В экономической теории услуга - это товар, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.




В Оксфордском толковом словаре услуга – это экономическое благо, выступающее в форме труда, консультации, искусства управления, - в отличие от материального товара.[4]

Услуги в различных сферах производства и обращения можно классифицировать на следующие пять групп:

1. Производственные услуги, к которым относятся инжиниринговые, лизинговые, обслуживание клиентов по ремонту оборудования и различной техники.

2. Распределительные услуги. К ним относятся услуги в торговле (по закупке и сбыту товаров), транспортном обслуживание и средствах связи.

3. Потребительские услуги (услуги по туризму, коммунальные услуги, связанные с домашним хозяйством).

4. Общественные услуги – это услуги телевидения, радиовещания, образования, здравоохранения и культуры.

5. Профессиональные услуги – это банковские услуги, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и др.

Кроме этого услуги существенно отличаются по осязаемости. Так, например, для нематериальных услуг результат может быть оценен только после их выполнения, и при этом они имеют различный уровень качества отраслей[5].

Услуга отличается от товара и в то же время является товаром, так как имеет свою цену или ценность. Для услуги в сфере нематериального производства присущи следующие пять характеристик:

1. Неосязаемость. Услуги неосязаемы, то есть их невозможно продемонстрировать, транспортировать, хранить, учитывать и упаковывать до момента приобретения. Можно лишь описывать преимущества, которые могут быть получены в результате приобретения услуги. Неосязаемость услуги вызывает сложность и у поставщика услуги, так как он не может продемонстрировать ее, и у потребителя услуги, так как он находится в состоянии неопределенности. Трудно оценить качество услуги до ее получения, а в некоторых сферах и после получения услуги.

2. Неразрывность производства и потребления. Отличительной чертой услуги является то, что ее невозможно произвести заранее и хранить как товар. Данный фактор ставит в затруднительное положение покупателя услуги, так как становится невозможным проведение сравнений между конкурирующими предложениями.

3. Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, в то время когда товар в материальном виде может существовать независимо от присутствия или отсутствия его источника. Данный фактор приводит к тому, что количество потребителей услуги ограничено и необходимы специальные механизмы или мероприятия для преодоления данных ограничений.

4. Непостоянство качества. Качество услуг может колебаться в широких пределах в зависимости от их поставщиков, а также времени и места оказания услуг. Качество услуги может меняться даже в тех случаях, когда услугу оказывает одно и то же лицо, организация или фирма.

Несохраняемость. Услугу невозможно хранить, то есть услуга имеет «однократный сиюминутный» характер.

Перечисленные основные характеристики услуги сферы нематериального производства характерны и для сферы образования, но при этом имеют ряд специфических свойств, присущих только для образовательных услуг.

Согласно одному подходу, образовательная услуга - это «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства».

Согласно другому подходу, услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов.

Общественными благами называются товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок. Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории "квазиобщественное благо". Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса. Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.

Еще один отличительный признак образовательных услуг - многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Особенность образовательных услуг проявляется и в том, что они оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием и развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации. Таким образом, можно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала. А. Панкрухин главной особенностью оказания образовательных услуг называет сотворчество преподавателя и обучающегося. Кроме того, образовательные услуги, как никакой другой вид деятельности, находятся под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением.

Так же можно выделить следующие особенности образовательных услуг: относительная длительность оказания, отсроченность выявления результативности, необходимость дальнейшего сопровождения услуг, невозможность перепродажи, необходимость лицензирования, конкурсный характер, относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др[6].

Вопрос о том, насколько высшее образование соответствует общепринятому пониманию понятий «общественное благо» или «услуга», носит комплексный характер. Нельзя не вспомнить о том, что право на образование гарантировано ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Статья 26, п. 1 гласит: «Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Далее формулировка, выработанная в результате длительного обсуждения, декларирует, что доступ к высшему образованию не должен быть ограничен «по таким признакам, как расовая принадлежность, пол, язык, вероисповедание, социальное положение, финансовое положение или политические взгляды». В законе РФ «Об образовании» сказано, что образование - это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней». Право на образование является одним из основных и неотъемлемых прав граждан.

Признание высшего образования правом человека влечет за собой необходимость признания его общественным благом, которое должно быть доступно всем «обладающим достаточными способностями», что подтверждает необходимость соблюдения свойства неисключаемости при распределении данного блага, характерного именно для общественных благ.

Высшее образование можно считать также и личным благом, поскольку большинство выпускников вузов пользуются преимуществами своей подготовки, получая согласно теории инвестиций в человеческий капитал на протяжении жизни более высокий доход, чем у тех, не имеет высшего образования

Очевидно, высшее образование имеет как социальные, так и индивидуальные аспекты, тесно связанные между собой. С одной стороны, ответственность общества является необходимым условием существования государственной системы высшего образования. Финансирование высшего образования также можно считать областью государственной ответственности. Однако в любой системе получатель благ также должен участвовать в затратах. Появление платных форм обучения предполагает формирование рыночных отношений и определение цены подобного рода услуг. Рынок высшего образования возникает вместе с реформированием иных сфер хозяйственной жизнедеятельности общества с целью превращения образования как общественного блага в коммерческий продукт или частное благо, отвечающее всем его характеристикам. И только социально значимая роль рассматриваемого продукта не позволяет определить образование как чистый продукт рынка. Становление образования как рыночного продукта формируется в связи с существующей неотделимостью системы образовательных услуг от рынка труда как конечного потребителя. Принято считать, что высшее образование имеет три социально обозначенные функции: подготовка высококвалифицированного персонала (функция обучения); производство новых знаний (исследовательская функция); оказание непосредственных социально- значимых услуг обществу.

Существующие подходы к определению понятий «услуга» и «благо» в сочетании их с образованием не дают нам полного и однозначного способа для оценки, где и когда образование является только благом, а когда только услугой. Во всех случаях при определении понятия «образование» невозможно игнорировать факт, что эта сфера тесно связана с рынком труда.

Государство должно брать на себя большую часть финансирования высшего образования. В дополнение к государственным можно привлекать и частные средства, однако органы власти ни при каких обстоятельствах не должны уклоняться от участия в финансировании.

На государство должна быть возложена ответственность за обеспечение равных возможностей в области высшего образования, в том числе реализации политики доступа и поддержки студентов. Эта область особенно важна для того, чтобы высшее образование было поистине общественным благом.

Государство должно играть значительную роль в предоставлении услуг высшего образования, не монополизируя его. Государственные органы должны контролировать деятельность вузов и качество учебных программ, участвовать в предоставлении благоприятных образовательных возможностей на разумных условиях, чтобы высшее образование охватывало широкий спектр дисциплин.

В современной ситуации, когда образование часто не может более оставаться общественным благом и приобретает форму частного блага или даже услуги, мнения российской общественности по этой проблеме разделились. Одни считают, что для современной ситуации логически правильно и эффективно считать сферу образования сферой предоставления услуг, которые отвечают запросам экономики, другие считают, что такой подход не соответствует понятию «социального государства» и настаивают на усилении роли государства в обеспечении права на образование.

 

 


[1] Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика: теория и российская практика. М.,1999.

 

[2] Максимова В.Ф. Микроэкономика. М.: «Маркет ДС Корпорейшн», 2005.

 

 

[3] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Делолтд, 1993.

 

[4] Оксфордский толковый словарь. -М., 1995.

 

[5] Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория: задачи, логические схемы, методические материалы. С-Пб:СПБУФ, 1999.

 

[6] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Делолтд, 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: