Описание – начальный этап работы филолога




Анализу литературного произведения предшествует описание – констатация его характеристик и их систематизация. Описанию и объяснению подлежит, в первую очередь, рамочный текст, выполняющий различные функции в произведении и отделяющий одно явление от ряда подобных (произведений того же автора, одного жанра, одной эпохи и т.д.), подчеркивающий внутреннее и внешнее единство произведения. Рама включает заголовочный комплекс (имя автора, название, посвящение, эпиграф, предисловие) и концевые данные (примечания, даты, подпись).

 

Практическое занятие 1. Имя автора. Псевдоним

Произведения Нового времени, когда авторская личность привлекает не меньшее внимание, чем само произведение, чаще всего подписаны настоящим именем автора. Констатируя авторство, исследователь тем самым ставит произведение в ряд других произведений того же автора, рассматривает его как факт биографии писателя и как часть литературного процесса.

По ряду причин литературные произведения подписывались не настоящим именем, эта традиция продолжается и в настоящее время, особенно в современных электронных изданиях. Констатируя факт использования псевдонима, исследователь определяет причины, по которым автор отказывается от публичного использования своего имени. Как установлено, причины могут быть следующими: неблагозвучие настоящего имени, боязнь преследования (разного рода), мода, скромность, стремление произвести комический эффект, наличие однофамильцев, особенно если они тоже причастны к литературе. Известны случаи группового псевдонима (и в литературе прошлого, и в современной коммерческой литературе). Особую проблему составляет отсутствие имени или подпись, представляющая собой только инициалы. В этих случаях литературовед проводит исследовательскую работу, чтобы выявить настоящее имя автора.

Вопросы и задания

1. Подготовьте список научной литературы по теме «Псевдонимы в русской литературе».

2. Подготовьте список научной литературы по теме «Псевдонимы в зарубежной литературе».

3. Составьте список русских писателей XIX в., использовавших псевдонимы.

4. Назовите 10 псевдонимов, которыми подписывал свои произведения А.П. Чехов. Перечислите причины, по которым А.П. Чехов использовал псевдонимы. Когда А.П. Чехов перестал подписывать свои произведения псевдонимами?

5. Почему писатели, занимавшие служебные должности, использовали псевдонимы? Кто из русских писателей использовал псевдонимы по «служебным» причинам?

6. Как образован псевдоним «Бестужев-Марлинский»?

7. Назовите псевдоним З. Гиппиус.

8. Кто из русских классиков оставлял свои статьи без подписи?

9. Кто из русских писателей и поэтов подписывал свои произведения в журналах «Современник», «Время», «Эпоха» инициалами?

10. Что означает подпись «Р.Ч.», которую ставил Н.Огарев?

11. Назовите псевдоним Н.В. Гоголя.

12. Чей псевдоним «Юрий Орбелов»? Где печатались произведения этого автора, в каком издании? Почему использовался псевдоним?

13. Кто придумал псевдоним «Андрей Белый»? Почему поэту понадобился псевдоним?

Рекомендуемая литература

1. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации текста//Иностранные языки в школе. 1978. № 4.

2. Ламзина А.В. Рама//Введение в литературоведение. – М.: Академия, 2010. С. 108–110.

3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста// Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб.: «Искусство – СПБ», 1998. – С. 14 – 285. Гл.3. Понятие текста. URL:

https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_Index.php

3. Масанов Ю.И. Псевдонимы, анонимы, мистификации, плагиаты// Масанов Ю.И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок.–М.: Изд-во Всесозн. Книжной палаты, 1963. С.41–72.

 

Практическое занятие 2. Заглавие литературного произведения

Заглавие, отделяя один текст от других (например, того же автора), в то же время вводит его в контекст литературы «большого времени» (термин М.М. Бахтина). Заглавие является одной из «сильных» позиций текста, так как содержит авторскую оценку изображенных явлений жизни, поэтому необходимо установить, дано ли заглавие самим писателем или другим лицом (другом-литератором, издателем, редактором, переводчиком, цензором). Содержательная функция заглавия вызывает у некоторых современных писателей стремление избежать такой откровенности и скрыть свою позицию. Использование различных художественных приемов для озаглавливания произведений, как и отказ от заголовков повышают интерес, обостряют внимание исследователя к констатации и интерпретации заглавия произведения.

Вопросы и задания

1. Приведите примеры произведений русской классической литературы, заглавиями которых являются имена героев.

2. Приведите примеры произведений русской классической литературы (И. Гончарова, И. Тургенева, Н. Лескова), заглавия которых имеют метафорический смысл.

3. Найдите в романе «Обрыв» Гончарова тропы, в основе которых буквальный смысл слова, вынесенного в заглавие.

4. Приведите примеры названий, которые можно рассматривать как решаемую в произведении проблему.

5. Приведите примеры совпадения названий в русской литературе.

6. Откройте комментарии к «Запискам охотника» И.С. Тургенева (Полное собрание сочинений в 30-ти т., т.3), найдите, какие рассказы и очерки названы самим писателей, какие – редактором. Сопоставьте первоначальные варианты (данные автором) с окончательными. Как вы думаете, почему автор согласился с изменениями?

7. Кем было предложено заглавие цикла «Записки охотника»? Что вам известно об этой личности?

8. Соберите сведения об истории и значении заглавий следующих произведений: У.Эко «Имя розы»; Ф.Достоевский «Игрок»; Н.Некрасов «Русские женщины» (Декабристки); И.Тургенев «Клара Милич»; В. Маяковский «Облако в штанах».

9. Прочтите следующий фрагмент из статьи У. Эко «Заметки на полях “Имени розы”». Ответьте на вопросы.

«Заглавие, к сожалению, – уже ключ к интерпретации. Восприятие задается словами “Красное и черное” или “Война и мир”. Самые тактичные, по отношению к читателю, заглавия – те, которые сведены к имени героя-эпонима. Например, “Давид Копперфильд” или “Робинзон Крузо”. Но и отсылка к имени эпонима бывает вариантом навязывания авторской воли. Заглавие “Отец Горио” фокусирует внимание читателей на фигуре старика, хотя для романа не менее важны Растиньяк или Вотрен-Колен. Наверно, лучше такая честная нечестность, как у Дюма. Там хотя бы ясно, что “Три мушкетера” – на самом деле о четырех. Редкая роскошь. Авторы позволяют себе такое, кажется, только по ошибке.

… Заглавие “Имя розы” возникло почти случайно и подошло мне, потому что роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет…».

· Как автор оценивает роль заглавия в произведении?

· Почему постарался ее нивелировать в своем романе?

10.Определите смысл заглавия в стихотворении С.А. Есенина «Собаке Качалова». Какова его функция?

11.Как Вы считаете, почему в стихотворении Есенина «Выткался на озере алый свет зари…» (1910) заглавие отсутствует?

12. Как вы считаете, влияет ли заглавие цикла «Записки охотника» И.С. Тургенева на понимание каждого из рассказов и очерков? Подтвердите свое мнение примерами.

13. Как вы относитесь к заглавию при выборе книги? Насколько велика роль заглавия, по вашему мнению, для разных групп читателей?

Рекомендуемая литература

1.Кожина Н.А. в поисках гармонии// Русская речь, 1986. № 5.

2.Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий// Кржижановский С.Д. «Страны, которых нет». Статьи о литературе и театре. М.: Радикс, 1994. С. 13 – 40.

3. Ламзина А.В. Рама//Введение в литературоведение. – М.:Академия, 2010. С.111–115.

3.Указатель заглавий произведений художественной литературы, 1801–1975. Т.1–8. М., 1985–1995.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: