Цель работы, описание предметной области




План работы

 

1. Системы предварительного информирования

1.1 Цель работы, описание предметной области

1.2 Анализ существующих (общепризнанно или по мнению автора) проблем в описываемой предметной области. Перспективы решения этих проблем

1.3 Соотнесение описываемых в работе сведений с имеющимся на рабочем месте автора состоянием информационных таможенных технологий

2. Кроссворд. Сетевые информационные таможенные технологии.

3. "Разработка WEB-интерфейса в системе электронного декларирования товаров"Склад СВХ – информация, анкетирование и т.д.

Заключение

Список использованной литературы


1. Системы предварительного информирования

Цель работы, описание предметной области

 

В настоящее время наблюдается стабильная тенденция роста внешнеторгового оборота между Российской Федерацией и другими странами. В связи с этим возрастают и потоки товаров, проходящих через государственную границу РФ. В связи с этим, актуальной проблемой является организация наиболее эффективного, быстрого и качественного таможенного оформления грузов, пересекающих границу страны.

Развитие информационных технологий в Российской Федерации и остальном мире, позволяет внедрить новые, намного более эффективные чем существовавшие ранее, схемы работы с участниками внешне-экономической деятельности (ВЭД). Одним из важных элементов таких нововведений является система предварительного информирования таможенных органов.

Целью данной работы является изучение системы предварительного информирования таможенных органов, выявление области ее применения. Кроме этого целью работы является выявление недостатков и возможных проблем в использовании данной системы, а так же определение текущего состояния уровня внедрения данной системы на примере конкретного рабочего места сотрудника таможенного органа.

Система предварительного информирования – взаимодействие участников внешне-экономической деятельности и таможенных органов по оформлению ввоза и вывоза грузов через границу РФ, на основе электронного документооборота. Основными целями ее внедрения являются: автоматизация процедур контроля и документального оформления товаров и транспортных средств в таможенных органах; увеличение пропускной способности пунктов пропуска, сокращение времени обработки грузов и исключение простоев вагонов и составов, а так же других транспортных средств прибывающих из сопредельных государств на пункты пропуска через границу РФ.

В основе данной системы лежит предварительная передача электронных сведений о товарах и транспортных средствах, содержащихся в коммерческих, транспортных и других товаросопроводительных документах. Информация поступает в таможенные органы в объеме, необходимом для целей таможенного контроля и оформления.

Технология информационного взаимодействия позволяет таможенным органам решать задачи по обеспечению полноты и достоверности информации, необходимой для подготовки и оформления таможенных документов; сокращению времени документального оформления товаров и транспортных средств при осуществлении таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска; планированию досмотровых операций, эффективного распределения трудовых ресурсов. Одновременно у специалистов двух ведомств появилась возможность автоматизировать таможенные процедуры, выполняемые при оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным и иным транспортом через границу РФ; осуществлять контрольные мероприятия в рамках оперативных ориентировок и системы управления рисками; готовить и создавать таможенные документы, отчеты и статистику.

Рассмотрим схему предварительного информирования при организации внешнеторгового грузооборота с использованием железнодорожного транспорта в Северо-Западном таможенном управлении, где впервые была применена данная схема на границе с Финляндией.

На рис. 1. приведена схема взаимодействия всех компонентов системы предварительного информирования при вывозе товаров за пределы Российской Федерации. Как мы видим, важное место в данной системе занимает компания перевозчик, в нашем примере Октябрьская железная дорога РЖД РФ.


Рис 1. Система сбора, подготовки и передачи информации при вывозе товаров.

 

Как мы видим, система состоит из трех важных элементов:

Грузоотправитель

Перевозчик

Таможенные органы.

При этом задействованы информационно-технические ресурсы ОАО РЖД и СЗТУ. Рассмотрим, какие операции выполняет каждый из этих элементов.

Грузоперевозчик:

Готовит груз к отправке

Оформляет всю необходимую документацию

Передает копии ГТД и товаросопроводительные документы представителю ОктЖД.

Перевозчик:

Принимает необходимые документы от грузоотправителя

Заносит данные из ГТД и накладных в информационную систему

Используя центр маршрутизации данных ОАО РЖД передает информацию в АИС СЗТУ и представителю железной дороги в пункте пропуска.

Представитель в пункте пропуска после прибытия поезда на приграничную станцию, передает все необходимые документы в таможенный орган.

Таможенный орган:

Получает предварительную информацию от перевозчика

На основании ее планирует свою деятельность, с целью максимально эффективного и быстрого таможенного оформления груза, в случае отсутствия выявленных нарушений или срабатывания рисков.

Организация системы предварительного информирования при ввозе товаров приведена на рис 2.

Данная схема схожа со схемой организации предварительного информирования при вывозе товаров, однако в ней введен дополнительный элемент – иностранный перевозчик, который получает информацию от грузоотправителя. В данной схеме Центр маршрутизации данных ОАО РЖД выполняет лишь транзитные функции информации между иностранным перевозчиком, и российскими таможенными органами[1].

В данной схеме в качестве канала передачи данных используются глобальные информационные компьютерные сети.

 

Рис 2. Система сбора, подготовки и передачи информации при ввозе товаров


Основу электронного взаимодействия составляет электронная цифровая подпись (ЭЦП).

электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно - цифровой форме;

электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы);

средства электронной цифровой подписи - аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций - создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе, создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей;

сертификат средств электронной цифровой подписи - документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям;

закрытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;

открытый ключ электронной цифровой подписи - уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;

сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи;

подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе - положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;

пользователь сертификата ключа подписи - физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи;

информационная система общего пользования - информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано;

корпоративная информационная система - информационная система, участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

Структура электронной цифровой подписи электронного документа формируется с помощью специального программного обеспечения и применения закрытого ключа электронной цифровой подписи из вычисленного с электронного документа значения хэш-функции в виде цифровой записи (сигнатуры) определенной стандартом длины. Результирующая цифровая подпись, таким образом, уникальна, как и сам электронный документ и закрытый ключ, с помощью которого она создана. Хеш-функция позволяет программному обеспечению создавать цифровую подпись в небольшом и прогнозируемом объеме данных, обеспечивает устойчивую доказательную корреляцию к первоначальному содержанию электронного документа и, таким образом, эффективно обеспечивает гарантию того, что любое изменение или модификация электронного документа после его подписания будут обнаружены. Как правило, электронная цифровая подпись приложена (дописывается) к электронному документу или файлу электронного документа и передается вместе с этим электронным документом. Возможен вариант, когда электронная цифровая подпись может формироваться, сохраняться и передаваться совместно с электронным документом как отдельный структурированный набор данных, как правило, в виде файла, но при условии, что она тем или иным способом привязана к подписанному файлу электронного документа[2].


1. 2 Анализ существующих (общепризнанно или по мнению автора) проблем в описываемой предметной области. Перспективы решения этих проблем

 

Для повышения эффективности международного таможенного сотрудничества и реализации принятых рамочных стандартов необходимо решить еще целый ряд первоочередных проблем.

Требуется разработать регламенты представления и анализа электронных форм торговых и товарно-сопроводительных документов, которые важны для обмена данными между таможенными службами. В данный момент не все регламенты, понятия и принципы, общие описание которых указано в законодательстве, разработаны. Это ограничивает область применения существующих систем предварительного информирования и снижает их эффективность, не позволяя добиться максимального эффекта от работы данной системы.

Требуют серьезного внимания вопросы обеспечения безопасности международного информационного обмена с использованием сети интернет на основе типовых технических решений для государственных организаций. Это связано с тем, что глобальная компьютерная сеть Интернет открывает доступ как к потокам информации, так и к соответствующим внутренним сетям всем, кто может попытаться получить несанкционированный доступ к данным ресурсам. Существуют специализированные технологии, позволяющие своевременно обнаружить, предотвратить подобные попытки, найти и наказать виновных.

Таможенные службы работают с информацией, влияющей на колоссальные финансовые потоки, и в связи с этим, каналы взаимодействия между таможенными службами РФ и иностранных государств могут подвергаться мощным компьютерным атакам, что предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности таких каналов связи, и информационных сетей внутри служб, имеющих связь с всемирной компьютерной сетью.

В настоящее время в России действует Указ Президента № 611, запрещающий подключение ИТ-систем государственных органов напрямую к сети интернет. С учетом развития взаимодействия между таможенными службами данный фактор является сдерживающим с точки зрения налаживания эффективного электронного документооборота между ними.

Это связано с тем, что без прямого использования всемирной компьютерной сети, скорость взаимодействия падает на несколько порядков, что так же негативно отражается на скорости и эффективности работы системы предварительного информирования в случае, когда осуществляется ввоз товаров на территорию России.

Помимо этого, для повышения эффективности системы, при невозможности использования сети Internet, необходимо создание собственной сети данных, что повышает издержки на внедрение и поддержание работоспособности системы[3].

Остаются пока нерешенными также проблемы, связанные с несовершенством законодательства. По словам Леонида Ухлинова, "пока существуют недоработки в законодательстве РФ в области работы с ЭЦП и обеспечения юридической значимости электронных документов. В настоящее время отсутствуют нормативные документы по кросс-сертификации, которая позволила бы проверять цифровые подписи напрямую в тех случаях, когда удостоверяющие центры, которые формируют сертификаты цифровой подписи, работают в разных государствах".

Это одна из важнейших проблем как для использования электронного документооборота в таможенных органах, так и в других отраслях управления Российской Федерации.

Решение ее начало осуществляться лишь недавно, с принятием Приказа ФТС РФ 637 от 29.05.08 «О системе ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов Российской Федерации»

В данном документе говорится о создании центров выдачи сертификатов ключей подписей, которые будут использоваться для взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. В частности Положение регламентирует условия использования сертификатов ключей подписи, при соблюдении которых электронная цифровая подпись (ЭЦП) должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, участников внешнеэкономической деятельности или иных лиц, осуществляющих информационное взаимодействие при представлении сведений таможенным органам в электронной форме, в электронных документах признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Данное положение намного облегчит работу с электронным документооборотом между участниками ВЭД и таможенными органами в целом и системы предварительного информирования в частности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: