ЗАДАНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТОВ IV КУРСА
1. Конспект проведенного урока.
2. Самоанализ проведенного урока.
3. Обоснование, конспект и анализ проведенного воспитательного дела, мероприятия и т.п. валеологической направленности.
4. Рефлексивный отчет по итогам практики (отражающий деятельность практиканта как помощника классного руководителя и учителя-предметника).
5. Изучение личности учащегося.
Задание 1. Конспект проведенного урока
План конспекта урока
- Учебный предмет.
- Учебный класс.
- Тема урока.
- Тип урока.
- Цели урока: образовательная, воспитательная, развивающая.
- Оборудование: мульти-медиа, музыкальный центр, таблицы, рисунки, карточки и т.п.
- План проведения урока (фрагмента урока) с прогнозированием примерного хронометража (помните: структура зависит от типа урока).
Например:
1) Организационный момент - 2 мин.
2) Проверка домашнего задания - 5 мин.
3) Актуализация знаний и умений (упражнения) - 7 мин.
4) Постановка цели урока – 2 мин.
5) Изложение нового материала – 8 мин.
6) Первичное закрепление материала – 5 мин.
7) Самостоятельная работа – 5 мин.
8) Задание на дом – 5 мин.
9) Подведение итогов работы на уроке – 4 мин.
10) Литература, использованная для подготовки к уроку.
11) Ход урока – описывается «живая» картинка урока – действия учителя и учащихся.
Можно оформить в виде таблицы (см. варианты):
Деятельность | Записи | ||
учителя | ученика | На доске | В тетради |
Этап учебного занятия и хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы обучения | Средства обучения | Форма орг-ции УПД |
Задание 2. Самоанализ проведенного урока
|
План самоанализа урока
1. Обосновать постановку целей урока (образовательной, развивающей, воспитательной), тип и структуру урока, место урока в системе уроков по предмету.
2. Анализ содержания урока: охарактеризовать тему урока, степень ее сложности вообще и трудности для данного класса. Объем изучаемого материала, его соответствие программе, возрастным особенностям и уровню знаний учащихся. Соответствие теории и практики (упражнений). Повторение пройденного, опорные знания. Внутрипредметные и межпредметные знания, их связь с жизнью.
3. Методы, приемы и средства обучения, применявшиеся на уроке: целесообразность выбора методов и средств обучения. Реализация основных дидактических принципов. Познавательная и творческая активность учащихся на уроке. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Наличие средств обратной связи «ученик-учитель». Развитие самостоятельности в обучении. Работа с сильными и слабоуспевающими учениками. Методы проверки и оценки знаний и умений, реакция на ошибки учеников. Способы достижения и поддержания внимания учащихся на уроке и интереса к предмету.
4. Оценка себя как учителя-предметника: знания и методическая грамотность. Культура и техника речи. Педагогический такт. Доброжелательность и требовательности к учащимся. Достижение контакта с учащимися.
5. Выводы: эффективность урока; ценные стороны урока и недостатки; предложения по совершенствованию методики проведения урока.
Задание 3. Обоснование, конспект и анализ проведенного воспитательного дела, мероприятия и т.п. валеологической направленности
|
План обоснования воспитательного мероприятия
1. Название мероприятия.
2. Форма организации мероприятия (беседа, конкурсно-игровая программа, викторина, экскурсия музыкально-литературная композиция, выставка и т.п.).
3. Автор сценария – фамилия, имя, отчество; место работы (учебы); год создания дела.
4. Педагогические цели (воспитательная, образовательная, развивающая).
5. Характеристика участников – количество, возраст. Соотношение мальчиков и девочек (при необходимости).
6. Время и место проведения – какова продолжительность дела, требуется ли дополнительное время на подготовку участников; где проводилось мероприятие (в актовом или концертном зале, в классном помещении и т.п.)
7. Оформление – художественное (рекомендации по оформлению сцены, помещения, афиши, пригласительных билетов, внешнего вида ведущих и участников); музыкальное; световое.
8.Реквизит – количество, особенности.
9.Использованная литература для написания сценария и подготовки мероприятия.
Если выбрана конкурсно-игровая форма организации:
10. Жюри – как формируется (при необходимости); форма и правила подведения итогов; награждение.
11. Идея конкурсно-игровой программы – воображаемая ситуация, сюжет, (например, морское путешествие).
12. Игровая задача – то, что должны сделать участники в ходе игры для победы.
13. Игровые роли, команды - каким образом распределяются, формируются.
14. Правила игры, домашнее задание.
15. Работа по рекламе (приглашение гостей и зрителей; рекламные акции)
|
План конспекта воспитательного мероприятия
1. Дословный текст ведущих и участников (реплики, рассказы, стихи, загадки и т.п.).
2. Подробное описание конкурсных заданий, игр, действий ведущих и участников.
План самоанализа проведенного воспитательного мероприятия
1.Целенаправленность
– соответствие цели мероприятия общей цели воспитания,
– целям данного образовательного учреждения;
– уровню воспитанности (нравственные отношения, широта кругозора, общественная активность, самостоятельность), возрастным и индивидуальным особенностям и потребностям детей;
– место мероприятия в системе воспитательной работы с данным коллективом детей;
– четкость целевых установок и способ их предъявления.
2.Содержание
– актуальность темы для развития детской личности;
– доступность содержания детям;
– новизна и увлекательность информации;
– воспитывающий потенциал содержания (его соответствие общим и конкретным целям воспитания, например, наладить дружеские отношения, изменить отношение к учению, вызвать интерес к искусству, научить уважать труд и т.д.);
– связь с жизненным опытом детей.
3.Методика проведения
– обоснование выбора форм и методов работы (их соответствия целям, содержанию мероприятия, возрастным и индивидуальным особенностям детей и т.п.);
– стимулирование активности и самостоятельности участников в процессе подготовки и проведения мероприятия;
– функции педагога в процессе подготовки и проведения мероприятия (выполнение конкретных действий; помощь детям, контроль за выполнением поручений детьми)
– применение индивидуальной, групповой и коллективной работы;
– использование наглядности и специальных приемов создания необходимой эмоциональной атмосферы, роль обстановки, интерьера, музыкального сопровождения
– наличие и целесообразность педагогической импровизации (корректировки, внесенные в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом).
4.Результативность
– определение уровня достижения целей, реализации поставленных задач (высокий, средний, ниже среднего) согласно конкретным показателям (влияние на отдельных детей, на коллектив в целом, изменения в поведении, дисциплине, отношении к учебе, во взаимоотношениях);
- отношение детей к мероприятию, проявившееся в ходе его подготовки, проведения и последующей оценки (дисциплинированность, организованность, интерес, интеллектуальная и эмоциональная увлеченность, инициативность, креативность и т.п.);
- результаты коллективного обсуждения и оценки детьми проведенного мероприятия;
- достоинства и недостатки, обнаруженные в результате проведения, их причины и возможные пути устранения;
- рекомендации по совершенствованию методики проведения подобных мероприятий
- перспектива воспитательной работы с классом по выбранному направлению.