Практическое занятие № 4.




Тема: «Синтаксические нормы»

 

Вопросы и задания:

1. Дайте понятие синтаксической нормы. Что регулируют синтаксические нормы?

2. Какие основные ошибки допускаются в построении словосочетаний?

3. Какие основные ошибки допускаются в построении предложений?

4. Как согласуются подлежащее и сказуемое?

5. Какие ошибки могут привести к искажению смысла предложения?

6. Как правильно употребить деепричастный оборот? Какие критерии необходимо учитывать?

7. Чем отличается прямая речь от косвенной?

8. Каковы правила замены прямой речи на косвенную?

9. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм управления.

10. Некоторые грамматические ошибки, обусловленные нарушением координации подлежащего и сказуемого

11. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления второстепенных членов предложения

12. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления причастных и деепричастных оборотов

13. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм построения предложений с однородными членами

14. Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм построения сложных предложений

 

Задание 1. Из приведённых ниже словосочетаний выберите правильную форму глагольного или именного управления. Отметьте вариантное управление, примеры особого управления, принятого в профессиональной речи.

отзыв о дипломной работе – отзыв на дипломную работу

памятник Пушкину – памятник Пушкина

вершить судьбами – вершить судьбы

преимущество перед соперником – преимущество над соперником

характеристика ученика – характеристика на ученика

оплачивать за проезд – оплачивать проезд

ждать поезд – ждать поезда

превосходство над другими – превосходство перед другими

тосковать по другу – тосковать о друге

прийти из армии – прийти с армии

уверенность в победу – уверенность в победе

выйти с трамвая – выйти из трамвая

контроль над производством – контроль за производством

предел терпения – предел терпению

способен на жертвы – способен к жертвам

описывается о жизни – описывается жизнь

удостоен наградой – удостоен награды

наблюдать за больным – наблюдать больного

ехать на трамвае – ехать трамваем – ехать в трамвае

продавать за три рубля – продавать по три рубля

по окончании работ – по окончанию работ

характерен демократу – характерен для демократа

любительница печения пирогов – любительница печь пироги

Задание 2. Найдите в предложениях ошибки, связанные с неправильным управлением однородных членов предложения, и отредактируйте предложения.

ОБРАЗЕЦ: Глава администрации распределяет (что?) и управляет (чем?) имуществом и финансами. – Глава администрации распределяет имущество и финансы и управляет ими.

1. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 2. Уполномоченные мэром органы самостоятельно образуют и распоряжаются внебюджетными фондами. 3. Рыночные отношения формируют у производителей и потребителей самостоятельность, заинтересованность и ответственность за конечные результаты. 4. Новация стала объективно полезной, так как она регламентировала и вносила новый порядок во взаимоотношения властных структур. 5. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина. 6. Все покупатели торгово-сервисного центра «Север-Авто-М» получают грамотные консультации и помощь от менеджеров. 7. Помощь и исправление кризисных ситуаций.

 

Задание 3. Выберите правильную форму сказуемого. Объясните свой выбор.

1. Большинство книг (опубликовано, опубликованы) на собранные средства. 2. Большинство детей (поехало, поехали) с нами. 3. Два ящика (доставлено, доставлены) не по адресу. 4. Два человека (доставлено, доставлены) в больницу. 5. Сорок один человек (пострадал, пострадали) при взрыве. 6. Тридцать два человека (отправится, отправятся) в поездку на Валаам. 7. В зале (раздается, раздаются) смех и шёпот. 8. Смех и шёпот (раздается, раздаются) в зале. 9. Отец с матерью (решил, решили) отдать меня в школу с шести лет. 10. Старик крестьянин с батраком (шел, шли), под вечер, леском.

Задание 4. Исправьте предложения.

1. Пейзаж в русской живописи подобающее ему место занял с появлением “Грачей” Саврасова. 2. Программа по озеленению правительства Москвы. 3. Он очень вел себя плохо на занятии снова. 4. По поводу поездки собрание проводили мы. 5. Ведь только такой человек может меня понять, как Сережа. 6. Также не осталась в стороне ситуация с долгами за электроэнергию у населения. 7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию.

Задание 5. Замените прямую речь косвенной. Следите за тем, как должны изменяться: личные формы глагола; личные местоимения; притяжательные местоимения; порядок слов в предложении; а также за тем, какие союзы в сложноподчиненном предложении следует употребить.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
ОБРАЗЕЦ: “А ты помнишь меня?” – спросил его (Васю) Коля.   Коля спросил Васю, помнит ли Вася его.
Мама поинтересовалась: “Ты пойдёшь на футбол?”  
“Скучаешь?” – спросил Антон, посмотрев мне в глаза.  
“Вы получили мое письмо?” – спросил Николай у Веры.  
“Вы уже купили учебники?” –спросил преподаватель.  
ОБРАЗЕЦ: Вдруг она спросила меня: “А ты куда пойдёшь?”   Вдруг она спросила меня, куда я пойду.
“Где ты будешь отдыхать летом?” – поинтересовалась Лена.  
“Когда ты вернёшься?” – решила уточнить моя сестра.  
ОБРАЗЕЦ: “Дай Виктору ключ”, – шепнул я брату на ухо.   Я шепнул брату на ухо, чтобы он дал Виктору ключ.
“Надя, помоги Сереже”, – посоветовал я.  
“Миша, покажи директору бумаги”, – сказал Андрей.  

Задание 6. Найдите и объясните ошибки в преобразовании прямой речи в косвенную. Запишите правильный вариант. Почему важно соблюдать нормы преобразования прямой речи в косвенную?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
“Можешь ли ты, старик, – спросил Владимир, – достать мне лошадей до Жадрина?” Владимир спросил, что может ли старик достать мне лошадей до Жадрина.    
Мужик спросил у Владимира: “Что те надо?” Мужик спросил у Владимира, что ему надо?    
“Встань, Маша, стыдно!” – закричал я в бешенстве. Закричал я в бешенстве, что Маша встань.    
Марья Григорьевна спросила: “И вы не узнаёте меня?” Марья Григорьевна спросила, что он не узнаёт её?    
“Я не знаю, как зовут деревню, где я венчался, – отвечал Бурмин, – не помню, с какой станции я поехал” Отвечал Бурмин, что я не знаю, как зовут деревню, где я венчался, и не помню, с какой станции я поехал.    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: