Практическое занятие 3. Осмысление подзаголовка




Литературного произведения

 

Подзаголовочные данные произведения также подлежат констатации и объяснению, так как задают направление истолкованию художественного целого. Выделяют подзаголовки жанровые, жанрово-стилевые, тематические, проблемные. Подзаголовок может отражать авторскую позицию.

Вопросы и задания

1. Выпишите заглавия и подзаголовки следующих произведений:

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»; В.П. Астафьев «Пастух и пастушка»; В. Теккерей «Ярмарка тщеславия»; А.П. Чехов «Дом с мезонином»; Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»; А.Н. Островский «За чем пойдешь, то и найдешь»; Я.Б. Княжнин «Ладно и плохо»; Н.В. Гоголь «Мертвые души»; А.П. Чехов «Вишневый сад»; Б. Шоу «Пигмалион»; А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

2. Определите смысл подзаголовков, произведений, перечисленных в предыдущем задании.

3. Классифицируйте подзаголовки произведений, перечисленных в предыдущем задании.

4. Откройте комментарии к пьесе «Вишневый сад» Чехова (Полное собрание сочинений в 30 т.; т. 12-13). Какой жанровый подзаголовок был дан писателем этой пьесе? Сравните (используя комментарии) жанровые обозначения в рукописи и в окончательном варианте пьесы. Как меняется «жанровое ожидание» читателя в данном случае?

5. Откройте комментарии к роману «Рудин» Тургенева (в Полном собрании сочинений в 30 т.; т.6). Сравните жанровые обозначения в рукописи и в окончательном тексте. Влияет ли факт изменения жанра на понимание произведения?

6. Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Юдоль», сравнив его разные издания. К какому каноническому жанру могли бы вы отнести это произведение?

7. Откройте в интернете страницу с перечнем произведений А.И. Солженицына. Найдите произведения, имеющие жанровые подзаголовки. Охарактеризуйте их.

8. Сравните заглавие и жанр произведения: В. Вишневский «Оптимистическая трагедия». Объясните смысл заглавия.

Рекомендуемая литература

1. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации текста//Иностранные языки в школе. 1978. № 4.

2. Ламзина А.В. Рама//Введение в литературоведение. – М.: Академия, 2010. С.113-114.

3.Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий//Кржижановский С.Д. «Страны, которых нет». Статьи о литературе и театре. М.: Радикс, 1994. С.13-39.

3. Чернец Л.В. Жанры//Введение в литературоведение. М.: Академия, 2010. С. 171-187.

 

Практическое занятие 4. Мистификации

Литературная мистификация – произведение, которое его автор подписывает не своим именем, а выдает за сочинение другого писателя (чаще знаменитого) или произведение фольклора. По жанру это могут быть не только художественные произведения, но и «документальные», более или менее интимного характера: письма, лжемемуары т.д.

Вопросы и задания:

1. Выясните, являются ли следующие произведения авторскими мистификациями: Н.С.Лесков «Левша»; П.П. Бажов. Малахитовая шкатулка; Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе…»; П. Мериме «Театр Клары Газуль» и «Гузла»; Д. Макферсон «Поэмы Оссиана».

2. Подготовьте рассказ о поэтах: Козьма Прутков, Черубина де Габриак.

3. Какими способами может автор создавать у читателей впечатление правдоподобия и достоверности «собранных», «подслушанных» рассказов, «найденных» рукописей и т.д.?

4. Приведите примеры лжемемуаров в истории мировой литературы.

5. Подготовьте рассказ о публикациях «неизвестных страниц», «новых отрывков и вариантов» второго тома «Мертвых душ».

6. Приведите примеры названий книг, являющихся «продолжением» известных произведений.

7. Как вы считаете, можно ли рассматривать продолжения популярных художественных произведений как мистификацию? Почему?

8. По каким основаниям «Записки О.А. Смирновой» определяют как литературную мистификацию?

 

Рекомендуемая литература

1. Козаровецкий В.// Литературная мистификация как особый жанр// Электронный журнал Арт&Факт №1(15), 2012.

2. Масанов Ю.И. Ложные переводы//Масанов Ю.И.В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок.– М., 1963. С.99-109.

3. Масанов Ю.И. Омер де Гелль и Лермонтов// Масанов Ю.И. Указ. соч. С. 174-181.

4. Масанов Ю.И. Неизвестные отрывки из «Мертвых душ»//Масанов Ю.И. Указ. соч. С. 182-193.

5. Рейсер С.А. Подделка //Рейсер С.А. Основы текстологии. М.: Просвещение, 1978. С.106-118.

 

Практическое занятие 5. Описание эпиграфа

Эпиграф это высказывание, помещаемое в начале всего произведения или его части (главы, раздела) сразу за заголовком или посвящением (если оно имеется). Функции эпиграфов различны, часто они намекают на основной смысл целого или фрагмента, воплощают авторскую оценку, указывают на определенную литературную традицию. Источником эпиграфа может быть любой текст, письменный или устный.

Вопросы и задания

1. Выясните, из какого источника взяты слова, предпосланные новелле «Кармен» П. Мериме. Что известно об авторе этих слов? Как вы понимаете смысл эпиграфа:

Pasa gyneknolos estin; eknei d'agathas dyohoras.

Ten mian en thalamo, ten mian en thanato.

Palladas

Всякая женщина – зло; но дважды бывает хорошей:

или на ложе любви, или на смертном одре.

2. Воспроизведите по памяти эпиграф к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Назовите его источник.

3. Прочтите эпиграф к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Откуда взято высказывание? Кто его автор? Что вам известно об этом авторе?

4. Прочтите эпиграф к роману Л.Толстого «Анна Каренина». Назовите источник. Чьи слова процитированы Толстым? Объясните их смысл.

5. Выполните описание эпиграфов к роману М.Булгакова:

«М. Булгаков “Белая гвардия”

Посвящается Любови Евгеньевне Белозерской

Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло. – Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран! “Капитанская дочка”

И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими...

Часть первая

Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. …»

 

5.Сделайте описание заголовочных элементов романа Достоевского «Бесы» (в письменном виде).

6. Приведите примеры эпиграфов из прочитанных вами произведений современной литературы. Объясните их смысл, укажите источники цитирования, если эпиграфы являются цитатами.

Рекомендуемая литература

1.Кржижановский С.Д. Искусство эпиграфа//»Страны, которых нет». Статьи о литературе и театре. М.: Радикс, 1994. С. 40- 61.

2.Кузьмина Н. Эпиграф//Литературная учеба. 1985. № 3.

3. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Вып. 1. - М.: Издат центр РГГУ, 1998. С. 201-209.

4.Кирнозе З.И. Образ Кармен в новелле Мериме //Кирнозе З.И., Пронин В.Н.. Практикум по истории франц.лит. М.: Высшая школа, 1991. С.84-89.

5. Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». М.: Языки русской культуры, 1997. – 419 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: