Основной государственный экзамен
По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Вариант № 010
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
|
1 |
Какие из перечисленных терминов используются при описании экономической сферы общества?
1) | сословия, классы |
2) | федерация, конфедерация |
3) | право, закон |
4) | издержки, прибыль |
Ответ: |
2 |
Что свойственно человеку, в отличие от животного?
1) | инстинкты |
2) | эмоции |
3) | потребности |
4) | сознание |
Ответ: |
3 |
Володя хорошо учится, помогает родителям по дому, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Обогащая свой социальный опыт, Володя становится
1) | индивидом | 2) | личностью | 3) | учеником | 4) | сыном |
Ответ: |
4 |
Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. Для того, чтобы разрешить межличностный конфликт, важно понять позицию другой стороны.
Б. К наиболее эффективным способам разрешения любых межличностных конфликтов относят приспособление к мнению противника, полный отказ от своих интересов.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
|
5 |
Отслуживший в армии Сергей поступил в педагогический колледж. На каком уровне образования находится Сергей?
1) | высшее образование |
2) | основное общее образование |
3) | среднее общее образование |
4) | среднее профессиональное образование |
Ответ: |
6 |
Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование служит для передачи опыта жизни от одних поколений людей к другим.
Б. В основе образования лежат культурные традиции, система ценностей и норм, способов деятельности, накопленные людьми.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
7 |
Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе
1) | покупки товара |
2) | участия в политических выборах |
3) | создания произведения искусства |
4) | сельскохозяйственных работ |
Ответ: |
8 |
Экономическая деятельность граждан и фирм, которая осуществляется ими на свой риск, под имущественную ответственность в целях получения прибыли, называется
1) | предпринимательство |
2) | торговля |
3) | потребление |
4) | предложение |
Ответ: |
9 |
В стране Z действует принцип свободного предпринимательства. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
|
1) | плановому |
2) | рыночному |
3) | командному |
4) | традиционному |
Ответ: |
10 |
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. | В условиях рыночной экономики осуществляется централизованное распределение ресурсов. |
Б. | В условиях рыночной экономики рынок определяет цены товаров и услуг. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
11 |
Племена, народности, нации – это группы
1) | демографические |
2) | этнические |
3) | религиозные |
4) | профессиональные |
Ответ: |
12 |
Что является примером моральной нормы?
1) | Чистить зубы нужно 2 раза в день. |
2) | Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом. |
3) | На новоселье первой в квартиру должна зайти кошка. |
4) | Нельзя бросать друга в трудной жизненной ситуации. |
Ответ: |
13 |
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. | Социальный конфликт всегда приводит к изменению социальной структуры общества. |
Б. | Одной из форм социального конфликта является забастовка рабочих. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
14 |
При тоталитарном режиме, в отличие от демократического,
1) | господствует единая общеобязательная идеология |
2) | государство является важнейшим элементом политической системы |
3) | проводятся равные и свободные выборы |
4) | личность имеет широкие возможности влияния на принятие политических решений |
Ответ: |
15 |
В государстве Z высшей ценностью являются права и свободы граждан, реализована взаимная ответственность государства и граждан. В политической жизни страны активно участвуют несколько партий, действуют независимые средства массовой информации. Какой политический режим установился в стране Z?
1) | авторитарный |
2) | диктаторский |
3) | демократический |
4) | тоталитарный |
Ответ: |
16 |
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. | Политическая партия объединяет сторонников одной политической программы. |
Б. | Политические партии предлагают решения социально-экономических проблем общества. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
17 |
Анна очень торопилась и перебежала через оживленную магистраль на красный свет. Какое правонарушение совершила Анна?
1) | административное |
2) | дисциплинарное |
3) | гражданское |
4) | уголовное |
Ответ: |
18 |
Правительство РФ
1) | осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека |
2) | разрабатывает и принимает законы |
3) | выступает гарантом Конституции РФ |
4) | решает вопросы предоставления гражданства РФ |
Ответ: |
19 |
Гражданин приобрёл для домашнего пользования посудомоечную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права
1) | административного |
2) | гражданского |
3) | трудового |
4) | конституционного |
Ответ: |
20 |
Верны ли следующие суждения о правовом регулировании семейных отношений?
А. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.
Б. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
21 |
Сравните науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) | влияние на формирование мировоззрения человека |
2) | основание – вера в сверхъестественное |
3) | поиск объективных знаний о мире |
4) | объяснение происхождения мира и человека |
Ответ: | Черты сходства | Черты отличия | ||
22 |
Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни, к которым относится данный факт: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ | |||||||||||||||
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: | А | Б | В | Г | Д |
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
В 2000 и 2015 гг. в стране Z социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»
Результаты двух опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
23 |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | В 2000 г. среди опрошенных наименее популярным было мнение, что успех в жизни не зависит от образования. |
2) | Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо полное (среднее) образование, осталась неизменной. |
3) | Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо среднее профессиональное образование, увеличилась. |
4) | Доля тех, кто считает, что для достижения успеха в жизни человеку необходимо высшее профессиональное образование, увеличилась. |
5) | Доля тех, кто считает, что успех в жизни не зависит от образования, увеличилась. |
Ответ: ___________________________.
24 |
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | За 15 лет в стране Z количество высших учебных заведений увеличилось в 2 раза. |
2) | За 15 лет в стране Z престиж образования существенно вырос. |
3) | На рынке труда, скорее всего, увеличился спрос на работников, имеющих высшее образование. |
4) | Граждане страны Z не доверяют системе профессионального образования. |
5) | В стране Z необходимо провести реформу высшей школы. |
Ответ: ___________________________.
25 |
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Работник получает за свой труд денежное вознаграждение – заработную плату. (Б)Её размер определяется законодательством и трудовым договором. (В)Скорее всего, работник будет доволен своей зарплатой только тогда, когда она позволит удовлетворять все его потребности.
Определите, какие положения текста
1) | отражают факты |
2) | выражают мнение |
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: | А | Б | В |
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ в соответствии
с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26–31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.