Блок 3.
Средневековые предметы домашнего обихода | Средневековая книга | Пьер Абеляр |
Альберт Великий | Фома Аквинский | Роджер Бэкон |
Из жизни средневековых студентов |
Памятник Омару Хайяму в Бухаресте, Румыния |
В арабской культуре получает распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, заимствованная из индийской математики. Аль-Хорезми, аль-Бируни и Омар Хайям практически создают алгебру как самостоятельную математическую дисциплину; те же Хорезми, Бируни, аль-Баттани, Ибн Курра превращают плоскую и сферическую геометрию из вспомогательного раздела астрономии также в самостоятельную математическую отрасль. Алгебраический трактат аль-Хорезми содержал классификацию квадратных уравнений и приемы их решений, трактат Омара Хайяма – теорию и классификацию кубических уравнений, трактат аль-Хайсана – квадратуры конических сечений и кубатуры тел, полученных от их вращения.
Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока. Интенсивное денежное обращение и торговля как внутренняя, так и международная, требовали постоянного совершенствования методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие учения о взвешивании и теоретической основы взвешивания – науки о равновесии, создание многочисленных конструкций различных видов весов. Арабоязычные ученые широко использовали понятие удельного веса, совершенствуя методы определения удельных весов различных металлов и минералов. Этим вопросом занимались аль-Бируни, Омар Хайям, аль-Хазини. Для определения удельного веса применялся закон Архимеда, грузы взвешивались не только в воздухе, но и в воде.
|
Ибн Сина (Авиценна) |
Средневековыми учеными мусульменских стран обсуждались: проблема существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту. В работах Ибн-Сины, известного в Европе под именем Авиценна, аль-Багдади и аль-Битруджи, по сути, была сформулирована «теория импетуса», которая в средневековой Европе сыграла большую роль в качестве предпосылки возникновения принципа инерции.
Развитие кинематики было связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных тел. Кроме того, в ряде работ изучалась кинематика «земных» движений.
Существенный вклад внесен арабоязычными учеными стран Востока и в астрономию. Они усовершенствовали технику астрономических измерений, значительно дополнили и уточнили данные о движении небесных тел.
Значительное и своеобразное развитие получают на средневековом ближнем Востоке и медико-биологические знания. Их своеобразие объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, богатыми традициями народной медицины стран Востока. Во-вторых, они опирались на древнегреческие и древнеримские источники. В-третьих, высокой оценкой в исламе профессии врача, медика, лекаря.
Все это определило развитие медицинских знаний в следующих основных направлениях: детального изучения лекарств растительного, животного и минерального происхождения, диагностики, профилактики заболеваний, токсикологии, лечения и профилактики инфекционных заболеваний, диетологии, гигиены, косметологии анатомии и хирургии.
|
Средневековой арабской науке принадлежат и наибольшие успехи в химии. Опираясь на материалы александрийских химиков 1 века и некоторых персидских школ, арабские учёные достигли значительного прогресса в своей области. Арабские достижения в химии были на много выше европейских, собственно знание о многих веществах и технологиях их получения попали в Европу из мусульманского мира как во время крестовых походов так и при посредничестве испанских мавров. И именно под влиянием арабских достижений в этой науке в средние века и возникла европейская химия.
В XI веке страны Европы пришли в соприкосновение с богатствами арабской цивилизации, а переводы арабских текстов стимулировали восприятие знаний Востока европейскими народами.
К концу XII – началу XIII в. обозначился застой в социально- экономическом и культурном развитии стран Ближнего и Среднего Востока. Страны же Западной Европы, напротив, стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую империю. В основе такого «исторического рывка» лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремеслах).