Практическое занятие 9. Пространственно-временная организация




В романе Достоевского «Идиот»

Вопросы и задания

1. Выделите в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» фрагменты, смысловым центром которых являются слова, обозначающие время: «срок», «конец», «минуточка» и т.д. (электронный вариант) Определите:

А) что они означают в данном контексте;

Б) с какой темой связаны;

В) в чем заключается значение приема указания точного времени?

2. Проследите по часам и минутам первый день князя Мышкина в Петербурге (часть первая, I-XIII). Какую смысловую нагрузку несет данное дробление дня? С какой темой связано?

2. Прочтите рассказ Рогожина о знакомстве с Настасьей Филипповной (часть первая, I: «Это вот всё так и есть, – мрачно и насупившись подтвердил Рогожин…»). Каким вам представляется характер отца Рогожина по рассказу сына? Проанализируйте по срокам, указанным в тексте Достоевского, как разворачивались события. Указана ли в тексте причина гибели отца Рогожина?

Обратите внимание на то, сколько времени прошло с момента посещения главной героини старшим Рогожиным до дня его смерти. Знаменателен ли этот промежуток? Почему?

3.Уточните свою характеристику старого Рогожина, учитывая результаты анализа хронотопа романа. С какой темой романа связан данный эпизод? Что сближает характеры «двусмысленной дамы» и старого купца?

4. Прочтите фрагмент романа «Идиот» (часть первая, IX). Проанализируйте рассказы генерала Иволгина. Как вы считаете, влияют ли данные рассказы на развитие сюжетного действия? Аргументируйте. Выполняют ли рассказы о прошлом характерологическую функцию (раскрывают ли характер персонажа)? Подтвердите свое мнение текстуально.

5.Какую функцию в сюжете могут выполнять «завиральные» рассказы о прошлом героя? Как характеризовал этот прием В. Шкловский?

Рекомендуемая литература

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе//Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975.

2.Есин А.Б. Время и пространство//Введение в литературоведение. –М.: Академия, 2010. С. 200-216.

3. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство//Литературный энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия,1987.

4. Романова Г.И. Пространственно-временные условия// Романова Г.И. Мир эпического произведения как теоретико-литературная проблема. – М.: НТЦ Университетский, 2008. С. 110-128.

 

Пейзаж

Конкретизация пространства характерна в большей степени для литературы нового времени. Пейзаж в предметном мире произведения может занимать большое место и способствовать развитию сюжета («Царь-рыба» В.П. Астафьева), а может быть только намечен автором («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского). Национальный, исторический колорит придает пейзажу жизнеподобие. Читательское восприятие литературных пейзажей, как и других составляющих предметного мира произведения, субъективно, во многом обусловлено личными ассоциациями. Но для литературоведческого анализа важно рассмотрение словесных картин природы, незамкнутого пространства как формы присутствия автора, поскольку в описаниях природы может звучать данная в прямой форме авторская оценка изображаемого (как, например, в сентименталистской литературе), косвенная оценка персонажей, их настроений, психологии, событий. Изображая природу, автор выражает свое понимание мира и отношение к нему.

Практическое занятие 10. Пейзаж в повести

«Сорочинская ярмарка» Н.В. Гоголя

Вопросы и задания

1. Прочтите повесть Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка». Отметьте в тексте пейзажные зарисовки, пейзажные детали. Обозначьте, с точки зрения каких персонажей даны пейзажные описания.

2. Проанализируйте, с чьей точки зрения дан пейзаж, с которого начинается рассказ. Подтвердите свое мнение примерами из текста. Опишите характер того, кто передает свое видение раскинувшейся перед ним местности (т.е. охарактеризуйте субъекта речи).

3. Меняется ли позиция, с которой обозревается место действия в следующем описании природы («Глазам наших путешественников начал уже открываться Псел…»)? Если меняется, то в связи с чем?

4. Отметьте особенности изображения воды в рассказе (сравните с другой повестью цикла, например, «Майская ночь»).

5. Определите, с чьей точки зрения дан пейзаж в разделе 5 («Рассеянно глядел парубок в белой свитке, сидя у своего воза…»).

6. Сопоставьте пейзажные зарисовки, данные в начале повести, с последним ее абзацем («Не так ли и радость, прекрасная и непостоянная гостья…»). Есть ли что-то общее в этих фрагментах? Можно ли сказать, что пейзаж в начале повести и рассуждения в конце даны с точки зрения одной личности? Аргументируйте свой ответ.

7. Подумайте, кому из рассказчиков («гороховый панич», дьяк Фома Григорьевич, Панько Рудый) свойственны пейзажные описания в большей степени.

8. Как вы считаете, рассказчик или персонажи этой повести максимально приближены к авторской позиции?

9. Определите, какие особенности авторского мировосприятия отразились в пейзажных зарисовках повести «Сорочинская ярмарка».

Рекомендуемая литература

1. Манн Ю.В. Поэтикам Н.В.Гоголя. М.:Худож. литература, 1988. С.38-54.

3Романова Г.И. Пейзаж в повести Н.В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»// Традиции в русской литературе. Saarbruken: Lap Lambert, 2012. C.56-65.

4. Себина Е.В. Пейзаж // Введение в литературоведение. – М.: Академия, 2010. С. 276-288.

5.Щемелева. Пейзаж//Литературная энциклопедия. –М., 1987. С.271-273.

Интерьер

В предметном мире присутствуютвещи,которые выполняют функции культурологическую (романы-путешествия, исторические романы, бытописательские произведения), характерологическую (интерьер поместий в «Мертвых душах», где передана «интимная связь вещей со своим владельцем» символы переживаний), сюжетно-композиционную (платок в «Отелло», портрет в повести Гоголя «Портрет» и т.д.). Вещи могут быть показаны условно, одной, наиболее важной для развития действия стороной, или подробно, детально. В некоторых случаях вещь становится символом. Содержательное значение вещей заключается в том, что автор, во-первых, их «изобретает», отбирая из виденного в реальном мире, известного из истории, или черпая в собственной фантазии, и, во-вторых,

В мире произведений особое значение имеет деталь – подробности быта, пейзажа, портрета и действий персонажей. Выделяют детали сюжетные, описательные, психологические, преобладание того или иного типа порождает соответствующую доминанту стиля: сюжетность (Тарас Бульба»), описательность («Мертвые души»), психологизм («Преступление и наказание»)[12]. Детали могут быть даны в ансамбле, а могут – в споре. Деталь, вносящая в образ диссонанс, была обозначена В.Б. Шкловским как «остранняющая» деталь, усложняющая форму и затрудняющая восприятие. Повторяясь, деталь становится мотивом (лейтмотивом), символом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: