ясно установлена, и дальнейшее развитие научного знания должно лишь уточнять контуры этой картины.

 

Математика XVII-XVIII вв. повлияла на развитие новых отраслей науки, базирующихся на принципе движения. Большая заслуга математиков того времени - создание методов исследования переменных величин (Декарт). С их помощью изменяющаяся природная реальность была описана в формализованных понятиях и законах. Алгебраический метод в геометрии, учение о бесконечно малых величинах, теория интегральных и дифференциальных исчислений (Лейбниц, Ньютон, братья Бернулли, Д. Аламбер), теория вероятностей (Паскаль, Ферма) заложили основы современной математической науки, которая упрочила свои связи с физикой, естествознанием в целом, начала проникать в сферу гуманитарного знания.

Математические методы стали использоваться в решении практических задач. Паскаль изобрел счетную суммирующую Машину для облегчения труда финансовых работников. Теория вероятностей применялась в вопросах страхования. С помощью математики пытались отрегулировать социальные отношения.

 

В художественной литературе одним из главных направлений становится реализм. Успехом у публики пользуется жанр романа, позволяющий дать широкое и многоплановое изображение действительности (Бальзак, Золя, Диккенс и др.). В изобразительном искусстве религиозная тематика уходит на второй план. Получают распространение романтико-героические полотна (Делакруа, Жерико), реалистическая портретная и пейзажная живопись, сцены из народной жизни, бытовой жанр, сатирическая графика, исторические сюжеты (Гойя, Энгр, Констебль, Тернер, Коро, Милле, Курбе, Домье, Менцель

и др.).

 

Эпоха романтизма – эпоха утверждения прекрасного в безобразном мире, героического идеала в безгеройном времени, умения мечтать и чувствовать, страдать и сочувствовать в условиях, когда хотелось только покоя, тепла и хорошего, нормального питания. Романтизм шел наперекор эпохе и поэтому стал эпохой в культуре. Особенно значительны достижения романтиков в наиболее возвышенных видах художественного творчества – поэзии и музыке. Романтизм воспитывал также уважение и интерес к историческим корням нации, к национальной культуре. Классицизм вненационален, романтизм – многонационален. Именно в романтическую эпоху формируются национальные культуры в таких, ранее периферийных государствах, как Польша, Чехия, Венгрия, США, Австрия, Дания – всему миру известны имена Э.По, Ш.Петефи, Ф.Листа, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Г.Х.Андерсена, а ведь это имена первооткрывателей национальных культур. Век романтизма был недолгим, пожалуй, лишь в музыке он немного задержался и продлился практически до конца XIX в. В других же областях художественного творчества он постепенно изживал себя. Реальность вступала в свои права, она требовала какого-то образного выражения, культурного осмысления, и это осмысление пришло, но время реалистического, демократического искусства на Западе оказалось очень скоротечным в силу целого ряда причин.

 

 

Возрастает в это время престиж философии, высоко поднятый такими гениями, как Беркли и Юм в Англии, Вольтер, Руссо, Гольбах, Дидро во Франции, Кант, Фихте, Гете в Германии. Им принадлежат идеи, составившие фундамент классической европейской философии. Ученые и философы становятся и остаются на протяжении всего Нового времени "властителями дум" в обществе. Европейская культура в целом приобретает преимущественно рационалистический характер, что резко отличает ее от средневековой культуры, где преобладали мистические настроения.

 

По всем неотвратимым законам большого исторического времени на смену тираноборцам неизбежно приходят лавочники: времена Наполеона и Вашингтона, Гарибальди и Байрона, Костюшко и Кощута переродились во времена, когда восторжествовали сытость и порядок. Свобода в результате стала лишь свободой денежного обращения, “равенство” оказалось справедливым лишь в отношении тех, кто ранее считал себя “третьим сословием”, а сейчас стартовал в гонке за прибылью, а “братство” в борьбе против общего врага ‑ неограниченного деспотизма, феодальной знати, цеховой замкнутости и сословной ограниченности повседневной жизни – враждой при дележе открывшихся вакантных постов, приоритетов и привилегий.

 

Искусство отразило многие проблемы и ценности бурной эпохи. Переплетение феодальных и капиталистических отношений, многообразие форм политического правления, борьба Реформации и Контрреформации, интенсивное развитие наук, открытие новых земель привели к переменам в мировоззрении людей. Эти факторы поколебали представления об исключительности человека в мире, поставили личность перед проблемой незащищенности от природных стихий, общественных потрясений и воли рока. Ощущение изменчивости, быстротечности жизни нашло воплощение в соответствующих художественных темах и сюжетах. Наиболее рельефно своеобразие европейской культуры XVII-XVIII вв. отразилось в художественных стилях барокко, классицизма, рококо, протореализма.

 

Общество осознает необходимость сделать просвещение более доступным для широких слоев населения. Развивается сеть школ и профессиональных учебных заведений, расширяется контингент студентов университетов и институтов. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается. Грамотность становится общей культурной нормой. Ускоряются темпы технического прогресса.

 

Культуру и цивилизацию Нового времени очень трудно оценивать однозначно с позиций нынешнего времени. Типологическая характеристика этой культуры и цивилизации сегодня является амбивалентной (двоякой). Так, ключевой принцип рационализма, выдвинутый в ту эпоху как исходная мировоззренческая установка в противовес религиозному мистицизму, не стал преградой для негативных процессов вуалируемого насилия над индивидуальным человеческим Я. Более того, гносеологическая установка рационализма, утверждавшая резкое противопоставление субъекта и объекта (ради методологического удобства в познании), обусловила возможность сначала отчуждения человека от природы, а затем – человека от человека и рассмотрения его не в качестве цели, а только как средства, функции, вещи. Передовые идеи Просвещения, провозгласившие разумное устройство общества, свободу и неотъемлемые права личности, в силу своей философской отвлеченности дали пищу и либеральным, и демократическим, и утопическим, и волюнтаристским концепциям.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культуру и цивилизацию Нового времени очень трудно оценивать однозначно с позиций нынешнего времени. Типологическая характеристика этой культуры и цивилизации сегодня является амбивалентной (двоякой). Так, ключевой принцип рационализма, выдвинутый в ту эпоху как исходная мировоззренческая установка в противовес религиозному мистицизму, не стал преградой для негативных процессов вуалируемого насилия над индивидуальным человеческим Я. Более того, гносеологическая установка рационализма, утверждавшая резкое противопоставление субъекта и объекта (ради методологического удобства в познании), обусловила возможность сначала отчуждения человека от природы, а затем - человека от человека и рассмотрения его не в качестве цели, а только как средства, функции, вещи. Передовые идеи Просвещения, провозгласившие разумное устройство общества, свободу и неотъемлемые права личности, в силу своей философской отвлеченности дали пищу и либеральным, и демократическим, и утопическим, и волюнтаристским (революционным) концепциям.

В эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей силе в природе и обществе. Наука как общественный институт, сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл – впервые сложился в эпоху Нового времени. Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания и образного воплощения господствующих общественных закономерностей, средством воспитания в людях норм морали, которая признавалась «естественной», присущей самой человеческой природе. В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания. Учебники по основным отраслям знаний – тоже новшество этой эпохи. Политические формы, опробованные в эпоху Нового времени, частью сохранились до наших дней. Ценнейшим из наследия Нового времени является выработанное тогда представление о человеке как самоответственном деятеле (монархе, вельможе, политике, ученом, собственнике и т. п.), свобода которого ограничена лишь естественным моральным законом.


Двойственные оценки достижений культуры и цивилизации Нового времени не могут заслонить тот факт, что ее интеллектуальное и художественное наследие стало отправным пунктом для последующего развития философии, науки, искусства, утверждения рационалистических мировоззрений и идеологий. Оно заложило основы дальнейшего прогресса всей европейской культуры.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Литература

1. Учебник. Всеобщая история. История Нового времени. П. А. Баранов.

2. Учебник. Всеобщая история. История Нового времени. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина.

3. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки, Маныкин А. С. / 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: