В бихевиористской модели человека подчеркиваются __ черты человека




КЕЙСОВЫЕ ЗАДАЧИ

1. ЗАДАЧА

Определите вид шкалы (номинальная, порядковая, интервальная, относительная) для измерения реакции респондента в каждом из следующих случаев его опроса:

а) Я люблю решать кроссворды

Не согласен Согласен

1 2 3 4 5

б) Ваш возраст: ____________

в) Пожалуйста, разместите следующие виды свободного времяпровождения с точки зрения Ваших личных предпочтений, присваивая ранг от «1» (“наиболее предпочтительно”) до «5» (“наименее предпочтительно”):

Чтение журналов _________

Просмотр телевизора _________

Встречи с друзьями _________

Покупки _________

Посещение ресторанов _________

г) Номер Вашего полиса пенсионного страхования: ___________

д) Сколько времени в среднем в рабочие дни Вы посвящаете подготовке домашних заданий:

Менее 15 минут _________

От 15 до 30 минут _________

От 31 до 60 минут _________

От 61 до 120 минут _________

Более 120 минут _________

е) Какую сумму денег Вы потратили в прошлом месяце на развлечения?

________________

2. ЗАДАЧА

Задание для юношей:

Известна следующая русская народная примета: «Если во время цветения ржи в начале лета колосья начинают зацветать снизу, то цена хлеба осенью будет низкой, если колосья начинают зацветать сверху, то цена будет высокой, а если с середины, то – средней». Предложите разумное возможное объяснение истинных причин, вызывающих наблюдаемое явление. Опишите схему исследования для выяснения справедливости предложенного объяснения. Нарисуйте модель измерения с переменными и причинными индикаторами.

Задание для девушек:

Беременность обязывает женщину соблюдать определенные правила, следить за своим питанием, более бережно относиться к своему здоровью. Ведь от правильного поведения мамы во многом зависит здоровье будущего ребенка. Но одно дело вести здоровый образ жизни и совсем другое прислушиваться к многочисленным предостережениям и нравоучениям всех окружающих. Существует масса суеверий. Попробуйте разобраться, какие из них имеют под собой основу, а какие нет. Нарисуйте модель измерения с переменными и причинными индикаторами. Можно выполнить задание по одному из суеверий на выбор или по всем по желанию.

1– нельзя шить, вязать и развязывать узлы.

2 – нельзя есть много красных ягод, ребенок родится красным.

3 – нельзя рассказывать о беременности до появления живота.

4 – нельзя приобретать детские вещи до рождения ребенка.

5 – нельзя стричь волосы во время беременности.

 

3. ЗАДАЧА

Посетите нижеперечисленные магазины и завершите заполнение их сравнительной таблицы, указывая названия и значения измеряемых Вами по различным видам шкал характеристик:

Номинальная шкала: названия сетевых магазинов Порядковая шкала: _____________ Интервальная шкала: _____________ Относительная шкала: _______________
“Сберегайка”      
“Магнит”      
“Апельсин”      

 

4. ЗАДАЧА

Три эксперта провели независимо друг от друга попарные сравнения четырех молодежных проектов-инициатив: A, B, C и D, представив результаты в виде следующих трех матриц попарных сравнений:

 

Эксперт №1 Зксперт №2 Эксперт №3

 

A B C D A B C D A B C D

A - 1 1 0 A - 0 1 1 A - 0 1 0

B 0 - 0 1 В 1 - 0 1 B 1 - 1 0

C 0 1 - 1 C 0 1 - 0 C 0 0 - 1

D 1 0 0 - D 0 0 1 - D 1 1 0 -

 

(здесь «1» («0») означает, что проект-инициатива, стоящая в соответствующей строке, лучше (хуже) проекта-инициативы, стоящей в соответствующем столбце, по мнению эксперта, заполнившего рассматриваемую матрицу).

Требуется провести анализ имеющейся экспертной информации в целях обоснованного упорядочивания анализируемых молодежных проектов по их качеству.

 

5. ЗАДАЧА

 

При проведении социологического исследования проблематики досуга молодежи требуется измерить отношение к различным видам досуга: чтение, просмотр телепрограмм, встречи с друзьями, “шоппинг”, посещение театров и выставок, загородные прогулки, занятия спортом.

Сформулируйте вопросы респондентам, используя различные типы шкал: номинальную, порядковую, интервальную, относительную.

Опишите несколько возможных методов измерения, основанных на сравнительном шкалировании, на несравнительном шкалировании.

 

6. ЗАДАЧА

 

В ходе социологических опросов молодежи, проведенных для определения популярности президента страны одновременно двумя разными социологическими службами, респондентам предлагались вопросы: «Вы одобряете или не одобряете то, как президент выполняет свою работу?» (вопрос первой службы) и «Как Вы оцениваете то, как президент справляется со своими обязанностями: отлично, достаточно хорошо, посредственно, плохо?» (вопрос второй службы). Первая служба констатировала, что 55% одобряют работу президента, 28% не одобряют, остальные по разным причинам не ответили. Вторая служба констатировала, что 46% одобряют работу президента («отлично» или «достаточно хорошо»), 52% не одобряют работу президента («посредственно» или «плохо»), остальные по разным причинам не ответили.

Требуется объяснить различия в результатах указанных опросов и дать рекомендации по учету политиками результатов опросов общественного мнения об их деятельности.

7. ЗАДАЧА

Выразите своё потребительское отношение к следующим безалкогольным напиткам: «Coke-Cola», «Fanta», «Mountain Dew», «Pepsi», «Seven Up», «Sprite», используя номинальную шкалу, порядковую шкалу, интервальную шкалу, относительную шкалу.

Выразите своё отношение к тем же напиткам, используя шкалирование по методу попарных сравнений, шкалирование по Лайкерту, шкалирование по семантическому дифференциалу.

8. ЗАДАЧА

Предположим, между менеджером по новым продуктам и президентом фирмы происходит следующий диалог:

· Менеджер: “Мы опросили 100 респондентов об идеях наших новых проектируемых товаров А и В. 75% опрошенных респондентов заявили, что они предпочитают товар А товару В. Давайте запускать товар А в производство”.

· Президент: “Вы считаете, что 75% потребителей будут покупать товар А?”

· Менеджер: “Мы этого не спрашивали. Мы знаем только, что 75% респондентов предпочитают товар А”.

· Президент: “Я считаю, что Ваше предложение о запуске товара А в производство является недостаточно обоснованным”.

Поясните более подробно позицию президента фирмы, используя понятия теории измерений.

9. ЗАДАЧА

В следующей таблице приведены результаты опроса 170 респондентов по шести пунктам шкалы Гуттмана, упорядоченными от П.1 до П.6. Шкала была построена для исследования степени предубежденности «традиционного» общества против мигрантов. По каждому пункту шкалы респондент выражает свое согласие либо несогласие с утверждением данного пункта (ответы респондента «да» либо «нет», или «согласен» либо «несогласен». Знак «+» соответствует ответу респондента по данному пункту шкалы, который (ответ) в большей степени соответствует шкалируемому конструкту, знак «−» соответствует альтернативному ответу респондента. Шкалируемый конструкт – это «степень предубежденности», пункты шкалы – это измеряемые характеристики конструкта.

 

  П.1   П.2   П.3   П.4   П.5   П.6 Кол-во респондентов n Ошибки e Кол-во ошибок n∙e Оценка шкалы Гуттмана
+ + + + + +        
+ + + + +        
+ + + +        
+ + +        
+ +        
+        
       
+ + + + +       7 или 5
+ + + +        
+ + + +       6 или 4
                   

 

Требуется оценить на основании данных проведенного социологического опроса конструкт «степень предубежденности», оценить качество шкалы на основе коэффициента воспроизводимости по Гуттману. На основании быстрого визуального анализа таблицы выскажите обоснованные соображения о качестве шкалы.

 

10. ЗАДАЧА

Генеральный директор транснациональной корпорации – производителя компьютеров хочет оценить перспективность ряда региональных филиалов фирмы. Для этого он попросил директора по маркетингу, директора по сбыту, директора по развитию проранжировать 10 региональных филиалоов от “наиболее перспективного” (ранг «1») до “наименее перспективного” (ранг «10»). Результаты приведены в таблице:

 

Региональный филиал Оценка директора по маркетингу Оценка директора по сбыту Оценка директора по развитию
A      
B      
C      
D      
E      
F      
G      
H      
I      
J      

 

Требуется выяснить, обладают ли мнения трех директоров необходимой согласованностью для того, чтобы можно было сформировать единое общее мнение руководства корпорации о перспективности ее региональных филиалов.

11. ЗАДАЧА

 

Ниже перечислен ряд словесных пар, которые, по мнению психологов, можно использовать для описания студентов: «скучные – интересные», «эмоциональные – рациональные», «мягкие – несдержанные», «серьезные – веселые», «идеалисты – реалисты», «шумные – тихие», «богатые – бедные», «деликатные – бесцеремонные», «искренние – неискренние», «недалекие – глубоко мыслящие», «полезные – никчёмные».

Проведите профильный анализ студентов разных курсов (факультетов, ВУЗов) на базе шкалы семантического дифференциала, отражающей ваши личные мнения по измеряемым характеристикам шкалируемого конструкта.

 

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАЧИ

 

__ - внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака

Индикатор

Число

Индекс

Цифра

 

__ индексы в социологии необязательно возникают в контексте измерения и необязательно для получения шкалы порядков

Логические

Оценочные

Интервальные

Установочные

 

__ компонент - осознание объекта социальной установки

Поведенческий

Когнитивный

Аффективный

Дихотомический

__ компонент - последовательное поведение по отношению к объекту

Когнитивный

Поведенческий

Аффективный

Дихотомический

 

__ компонент - эмоциональная оценка объекта, выявления чувства симпатии или антипатии к нему

Когнитивный

Аффективный

Дихотомический

Поведенческий

 

__ - мера средней тенденции, равная такому значению признака, которое делит пополам отвечающий этому признаку вариационный ряд

Ответ.

 

__ называют такие шкалы, итогом «действия» которых является приписывание чисел не респондентом, а некоторым объектам

Когнитивными

Номинальными

Оценочными

Интервальными

 

__ - отображение объектов исследования, рассматриваемых как носителей определенных отношений между ними, в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между ее элементами

Ответ.

 

__ переменная - переменная, которая может быть измерена с помощью прямого обращенного к респонденту вопроса

Дихотомическая

Статистическая

Наблюдаемая

Латентная

 

__ переменная - переменная, не поддающаяся измерению с помощью прямого «любовного» вопроса, задаваемого респонденту

Латентная

Дихотомическая

Наблюдаемая

Статистическая

__ - процедура упорядочения любых объектов по возрастанию или убыванию некоторого их свойства при условии, что они этим свойством обладают

Кодирование

Ранжирование

Транзитивность

Щкалирование

 

__ размах - половина интервала, в котором сосредоточены расположенные вокруг медианы оценки половины экспертов

Ранговый

Квартильный

Интервальный

Метрическый

 

__ рангами в ранжированном ряде называют неразличимые объекты

Связанными

Усредненными

Интегральными

Парными

__ ряд - ряд значений признака, расположенных в порядке их возрастания

Номинальный

Вариационный

Установочный

Интервальный

 

__ система - совокупность математических объектов, принадлежащих некоторой известной математической теории

Ответ.

 

__ система - частный случай математической системы, когда математические объекты представляют собой числа

Ответ.

 

__ статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения - национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др.

Ранговый

Установочный

Формальный

Предписанный

__ установка - осознание, оценка, готовность действовать или ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности положительной или отрицательной реакции на него

Социальная

Аффективная

Когнитивная

Поведенческая

 

__ характеристики не имеют установленных эталонов измерения

Корреляционные

Качественные

Количественные

Эмпирические

 

__ шкала - шкала, с помощью которой числа приписываются респондентам

Когнитивная

Интервальная

Установочная

Оценочная

_

_ шкала - это шкала, отображающая отношения равенства (неравенства) не только для объектов, но и для расстояния между ними, а также имеющая точку отсчета

Номинальная

Графическая

Средняя

Метрическая

 

__ экспектация существует в виде не только правил, инструкций, норм поведения, эти разрозненные стандарты создают некий целостный образ того, как следует себя вести, который легко воспринимается человеком

Статусная

Социальная

Солидарная

Ролевая

 

__ - это небольшое по объему пробное исследование для апробации инструментария

Ответ.

 

__ - это некоторое общее для всех объектов качество, конкретные проявления которого могут меняться от объекта к объекту

Ответ.

 

В 1942 году М.Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда: компоненты

дихотомический

когнитивный

поведенческий

аффективный

В бихевиористской модели человека подчеркиваются __ черты человека

личностные

установочные

поведенческие

социальные



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: