Украшения и сумка-калита




Судя по археологическим находкам, наиболее популярным мужским украшением в Новгороде XV в. были перстни. В данном комплексе у купца два серебряных перстня. Первый – копия археологической находки – бронзового перстня со щитком в виде двух сплетенных рук. Такие перстни из серебра известны в Англии с XII в. Наибольшую популярность они приобрели в XIV— XV вв., особенно во Фландрии и Италии. Новгородский перстень найден на Готском раскопе. Такой перстень мог быть подарком западного партнера.

Второй перстень – копия медного перстня-печатки с изобажением льва и надписью «Лев зверь». Оригинал печатки хранится в Новгородском историческом музее, датируется XV в.

Серебряный крест-тельник на шелковом шнурке – копия археологической находки - свинцово-оловянного креста с фигурными утолщениями на концах, на которых изображены, как и в средокрестии, косые кресты. Длина 3,9 см[10].

Дело в том, что археологи находят ювелирные изделия из различных материалов (золота, серебра, бронзы, свинцово-оловянного сплава), отлитые по одной и той же форме. Видимо, материал зависел от достатка заказчика.

На кушаке в нашем комплексе висит кожаная сумка-калита, сшитая по образцу знаменитой московской находки, подробно описанной в книге Рабиновича М.Г.[11].

Новгородские поясные сумки, судя по археологическим находкам, изготавливались примерно по такому же принципу. Впрочем, новгородский купец, торговавший с Москвой, вполне мог носить калиту, сшитую по московской моде. К тому же неизвестно, кто был владелец найденной в Москве калиты, возможно, заезжий купец.

Содержимое калиты купца (весы, набор гирек, игральная кость, гребешок в кожаном футляре) восстановлено по экспозиции Новгородского исторического музея.

 

Женский костюм

 

Нижняя одежда

 

Основной комплекс женской одежды состоял, как и у мужчин из нижней рубашки (срачицы) и верхней рубашки. В XIV в., описывая взятие и разграбление Торжка, летописец подчеркивает существование нижней рубахи: «А жен и девиц одираху и до последние наготы рекше и до срачицы» (ПСРЛ VIII, с. 20, 1373 г.).

В нашем комплексе н ижняя сорочка прямая и свободная, с узкими рукавами и красными ластвицами. В швы между прямыми бочками и основным полотнищем вшиты клинья. Шита сорочка из льняного полотна, со швами, продублированными красными нитками по вороту, краю рукавов и подолу.

 

Верхняя сорочка

Верхняя рубаха кроилась так же как нижняя, но длиннее и из дорогой ткани. Данная сорочка шита из атласа, по подолу и вороту украшена вышивкой. Рукава по низу собраны на шнурок.

Рубаха по представлениям людей древней Руси обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывают орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, украшенные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий станок). Важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань, и начиналось тело человека.[12]

Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества. Они не были случайными. Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних сосуществовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический[13]. В городском костюме XV в. эстетический принцип начинает уже преобладать.

В археологических находках в Новгороде наиболее часто встречаются растительные узоры. Поэтому по подолу нашей верхней рубахи вышит узор из кринов, вписанных в сердцевидные фигуры. Вышивка выполнена стебельчатым швом. Такой узор, по мнению Рыбакова, означал женское плодородие.

Узоры для вышивки воспроизведены по археологическим данным[14].

 

См. рис. «Женские опястья ч_б»

К украшениям рубахи можно отнести и пристежные манжеты - зарукавья (опястья) из золотой парчи, украшенные каменьями и бисером. Они застегиваются на маленькие латунные пуговки. Такие опястья изображены на многих иконах.

Рубашки подпоясаны тканым на дощечках поясом из шерстяных и шелковых ниток. Пояс завязан так, что концы его остаются свободными. Узор на поясе – «солярные знаки».

Средневековых изображений русских женских рубах мало. На миниатюрах Радзивилловской летописи на женщинах видны подолы рубах, украшенные цветной лентой, а на боярыне Марии с иконы «Молящиеся новгородцы» видны ворот и рукава белой рубахи.

Поэтому покрой верхней и нижней рубах воспроизведен на основе этнографических исследований и по аналогии с мужскими рубахами.

 

Верхняя одежда

Летник

Наиболее характерная женская верхняя одежда того времени - летник — свободный, не слишком долгополый (так, что видны стопы), с широкими рукавами-накапками. Летник украшали специальные нашивки — вошвы из другого материала. Вошвы, по-видимому, хранились отдельно и могли нашиваться на разные летники. Так, в завещании волоцкой княгини Юлиании (1503 г.) названы 4 летника без вошв и отдельно 12 вошв. «Вошва на одну накапку шита золотом да сажена была жемчюгом да жемчюг с нее снизан, а осталося его немного» (ДДГ, № 87, с. 349— 350). По мнению И. Е. Забелина, летник был по большей части накладным, но делались и распашные летники, которые назывались опашница. В самом деле, при описании летников почти никогда не упоминаются пуговицы. Летник был специфически женской верхней одеждой, которую никогда не надевали мужчины. На синхронных изобразительных источниках в летниках нарисованы в основном знатные женщины - княгини и боярыни.

В нашем комплексе летник сшит из плотного крашеного в бордовый цвет льна. В Новгороде, судя по археологическим данным, был очень популярен красный цвет и всевозможные его оттенки. Вошвы и круглый воротник-оплечье сшиты из черного бархата и расшиты речным жемчугом, перламутровым и позолоченным бисером, а также мелкими самоцветами. Рукава по низу обшиты мехом чернобурой лисицы и украшены речным жемчугом.

 

Однорядка

См. рис. «Женский костюм ч_б»

На летник в прохладную погоду надевали еще верхнюю одежду, похожую на мужской охабень, однако, судя по изображениям на гравюрах и иконах, носили ее, застегивая на многочисленные пуговицы. Так одета, например, боярыня Мария на иконе «Молящиеся новгородцы». По-видимому, такая одежда называлась однорядка или ферезь. Возможно, Мария одета в однорядку, ведь одежда мужчин явно летняя или демисезонная. Однорядки шили из сукна или иных шерстяных тканей «в один ряд» (т. е., по-видимому, без подкладки), что, вероятно, и обусловило само название. Это была распашная, длинная широкая одежда с длинными откидными рукавами и прорехами для рук у пройм.

В данном комплексе однорядка сшита из коричневой шерстяной ткани, ворот и обшлага рукавов обшиты мехом чернобурой лисицы (в то время - одним из наиболее ценных мехов).

Манера носить однорядку, продев руки в прорехи у пройм так, что видны рукава летника, взята с иконы «Молящиеся новгородцы».

Однорядка застегивается на 18 серебряных литых пуговиц с помощью горизонтальных петель, плетеных из шерстяной нити.

Процесс изготовления металлических пуговиц восстановлен по найденным в Москве литейным формам. Аналогичные литейные формы найдены и в Новгороде.

Сумка

В отличие от мужской одежды, в женском комплексе подпоясывались только рубахи, то есть, нижняя одежда. Отсюда можно сделать вывод, что женщины в средневековой Руси носили сумочки, заменяющие карманы, не на поясе, а через плечо на ремешке под летником или однорядкой. Для этого в верхней женской одежде в боковых швах оставляли специальные прорехи, чтобы можно было достать из сумочки деньги и другие необходимые мелкие предметы. Так же впоследствии в XVIII-XIX вв. женщины оставляли прорехи в сарафанах, когда носили под ними карманы с деньгами.

Особенностью женской сумки является отсутствие верхнего клапана и застежки - они излишни при женской манере носить сумку - под верхней одеждой. Подобные небольшие сумочки хранятся в Новгородском историческом музее.

В нашем комплексе сумка сшита из синей кожи, узор выполнен проколами, сквозь которые продернуты красные нитки. В сумке лежат деревянные гребни и кошелек.

 

Обувь

В холодную и дождливую погоду женщины носили сапожки из цветной кожи. В теплую и сухую – туфли. В данном комплексе богатая горожанка обута в туфли западноевропейского образца.

Согласно таблице, составленной Сабуровой (Археология СССР, Быт и культура Восточных Славян), в Новгороде встречалась привозная обувь, в том числе и приведенного ниже покроя.

Чулки

Вязаные и шитые из шелковых материй чулки в данный период получают все большее распространение. Длина чулок была различной, в источниках встречаются чулки «полные и полуполные». Носили чулки на подвязках. В письменных источниках упоминаются «чулки вязаные немецкое дело». Однако существуют вязаные чулки и местного производства. В слоях Новгорода найдены вязаные изделия – рукавицы, шерстяные носки, чулки и туфли[15]. На Руси в рассматриваемый период вязали иглой и крючком, на Западе – на спицах.

В нашей реконструкции чулки вязаны по западному образцу – на четырех спицах (такой способ вязания изображен на ряде западных гравюр и икон XV в.).

Головной убор

См. рис. «Женская кика ч_б»

О женском головном уборе XIV—XV вв. в источниках сведений почти нет. В начале XV в., по свидетельству Жильбера де-Ланнуа, женщины в Новгороде носили волосы, заплетенные в две косы, висящие за спиной. Возможно, они не скрывали волосы, как в других регионах Руси[16].

Одно время женщины в Новгороде даже брили головы, но это порицалось церковью. Возможно, это был своеобразный вызов церковной регламентации жизни – нарочитое нарушение наказа святого апостола Петра из Нового завета: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… Не сама ли природа учит нас, что, если муж растит волосы, то это бесчестие для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала»[17].

На упомянутой уже иконе «Молящиеся новгородцы» знатная новгородская женщина изображена в убрусе, впрочем, изображена она в церкви, где покрывать волосы было обязательным для женщин. В Москве женщины косы оборачивали вокруг головы и покрывали подубрусником (другое название - повой) – мягкой круглой шапочкой, края которой стягиваются шнурком. Нижний край такой шапочки отчетливо виден под капюшоном на множестве икон. Таким образом, волосы оказываются полностью скрытыми. Поверх повоя голову оборачивали полотенчатым головным убором – убрусом, таким образом, что его концы свободно спускались на плечи.

Полотенце, один из самых древних женских головных уборов, представляло собой полотнище белой льняной ткани, длиной от 70 до 300 см., шириной от 39 до 45 см, украшенное на концах вышивкой, бахромой[18]. Такое полотенце мы и видим на боярыне Марии с иконы. Замужние женщины всегда носили полотенце с повойником. Полотенце укладывалось так, что целиком закрывало повойник.

На иконе не изображен способ закрепления полотенца, но, судя по манере ношения (один конец перекинут на грудь, второй за спину), полотенце завязано на затылке узлом. Такой способ ношения известен по этнографическим материалам.

Популярность серег в Новгороде и по всей Руси доказывает, что головной убор женщины носили таким образом, что уши оставались открытыми.

Про новгородских женщин сохранилась даже пословица: «К колодцу за водой, не надев золотых серег, не ходят».

Второй вариант головного убора более сложен и включает в себя кроме повоя и полотенца кику. Внешний вид кики восстановлен по этнографическим материалам Новгородской земли. Кика новгородская представляла собой твердую цилиндрическую шапку с плоским верхом и уплощенной задней частью, с небольшими лопастями, прикрывавшими уши. Кика изготавливалась из красного шелка или бархата, украшалась золотной вышивкой, жемчугом, бусинами. К очелью пришивалась густая жемчужная сетка-поднизь. Поверх кики надевался убрус или покрывало[19].

Изображение кики находим на фреске XV в. в Успенском соборе во Владимире.

Украшения

Украшений женщины носили множество. Вот примерный перечень драгоценных украшений, какими владела богатая русская женщина в конце XV в.: «двои серги: одни яхонты, а другие лалы... трои серги, двои яхонты, а третьи лалы... монисто большое золото да три обруча золоты... монисто на гайтане, два обруча золоты... перстни золотые 17» — всего 2 мониста, 5 пар серег, 5 браслетов, 17 перстней[20].

Под одеждой носили кресты-тельники, довольно крупные и зачастую художественно выполненные. Их делали из хороших сортов дерева (например, кипариса), кости, бронзы, серебра и золота, иногда и из оправленных в серебро и золото камней.

Для нашей реконструкции выбраны и изготовлены наиболее характерные для Новгорода украшения: серебряный крест-тельник на серебряной цепочке, монисто (ожерелье в современном смысле слова), состоящее из двух нитей чередующихся стеклянных бус и просверленных камней-самоцветов; серебряный перстень, серебряная цепь с медальоном-змеевиком и серьги-тройчатки.

Перстень – копия бронзового перстня 70—80-х годов XIV в., найденного в Новгороде. Щиток перстня выполнен в виде розетки из гофрированной тонкой ленты, окружающей ячейку для вставки. В нашей реконструкции в ячейку вставлен неграненый рубин.

Оригинал медальона-змеевика найден в слое, датируемом 1313—1340 гг. Он отлит из оловянисто-свинцового сплава в двусторонней литейной форме. Фигура Богородицы поясная, по бокам ее расположена зеркальная надпись: справа - М, слева – PY, по краю медальона расположен узор из двух рядов треугольников и концентрических кругов. По изображению на лицевой стороне он напоминает змеевик из собрания Эрмитажа, датируемый XV в.

Крестик с трехлепестковыми криновидными концами и ромбиками в средокрестии укладывается в хронологические рамки с начала XIV по начало XVв.[21]

Серьги-тройчатки получили широкое распространение с XVв. Они состояли из округлой несомкнутой швензы-кольца и трех подвесок, выполнявшихся из коротких, прямых, навитых на швензу металлических стерженьков с нанизанными на них в различном сочетании литыми металлическими цилиндриками, украшенными ложной зернью, жемчужинами, бусинами, просверленными самоцветами и перламутровыми зернами[22].

В нашем варианте это серебряные серьги с нанизанными стеклянными бусинами и зернами речного, розового жемчуга.

Заключение.

В заключении хотелось бы привести некоторые принципы, которые следует помнить тем, кто реконструирует средневековую русскую одежду.

XV в. – это время, когда в городском костюме идет поиск новых форм, фасонов, которые могли бы воплотить идеал русской жизни – спокойной, богатой жизни православного государства. Однако в тот период это оставалось идеалом, полностью костюм еще не обрел статичности и тяжеловесности XVI-XVII вв.

Чем богаче и знатнее был горожанин, тем больше предметов одежды он надевал одновременно, и тем роскошнее были эти предметы. Покрой их был, в общем, одинаковым и у рядовых горожан, и у знатных, отличаясь лишь материалом и отделкой.

Основа древнерусского кроя – прямые линии, то есть, одежда шилась из прямоугольных полотнищ и клиньев, за счет которых одежда расширялась в подоле. Судя по изобразительным источникам, а так же археологическим находкам, одежда могла быть и отрезной, собранной на талии в мелкие сбороки. Пройма расширялась ластвицей (ее вставляли не только в рубахи, но и в другие виды одежды).

О том, как шили в средние века на Руси можно узнать из «Домостроя» (кон. XV- нач. XVI в.). Согласно 34 и 35 главам «Домостроя», кроили экономно, так, что практически не оставалось обрезков. И это не удивительно, ведь к ткани в Древней Руси относились почти так же, как к хлебу. Выбросить кусок ткани было немыслимо, все лоскутки тщательно собирались и шли в дело: «все остатки и обрезки, камчатые и тафтяные, дорогие и дешевые, золотное и шелковое, белое и крашеное, пух, оторочки и спорки, и новое и ветхое,- все было бы прибрано: мелкое - в мешочки, а остатки скручены и связаны, и все по размеру разобрано и припрятано… остатки эти и обрезки различные ко всему пригодятся в домашнем деле: заплату наставить на обветшавшей одежде, или новую удлинить, или какую из них починить, вот тогда остаток или обрезок и выручит, на рынке ведь устанешь, подбирая по цвету и виду, да втридорога и купишь, а иногда и не сыщешь. Если же придется какую одежду кроить для молодых, сыну или дочери, или молодой невестке, какая одежда ни будет, мужская и женская, любая хорошая, то, кроя, загибать нужно по два вершка и по три на подоле и по краям, возле швов и по рукавам; а как вырастет он года через два или три, или четыре, то, распоров такую одежду, загнутое выпра­вить и снова впору будет одежда лет на пять или шесть. А какая одежда не на каждый день, кроить ее так же».

Перечень одежды, которую изготавливают дома, скурпулезно приводит тот же «Домострой»: «А хорошая жена… вместе со слугами холстов и полотен и тканей наготовит на все, что нужно: то окрашено на летники и на кафтаны, на сарафаны и на терлики, и на шубы на­кидки, а иное у нее для носки домашней перекроено и перешито… А рубашки нарядные мужские и женские, и штаны, - все то самой кроить или велеть при себе кроить…» или «А если случится в домашнем хозяйстве какую одежду кроить, себе и жене или детям да слугам: камчатое или тафтяное, шерстяное или златотканое, хлопчатое крашенинное или суконное, армячное или сермяжное, или шубу, или кафтан, или терлик, или однорядку, или кортель, или летник и каптур, или шапку, или нагавицы, или какое иное платье; или кожи придется кроить - на саадак, на седло, на шлею, на сумы, на сапоги, так сам господин или госпожа смотрят и подбирают товар».

К сожалению, восстановить внешний вид и покрой всего многообразия городской одежды средневековой Руси уже невозможно, даже в пределах таких богатых на археологические находки городов, как Новгород и Москва. К тому же, говоря о городском костюме необходимо учитывать его региональные особенности. Новгород с его более свободными, чем в остальной православной Руси нравами и особой модой, вбирал в себя все, что нравилось из других городов и стран. В Москве одевались несколько иначе, чем в Новгороде, а, к примеру, в Рязани – иначе, чем в Москве. Данное исследование – лишь первая страница в истории городского костюма Руси XV в. Кто напишет следующую страницу?

 

Кузьмина Ольга Владимировна.

руководитель военно-исторического клуба

«Застава», г. Пенза.

 


[1] См. Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986.

[2] Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. – М., 1988.; Арциховский А.В. Одежда // Очерки русской культуры, XIII-XV вв. Часть 1. Материальная культура. – М., 1969.; Сабурова М.А. Древнерусский костюм // Древняя Русь. Быт и культура. – М., 1997; Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. – М., 1989.

[3] Рабинович М.Г. О Древней Москве. – М., 1964.

[4] Фотографии автора.

[5] Новгородская берестяная грамота №43, XIV-XV вв.; Послание митрополита Киприана. – РИБ VI? C/ 175/

[6] Пармон Ф.М. Русский народный костюм. – М., 1994.

[7] Рабинович М.Г. О Древней Москве, с. 282.

[8] Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. – М., 1960, с. 548.

[9] Рабинович М.Г. О Древней Москве, с.288.

[10] Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода X-XVвв. -

[11] Рабинович М.Г. О Древней Москве, с. 113-115.

[12] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987, с. 465.

[13] Рыбаков Б.А. Прикладное искусство и скульптура// История культуры Древней Руси. Т. 2. М., 1951. С. 397

[14] Археология СССР. Быт и культура Восточных славян. Таб. 116, сост. Макаровой Т.И.

[15] Археология СССР. Быт и культура.

[16] Новгород и Псков в начале XV в. (Гильбер де Ланноа) // Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в., с. 545-549.

[17] Новый завет. – М., 1990, с. 212.

[18] Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб, 2001, с.237..

[19] Там же, с. 110.

[20] Рабинович М. Г. Очерки материальной культуры русского феодального города.— М., 1988, с. 182.

[21] М.В. Седова Ювелирные изделия Древнего Новгорода X-XVвв. - М., 1981.

[22] Русский традиционный костюм. – СПБ, 2001, с. 321



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: