Глава 1 Роль кадровых агентств и центра занятости населения в трудоустройстве




Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1 Роль кадровых агентств и центра занятости населения в трудоустройстве…..5

1.1 Центр занятости населения……………………………………………………5

1.2 Кадровые агентства и их виды ………..……………………………..………..9

1.3 Специфика взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами и центром занятости…………………………………………………………………………..13

2 Социологическое исследование «Деятельность кадровых агентств и службы занятости: взгляд студента»……………………………………………………....19

Заключение………………………………………………………………………..25

Список использованных источников информации……………………………..27

Приложение

 

 

Введение

В современном мире существует множество способов и ресурсов для поиска работы.

Можно выделить самые распространенные и ключевые методы поиска:

· Интернет ресурсы;

· Родственники;

· Друзья;

· Кадровые агентства по подбору персонала;

· Агентства по трудоустройству;

· Служба занятости населения;

· Прохождение практики в компании с последующим приглашением на постоянное трудоустройство.

В данной курсовой работе мы рассмотрим деятельность центра занятости и кадровых агентств, их роль в решении важнейшего вопроса поиска работы и трудоустройства граждан и специфику взаимодействия соискателей с данными организациями.

Актуальность темы исследования обусловлена сложной экономической ситуацией, сложившейся в стране. Большое количество квалифицированного персонала (медики, педагоги-логопеды, педагогические работники ВУЗов) находятся на свободном рынке труда, которым требуется квалифицированная помощь специалистов в области HR. Основные вопросы, с которыми сталкивается эта категория кандидатов — это профориентация, переквалификация, переобучение.

Объектом исследования является роль кадровых агентств и центра занятости населения в трудоустройстве.

Предметом исследования выступают специфика и способы взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами и службой занятости.

Цель исследования — определить уровень владения информацией о предоставлении услуг кадровыми агентствами и центром занятости населения.

Задачи исследования:

1. Изучить деятельность кадровых агентств и службы занятости населения;

2. Определить их роль в трудоустройстве;

3. Дать рекомендации по способам взаимодействия соискателя, как с центром занятости, так и с кадровыми агентствами.

Гипотеза заключается в том, что, если соискатель будет четко знать, в каком из случаев необходимо прибегать к помощи кадровых агентств, а в каком — центра занятости населения, то это будет способствовать существенной экономии его денег и времени поиска работы, а также обезопасит себя от ненужных и нежелательных собеседований.

Методы исследования: анализ информации, анкетный опрос.

 

 

Глава 1 Роль кадровых агентств и центра занятости населения в трудоустройстве

1.1 Центр занятости населения

Необходимость помощи людям в поиске работы осознали еще в царские времена. Быстрый рост безработицы заставил задуматься о способах борьбы с ней. Первые организации, взявшие на себя эти обязанности, появились в середине 1917 года, незадолго до Октябрьской революции, и получили название «биржи труда». Биржи труда боролись с безработицей, пока в конце 1930 года не было объявлено о полной ее ликвидации. Только спустя почти 60 лет, службы, помогавшие людям находить работу, были возрождены.

Необходимо дать определение такому понятию как «биржа труда».

Биржа труда — это специализированное место, в котором осуществляется посредничество между предпринимателями (работодателями) и наемными работниками (соискателями). Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий различных организаций и предприятий, а также базой данных соискателей рабочих мест.

Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодежи, производят учет безработных и выплачивают пособия.

В России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения. Таким образом, вопросами борьбы с безработицей и трудоустройством граждан занимаются центры занятости населения.

Согласно Закону о занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, для организации и координации деятельности, относящейся к занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, на территориальном уровне в ведении Национального агентства на базе бюро занятости населения создаются агентства (центры) занятости населения. Лица, желающие трудоустроиться, вправе обратиться за помощью территориальных агентств занятости населения, в радиусе деятельности которых проживают, путем подачи заявления согласно образцу, установленному Национальным агентством занятости населения.

Опишем организационную структуру на примере города Москвы.

Департамент труда и занятости населения города Москвы является: «функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда, содействия занятости населения, трудовой миграции и охраны труда, а также по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции» (из Положения о Департаменте труда и занятости населения города Москвы)[1].

Центры занятости населения являются подведомственными учреждениями Департамента, территориально распределенными по округам города Москвы[2].

Например, жителей, организации и предприятия западной части Москвы обслуживает Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Западного административного округа города Москвы. Под его управлением работают отделы трудоустройства «Раменки», «Кунцево», «Дорогомилово» и «Солнцево»[3].

Чтобы зарегистрироваться в Центре занятости, соискателю необходимо предъявить следующие документы:

· паспорт или документ, его заменяющий;

· трудовую книжку или ее дубликат;

· документы об образовании и профессиональной квалификации;

· справку о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости).

Центр занятости населения можно охарактеризовать как своего рода посредника между работодателями и соискателями.

Можно привести следующие основные направления деятельности Центра занятости населения[4]:

§ Государственная экспертиза условий труда (проводится при несчастных случаях на производстве или для определения размеров компенсаций за труд в тяжелых условиях);

§ Информирование о положении на рынке труда, соотношении спроса и предложения на определенные профессии;

§ Организация проведения оплачиваемых общественных работ (с целью обеспечения безработных граждан временным доходом);

§ Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и профессионального обучения;

§ Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

§ Социальные выплаты безработным гражданам (в период поиска работы и во время прохождения обучения по направлению центра занятости);

§ Профессиональное обучение (профессиональная подготовка, переобучение и повышение квалификации безработных граждан);

§ Психологическая поддержка безработных граждан;

§ Содействие гражданам в поиске подходящей работы, работодателям в подборе необходимых работников;

§ Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

§ Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

§ Предоставление информации о проводимых ярмарках вакансий;

§ Оказание помощи в организации собственного дела.

Но, конечно, основная функция центров занятости состоит в предоставлении помощи соискателям в поиске подходящей работы, а также содействии в подборе персонала для организаций и предприятий.

В центрах занятости населения вакансии работодателей расположены в свободном доступе для любого, желающего найти работу. Кроме того, каждый посетивший центр занятости человек, может получить бесплатную консультацию по любому вопросу, связанному с трудоустройством.

Организации могут рассчитывать на консультационную помощь по вопросам трудового законодательства, в том числе и о введении неполного рабочего дня или сокращении штата сотрудников.

Также важно отметить, что люди, не имеющие профессии, пользующейся спросом среди работодателей, могут бесплатно обучиться новой, получив направление в центре занятости населения. Учащиеся по направлению центра занятости могут рассчитывать на стипендию на весь период обучения.

Люди, желающие заняться организацией собственного предпринимательского дела, могут получить в центре занятости не только консультационную, но и материальную поддержку, которая заключается в возможности получения денежной субсидии для открытия бизнеса. При этом со стороны безработного гражданина необходимо выполнить ряд, предусмотренных законодательством, действий — собеседование, тестирование, а также написание бизнес-плана. После этого предусмотрена защита подготовленного бизнес-плана перед коллегиальными органами или комиссиями, которые имеются в каждом конкретном регионе. После положительного решения комиссии о выделении субсидии, гражданину необходимо зарегистрировать создаваемую организацию, с предусмотренной организационно-правовой формой (ООО, ИП), в налоговой инспекции по месту жительства.

Таким образом, посредством центров занятости государство занимается разрешением важнейшего вопроса борьбы с безработицей населения.

1.2 Кадровые агентства и их виды

Термин «кадровое агентство» может использоваться как для обозначения агентств по трудоустройству, так и для обозначения агентств по подбору персонала.

Необходимо дать определение такому понятию как «кадровое агентство».

Кадровое агентство — это посредник на рынке труда, организация, оказывающая услуги работодателям по поиску и подбору персонала и/или оказывающая услуги соискателям по поиску работы и трудоустройству, а также другие сопутствующие услуги.

Таким образом, кадровое агентство является своего рода биржей труда.

Но в данной курсовой работе мы разграничиваем данные понятия. Под биржами труда мы понимаем государственные центры занятости населения, а кадровые агентства представляют собой самостоятельные организации, оказывающие населению услуги по трудоустройству, а компаниям — услуги по подбору необходимого персонала.

Существует два типа кадровых агентств: в зависимости от того, кто является клиентом — работодатель или соискатель.

1) Если клиент — соискатель, то агентство, как правило, «по трудоустройству». За определенную плату соискатель получает определенный список необходимых вакансий, а затем делает с ним то, что считает нужным. Итак, если посредник рынка труда осуществляет поиск работы по заказам соискателей — он является агентством по трудоустройству;

2) Если клиентом является работодатель, то агентство, как правило, именуется «агентством по подбору персонала». Клиент оплачивает услуги, — таким образом, по тем или иным причинам он привлекает внешнего поставщика, — а агентство ищет ему человека, который максимально соответствует ожиданиям клиента. Итак, если организация в качестве посредника рынка труда занимается только поиском и подбором персонала по заказам работодателей, такая организация является агентством по подбору персонала.

Кадровые агентства могут заниматься подбором разнообразного по своим качествам персонала: как работников не самой высокой квалификации, так и топ-менеджмент компаний. Все зависит от специализации в оказываемых услугах. Существуют агентства, подбирающие персонал по профессиональной, квалификационной или отраслевой принадлежности.

Также стоит отметить, что существуют так называемые кадровые «агентства смешанного типа», которые оказывают и услуги по поиску работы соискателям, и услуги по подбору персонала работодателям. Такие агентства взимают вознаграждение и с соискателей, и с работодателей.

Теперь перейдем к направлениям основной деятельности кадровых агентств.

Деятельность кадрового агентства складывается из трех основных составляющих: поиск, оценка и подбор персонала на определенные вакансии, имеющиеся у работодателей. Особое внимание уделяется соответствию профессиональных и личностных компетенций кандидата требованиям клиента.

Кадровое агентство выясняет профессиональный уровень кандидата, а также его психологические характеристики — например, мотивацию, гибкость, способность адаптироваться в коллективе. Кадровое агентство берет на себя и задачи по проверке рекомендаций. Особую сложность представляет подбор специалистов, в частности, бухгалтеров. В подавляющем большинстве случаев у руководителя компании просто-напросто отсутствует возможность самостоятельно оценить профессионализм главного бухгалтера, но это может сделать кадровое агентство.

Необходимо отметить, что помимо трех вышеперечисленных направлений основной деятельности кадровые агентства: как по трудоустройству, так и по подбору персонала — могут оказывать работникам и работодателям так называемые сопутствующие услуги. Понятно, что, как правило, агентства по трудоустройству полностью нацелены на соискателей, и предлагают сопутствующие услуги только им. Агентства же по подбору персонала могут оказывать дополнительные услуги и работникам, и работодателям одновременно.

Итак, ответим на вопрос, какие же дополнительные услуги могут предложить кадровые агентства своим клиентам.

К сопутствующим услугам, предлагаемым этими организациями работодателям, относятся кадровый консалтинг, кадровый аудит, коучинг[5], тренинги, обучение и развитие персонала, оценка персонала, мотивация персонала, аутстаффинг[6] и лизинг персонала[7], аутсорсинг[8] кадровой деятельности, в том числе функций по учету кадров и ведению кадрового делопроизводства, аутплейсмент[9] и другие.

К сопутствующим услугам, оказываемым соискателям, могут относиться услуги по составлению и переводу резюме, тренинги, консультационные услуги и т. д.

Также агентства стремятся разбавить перечень дополнительными услугами с целью отличиться и удовлетворить рынок. Например, обзоры рынка, исследования, оценка персонала, деловые игры, различные тестирования.

1.3 Специфика взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами и центром занятости

В каких же случаях стоит прибегать к услугам тех или иных кадровых агентств либо центра занятости? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Как мы уже отмечали, и агентства по трудоустройству, и агентства по подбору персонала выступают в качестве посредников на рынке труда. Задача и тех, и других — согласование интересов соискателя и работодателя.

И главное, что сразу стоит отметить — это материальный вопрос услуг кадровых агентств.

Так как заказчиком услуг, оказываемых агентством по трудоустройству, является соискатель, то именно он и оплачивает услуги данного агентства и именно с ним агентство по трудоустройству заключает возмездный договор оказания услуг. Важно учесть, что такой способ поиска работы может недешево обойтись претенденту.

Агентство же по подбору персонала, в первую очередь, оказывает услуги работодателям, заключая договор с ними, и осуществляет для них поиск и подбор персонала, соответствующий именно их требованиям. И так как в данном случае выполняются требования компании-заказчика, поэтому услуги агентств по подбору персонала оплачиваются не соискателями, а работодателями. Таким образом, отмечаем, что услуги агентства по подбору персонала для соискателей, зачастую, бесплатны.

Рассмотрим схему и специфику взаимодействия соискателя с кадровыми агентствами.

Итак, обращаясь в агентство по трудоустройству, соискатель оплачивает определенную фиксированную сумму (аванс, первоначальный взнос), после чего агентство по трудоустройству приступает к поиску подходящих кандидату вакансий, направляет его резюме на эти вакансии, размещает резюме в интернете и специализированных средствах массовой информации, ведет переговоры с работодателями, организует проведение собеседований и производит иные посреднические действия.

Также соискатель может прибегнуть к консультации специалистов агентства по способам и методам поиска работы и прохождения собеседований. У клиента есть возможность получить консультацию по вопросам карьеры и профориентации, пройти различные тренинги и психологическое тестирование.

По факту своего трудоустройства кандидат выплачивает агентству по трудоустройству вознаграждение в виде процента от своей заработной платы — он может быть фиксированным либо составлять от 25% до 100% от первого заработка.

Процесс поиска работы для соискателя можно разбить на несколько этапов:

1) встреча с кандидатом для определения требований к будущей работе, а также заключения договора на оказание услуг;

2) составление профессионального резюме в случае его отсутствия для размещения на сайтах по трудоустройству и целенаправленная рассылка, а также коррекция резюме под подходящие вакансии;

3) организация собеседований и рекомендации кандидату по их прохождению у работодателя;

4) в случае успешного трудоустройства работника агентство в течение испытательного срока сопровождает кандидата и дает ему необходимую консультацию по различным рабочим или правовым вопросам;

5) в случае благополучного прохождения испытательного срока, кандидат вносит оплату агентству за оказанные услуги, а в случае не прохождения — агентство продолжает, в зависимости от условий договора, работу по трудоустройству данного специалиста.

Что же касается агентства по подбору персонала, то здесь важно понимать, что оно в первую очередь несет ответственность перед работодателем, поскольку именно он является заказчиком услуг такого агентства.

Мы же будем рассматривать обращение в агентство по подбору персонала со стороны соискателя, который не является заказчиком данных услуг.

Как мы уже отметили, у агентств по подбору персонала отсутствуют договорные отношения с соискателем. Таким образом, агентства по подбору персонала не обязаны продолжать поиск работы для соискателя, если какая-либо вакансия ему не подошла, либо если работодатель не принял его на работу или расторгнул ранее заключенный с ним трудовой договор. При этом услуги таких агентств, для соискателей, как мы уже оговаривали, бесплатны.

Агентство по подбору персонала ведет и постоянно пополняет свою внутреннюю базу резюме соискателей. Такие агентства добавляют в свою базу как резюме, найденные сотрудниками данной компании, так и присланные соискателями. При наличии или появлении заказа на подбор кандидата на должность, соответствующую резюме соискателя, его резюме будет рассматриваться сотрудниками агентства по подбору персонала наравне с другими. Редактирование резюме соискателя, приглашение его на собеседование в агентство по подбору персонала, консультирование кандидата по вопросам прохождения собеседования у работодателя, организация встречи с работодателем, предложение соискателю других подходящих вакансий при их наличии — все это для соискателя, как правило, является бесплатным, но в рамках тех вакантных должностей, подбор персонала на которые осуществляется по заказам работодателей.

Стоит отметить, что некоторые агентства по подбору персонала все же оказывают платные услуги соискателям, если сам соискатель обращается в такое агентство, а необходимая ему помощь выходит за рамки работы сотрудников агентства по вакансиям работодателей. Такие услуги обычно носят консультационный характер, например, предоставление информации по эффективному поиску работы.

Теперь перейдем к вопросам взаимодействия соискателя с центром занятости населения, одной из основных задач которого является, разумеется, оказание содействия в трудоустройстве безработных граждан. Стоит ли вообще обращаться за помощью такой службы и что для этого нужно?

Механизм постановки на учет для получения официального статуса безработного достаточно прост: соискателю необходимо обратиться в центр занятости по месту прописки, имея при себе паспорт, трудовую книжку, документ об образовании и справку о средней заработной плате за три месяца с последнего места работы, необходимая для определения размера пособия по безработице.

Следует учесть, что 70-80% от общего числа всех вакансий, представленных в центрах занятости, составляют рабочие специальности. Среди соискателей же преобладают женщины. Достаточно много специалистов с высшим образованием (те же юристы и экономисты), которыми пресыщен рынок. Им будет сложно найти работу по профессии.

Центры занятости выдают направления на работу. Но что, же делать, если среди них нет специальностей, подходящих соискателю?

Специалисты службы индивидуально занимаются с каждым обратившимся в центр занятости. Сначала проводится тестирование, чтобы выявить склонности человека, потом специалист беседует с соискателем, вместе они анализируют предложения работодателей. Для тех, кто не может или не хочет искать работу по имеющейся специальности, есть возможность обучиться на другую специальность, востребованную на рынке труда. Поэтому важным направлением работы отдела занятости населения является профессиональная переподготовка безработных.

Переподготовка граждан является важнейшим фактором, позволяющим расширить возможности трудоустройства, повысить конкурентоспособность, профессиональную мобильность и социальную защищенность. Многие соискатели понимают, что человек, прошедший переобучение имеет больший шанс найти работу.

Необходимо сказать, что служба занятости сотрудничает со многими образовательными учреждениями города Москвы различных форм: учебными центрами, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, институтами повышения квалификации. Таким образом, данные учебные заведения проводят переобучение граждан, по итогам которого человек получает диплом о дополнительном образовании или свидетельство о переподготовке. Важно отметить, что все это финансируется государством и для соискателя совершенно бесплатно.

Обучение производится по различным профессиям, востребованным на рынке труда. Среди них: курсы бухгалтерского учета и аудита, кадровый менеджмент, сметное дело, веб-дизайн и компьютерная графика, издательское дело, предпринимательская деятельность, менеджмент офиса со знанием «1С», плотник, слесарь-сантехник, электрогазосварщик, оператор котельной, оператор ПК, водитель различных категорий и другие. На время обучения выплачивается стипендия.

И, конечно, важнейшим направлением работы отдела является трудоустройство молодежи. Причиной молодежной безработицы является отсутствие опыта работы по специальности и зачастую завышенные требования самих молодых соискателей. При приеме на работу работодателям бывает недостаточно теоретических знаний, они хотят специалистов с опытом работы. Именно из-за отсутствия стажа работы молодежи чаще отказывают.

Для решения этой проблемы Департамент труда и занятости населения города Москвы совместно с Правительством Москвы разработал ряд программ по организации временного трудоустройства молодежи из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ищущих работу впервые:

§ выпускники до 30 лет (молодежная практика);

§ выпускники от 18-24 лет, ищущие работу впервые;

§ обучающиеся и студенты в свободное время.

При участии в мероприятиях молодежной практики молодые специалисты в установленном порядке получают заработную плату и материальную поддержку.

Также необходимо отметить, что среди соискателей, обращающихся в центр занятости, есть и те, кто хотел бы начать собственный бизнес. Для них действует программа «Самозанятость», на открытие собственного дела выделяется 117 600 рублей. Частные предприниматели создают дополнительные рабочие места на рынке труда, платят налоги и это, естественно всячески поощряется.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: