Анализ состава и структуры расходов бюджетных организаций




 

Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность за счет различных источников финансирования. Основным источником погашения их затрат являются выделяемые им бюджетные ассигнования. Однако с расширением и развитием разрешенных учреждениям видов предпринимательской деятельности все большее значение для обеспечения финансовой устойчивости учреждений приобретают доходы от предпринимательской деятельности. С увеличением количества источников финансирования затрат бюджетного учреждения встает задача распределения его косвенных расходов между данными источниками в целях как бухгалтерского, так и налогового учета прибыли, полученной учреждением от предпринимательской деятельности.

Распределение фактических расходов учреждения между бюджетным финансированием и доходами от предпринимательской деятельности осуществляется с целью более точного разграничения в бухгалтерском учете "бюджетной" и "внебюджетной" деятельности учреждения. Учитывая, что указанные расходы по своей природе являются косвенными и не могут прямо быть отнесены на конкретную услугу учреждения, их распределение осуществляется пропорционально доле различных определяемых учреждением в учетной политике показателей.

В ходе анализа состава и структуры расходов бюджетных организаций рассматривается каждый вид расходов, определяются темпы изменения (увеличения или снижения) расходов как в суммовом, так и в процентном отношении за ряд лет. Анализируется структура каждого вида расходов в общей сумме расходов бюджетного учреждения.

В соответствии с п.168 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 г. N 107н, указанные расходы в зависимости от конкретных условий распределяются пропорционально занимаемым площадям по видам деятельности, численности контингента или источникам финансирования и т.п. Практическое применение каждого из указанных методов распределения обусловлено рядом ограничений. Так, распределение пропорционально используемым для каждого вида деятельности площадям применимо только в случае, если предпринимательская и "бюджетная" деятельность учреждения осуществляется в разных помещениях, что на практике встречается крайне редко. Кроме того, учитывая, что все имущество бюджетного учреждения является федеральной (муниципальной) собственностью, использование учреждением части помещений исключительно для осуществления предпринимательской деятельности требует получения на это разрешения соответствующего органа управления имуществом.

Не всегда применим и метод распределения "пропорционально численности контингента". Ведь предпринимательская деятельность бюджетных учреждений за редкими исключениями по своему характеру и содержанию аналогична осуществляемой учреждением основной "бюджетной" деятельности (платные медицинские услуги, услуги учреждений культуры и т.п.) и, как правило, осуществляется основным (содержащимся за счет бюджетных средств) персоналом с премированием его по результатам предпринимательской деятельности. Прием на работу в учреждение дополнительного персонала для осуществления исключительно предпринимательской деятельности обусловлен необходимостью оформления и согласования с вышестоящим распорядителем бюджетных средств дополнительного штатного расписания (в отдельных случаях лимита численности персонала).

Способ распределения анализируемых затрат пропорционально источникам финансирования нашел наибольшее распространение в деятельности бюджетных учреждений в связи со следующими его положительными моментами:

применение данного метода, кроме регламентирования указанных операций в учетной политике учреждения, не требует оформления и согласования с вышестоящим распорядителем бюджетных средств или иными органами никаких дополнительных документов (разрешений на использование имущества, штатных расписаний и т.п.);

метод в наибольшей степени отвечает требованиям к распределению данных расходов для целей налогообложения прибыли;

имеется опыт применения такого распределения при реализации требований действовавшей до 1 января 2002 г. инструкции Госналогслужбы России от 20.08.98 г. N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".

Необходимо учитывать следующие особенности определения базы распределения анализируемых затрат (эти особенности должны быть отражены в учетной политике учреждения):

доходами от "бюджетной" деятельности учреждения для расчета распределения рассматриваемых косвенных расходов считаются объемы доведенных учреждению на соответствующий период бюджетных обязательств независимо от состояния его фактического бюджетного финансирования;

учитывая, что бюджетные обязательства учреждению доводятся в расчете на квартал, а распределение анализируемых затрат в бухгалтерском и налоговом учете осуществляется ежемесячно, суммы бюджетных обязательств принимаются в расчет пропорционально количеству месяцев с начала года (расчет распределения на основе одной трети квартальных бюджетных обязательств искажает общегодовую долю распределения, так как не всегда совпадает со среднегодовой пропорцией между рассматриваемыми источниками финансирования);

бюджетные ассигнования, полученные для осуществления капитального строительства, при расчете распределения анализируемых затрат не учитываются;

принимаемые в расчет распределения анализируемых затрат доходы от предпринимательской деятельности в целях сближения механизмов такого распределения в бухгалтерском и налоговом учете уменьшаются на суммы полученных внереализационных доходов (банковских процентов, полученных штрафов, пени и т.п.);

учитывая, что в отличие от требований налогового законодательства доходы от предпринимательской деятельности бюджетного учреждения в соответствии с требованиями инструкции N 107н определяются в его бухгалтерском учете "по оплате", целесообразно закрепить в учетной политике учреждения принцип определения доходов от предпринимательской деятельности "по факту приема-сдачи работ (услуг)"; в противном случае для определения базы распределения анализируемых затрат между источниками финансирования для целей бухгалтерского и налогового учета потребуется оформлять два не зависимых друг от друга расчета.

Задача

Основные фонды транспортного предприятия на 1 января отчетного года составили 282,5 млн.руб. Ввод и выбытие основных фондов в течение года отражены в таблице:

 

Месяц Основные фонды (млн.руб.)
  ввод выбытие
1 февраля    
1 мая    
1 августа    
1 ноября    
ИТОГО    

 

Определить среднегодовую стоимость основных фондов транспортной организации, стоимость основных фондов на конец года, а также коэффициент движения основных средств в течение года. Дать аналитическую оценку ситуации.

Одним из важных исходных показателей движения основных фондов является среднегодовая стоимость основных фондов. Расчет этого показателя осуществляется по балансовому отчету по следующей схеме:

 

 

где Фс - среднегодовая стоимость основных фондов;

Ф нач.г.- стоимость основных фондов на начало года;

Ф кон.г.- стоимость основных фондов на конец года.

Величина стоимости на конец года определяется по следующей схеме:

 

 

где Фввод - стоимость введенных основных фондов за год;

Мг - число полных месяцев функционирования введенных основных фондов;

Фвыб.- стоимость выбывших основных фондов;

М - число полных месяцев функционирования выбывших основных фондов.

Определим стоимость основных фондов на конец года:

Фкон.г. = млн.руб.

Определим среднегодовую стоимость основных фондов:

Фс = млн.руб.

Важное значение в системе показателей оценки движения основных фондов имеет и характеристика интенсивности их обновления.

Для этого рассчитывают коэффициент обновления основных фондов за определенный период:

 

 

где Кобн.- коэффициент обновления;

Фввед. - стоимость вновь введенных (поступивших) основных фондов за определенный период;

Фкон.г. - стоимость основных фондов на конец года (периода), за который анализируют основные фонды.

Процесс обновления основных фондов предполагает изучить и характер их выбытия. Оценку этого процесса проводят по коэффициенту выбытия основных фондов за определенный период:

 

 

где Квыб. - коэффициент выбытия;

Фвыб. - стоимость выбывающих основных фондов за определенный период;

Фнач.г. - стоимость основных фондов на начало того же периода.

Процессы обновления и выбытия основных фондов должны быть взаимно оценены. Для этого изучают коэффициент прироста основных фондов:

 

где Кпр. - коэффициент прироста основных фондов;

Фнач.г. - стоимость основных фондов на начало периода.

Рассчитаем коэффициент обновления основных фондов:

Кобн =

Рассчитаем коэффициент выбытия основных фондов:

Квыб =

Рассчитаем коэффициент прироста основных фондов:

Кприр =

Таким образом, коэффициент обновления и коэффициент прироста основных фондов предприятия составляют 0,52, что выше показателя коэффициента выбытия, который составил 0,08.

Важный путь повышения эффективности использования основных фондов - уменьшение количества излишнего оборудования и быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования Омертвление большого количества средств труда снижает возможности прироста производства, ведет к прямым потерям овеществленного труда вследствие их физического и морального износа, ибо после длительного хранения оборудование часто приходит в негодность.

Хотя экстенсивный путь улучшения использования основных фондов использован пока не полностью, он имеет свой предел. Значительно шире возможности интенсивного пути. Интенсивное улучшение использования основных фондов предполагает повышение степени загрузки оборудования в единицу времени. Это может быть достигнуто при модернизации действующих машин и механизмов, установлении оптимального режима их работы.

Интенсивность использования основных фондов повышается также путем технического совершенствования орудий труда и совершенствования технологии производства, ликвидации «узких мест» в производственном процессе, сокращения сроков достижения проектной производительности техники, совершенствования научной организации труда, производства и управления, использования скоростных методов работы, повышения квалификации и профессионального мастерства рабочих.

трудовой ресурс расход бюджетный


Список использованной литературы

 

1. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 222 с.

2. Ковалев В.В., Волкова О.Я. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.- 424 с.

. Мельничук Г.М. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник. - К.: Выщашк., 1990. -318с.

. Русак Н.А., Стражев В.И., Мигун О.Ф. и др. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Под общ. ред. В.И. Стражева. - Минск: Высшая школа, 1998. - 398с.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО «Новое знание», 1999.-688С.

. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). - М.: Экономика, 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: