Благо и (или) услуга - социально-экономическая дихотомия понятия «образование»




Классификация потребностей человека («пирамида потребностей по А. Маслоу»):

1) Физиологические потребности

2) Потребность в безопасности

3) Потребность в общении

4) Потребность в обретении социального статуса

5) Потребность в самореализации

Блага – средства удовлетворения потребностей людей. Блага разделяются:

- по натуральным характеристикам (на продукты и услуги);

-по степени удаленности от конечного потребления (на потребительские блага и ресурсы); - по длительности использования (на кратковременные и долговременные; - по характеру потребления (на частные и общественные)

 

 

Кроме того, блага можно классифицировать на:

1) материальные, включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты);

2) нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности Они приобретаются и создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, культура и др. К ним относятся внутренние блага, данные человеку природой – способности к науке, голос, музыкальный слух и т.п., а также внешние блага – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Часть материальных благ имеется в изобилии и поэтому они всегда доступны для людей (воздух, солнечные лучи, энергия ветра). Такие блага в экономической теории называются свободными или неэкономическими.

Специфической формой экономического блага являются товары, т.е. продукты труда, создаваемые для обмена (продажи) и услуги, предоставляемые для удовлетворения потребностей.

Блага делятся также на общественные, частные и смешанные.

Общественное благо – это товары и услуги, предоставляемые государством? на нерыночной основе. К таким благам имеют доступ все индивиды. К общественным благам относятся: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.

Чисто общественное благо (pure public good) обладает рядом свойств: - неисключаемость;- несоперничество (отсутствует конкуренция в их потреблении); - неделимость (не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям); - невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага; - участие государства в производстве этих благ (например, охрана окружающей природной среды, правотворчество и правоприменение).

 

Чисто общественное благо – это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. То есть, это такое благо, которое приводит к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо.

 

Общественное благо по определению не может приносить прибыль, поскольку доступ к нему не может быть ограничен. Поэтому, поскольку в отсутствие потребительского спроса рынок не может нормально функционировать, общественные блага обычно предоставляются государством[1]. Если общественные блага потребляются ограниченными совокупными потребителями, они называются локальными. Если же они потребляются совместно группой потребителей, они называются коллективными.

С точки зрения дифференциации границ потребления и предоставления выделяются:

- международные общественные блага: доступны всем жителям планеты (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, международная стабильность и т.п.), либо предоставляются жителям определенного региона Земли, нескольким странам. К их числу относятся стандарты, сокращающие трансакционные затраты, результаты фундаментальных научных исследований и т.д.; - общенациональные (общегосударственные) общественные блага включают национальную оборону, поддержание общего правопорядка, деятельность исполнительных, законодательных и судебных властей и т.д.;

- местные общественные блага представляют собой любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район и т.д.).

Чисто частное благо (pure private good) – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Чисто частное благо – такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, так что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще, например, покупка буханки хлеба. Человек, ее купивший, получает исключительное право на его использование. В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке [2].

Потребление чистого частного блага связано с конкуренцией. Ведь чем больше хлеба потребляется одним человеком, тем менее доступен он для других. Потребители конкурируют за наличные объемы такого блага.

Если чисто частное и чисто общественное блага признаются исключительно теоретическими конструкциями, то все реальнее блага относятся к смешанных благам. Выделяют следующие категории смешанных благ: перегружаемые блага, для которых свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента (автомобильные дороги); исключаемые блага, для которых не выполняется свойство неисключаемости (общественный транспорт, городские парки с возможностью взимания платы за вход). В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами, которых может не хватать на всех потребителей. Начиная с некоторого количества потребителей, появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности блага, которую получают уже существующие потребители. Здесь примером является дорога: дополнительные пользователи не уменьшают доступность услуг дорог вплоть до «точки перегрузки». Эти блага называются исключаемыми общественными благами или общественные блага с ограниченным доступом. Частное предложение этих благ подразумевает, что затраты на их финансируются за счет доходов от продажи продукции. Предложение правительством таких благ может финансироваться за счет налогов, при бесплатном распределении соответствующих услуг (как в случае со школами). Кроме того, правительство само может взимать плату за свои услуги. Так, например, государственные больницы и ВУЗы взимают плату за свои услуги, которая благодаря субсидиям ниже, чем была бы в противном случае.

 

 

В рыночной экономике есть понятие «проблемы» рынка (market failures). Под ним понимают проявления неэффективности рыночного механизма, ситуации, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов. Выделяют следующие неэффективные ситуации: монополия; несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты; общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство. Как мы видим, с точки зрения рынка, общественные блага являются «проблемой».

В сфере образования нет однозначного ответа на вопрос, чем является образование. Мировая практика показала, что эта сфера может приносить большой доход, и это побуждает считать образование услугой.

Анализ понятия «блага» показывает, что в современных рыночных условиях образование может принимать форму смешанного блага или даже частного.

Понятие «услуга».

Услуга – это:

– помощь, пособие, угождение;

– действие, приносящее пользу, помощь другому;

- это результат взаимодействия, как правило, заинтересованных сторон, причем источником и потребителем услуг являются и та и другая стороны, каждая — своей услуги.

- любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [3].

- вид деятельности, в процессе выполнения которой не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: