Немного об одежде команды.




Кто есть кто на яхте.

Подавляющее большинство парусных яхт представляют собой ограниченное пространство, на котором одновременно живут, работают и отдыхают члены команды. А это владелец яхты, Капитан, боцман, рулевой и матросы, а так же, гости судовладельца, которые все, при отходе яхты от причала в плавание уже не могут сойти на берег и должны совместно обеспечить плавание и его безопасность.

Хотим отметить, что, как правило, судовладелец-хозяин парусной яхты является одновременно и ее Капитаном, что совершенно необязательно для моторных яхт. Такова Мировая практика. Исключения могут составлять яхты более 100-120 f. Капитан - профессионал, который стартовал с матроса и поднялся по служебной лестнице, выучился всем премудростям, сдал необходимые экзамены и получил соответствующий Диплом-сертификат. У Капитана должны быть не только документы и опыт хождения на яхте - он должен знать и уметь все, что касаемо парусного яхтинга и еще чуть-чуть, чтобы научить этому команду, а при необходимости, и в одиночку справиться с управлением яхтой. Этот человек должен обладать определенным характером, многими навыками, а также силой Духа. Он должен быть достаточно жестким и умелым, чтобы завоевать авторитет и руководить командой. Это не каждому под силу... Капитан несет ответственность за жизнь людей и сохранность яхты, он же организует жизнь команды на ней, в том числе используя правила и традиции, о которых пойдёт речь ниже.

Если Судовладелец и Капитан не одно лицо, то есть некая этика их отношений, которая выражается простой формой: Судовладелец подбирает себе Капитана и нанимает его, оговаривая все условия найма в Договоре. Хозяин яхты вправе уволить Капитана, но нельзя делать этого, например, в море и вообще, когда яхта уже отошла от причала. Исключение составляют случаи невменяемости капитана, о чем делается запись в Судовом Журнале со свидетельством команды. Капитан, приступив к исполнению своих обязанностей, действует в интересах хозяина яхты и несет полную ответственность за обеспечение жизни команды и сохранность яхты, даже в присутствии Судовладельца. Поэтому все, включая судовладельца, должны беспрекословно выполнять все указания Капитана.

Хочу заметить, что на парусных яхтах есть только Капитан и экипаж, который включает и гостей хозяина лодки - они на время своего пребывания тоже становятся членами команды и выполняют все необходимые работы. Ведь за их жизнь Капитан также несет ответственность. Поручать что-то гостям или нет, это дело Капитана, который согласовывает этот вопрос с судовладельцем. Вообще-то, между Капитаном и хозяином яхты все оговаривается на берегу, и потом в их отношениях должны быть только учтивость, уважение и подчиненность в соответствии с судовой иерархией и ситуацией на переходе или на берегу. И оба должны принимать это как осознанную необходимость и благо.

Капитан не может приглашать гостей на яхту без разрешения судовладельца, а судовладелец должен заблаговременно ставить в известность Капитана о прибывающих гостях, чтобы было организовано полное их обеспечение.

Каков Капитан, таков ее внешний вид, таковы отношения на яхте и, таков уровень безопасности. Позволим себе дать совет судовладельцам: тщательно подбирайте Капитана и помните, что главной его обязанностью является ответственность за жизнь команды и яхты, а не способность угождать судовладельцу и идти на поводу его прихотей.

Порядок во всём.

Капитаном раз и навсегда устанавливается на яхте определенный порядок во всем, и его все должны соблюдать. Основными его элементами являются: постоянное расположение всех вещей на своих строго определенных местах, чистота и порядок во всем и всегда, умения команды использовать все приборы и оборудование, которые имеются на яхте, включая радиостанцию и средства спасения. Кроме того, необходимо знать правила взаимоотношений как внутри команды, так и с окружающим миром, понимать команды и уметь выполнять их.

Мытье палубы и приборка помещений - это вообще на флоте «пунктик». Как-то ко мне в гости на яхту пришел мой старый друг - Капитан большого военного корабля, и мы сели обедать. Вся команда за столом. Гость на почетном месте.

Тот день был не ходовой, и можно было немного употребить. Подали борщ и к нему водку с салом и луком. Произнесли несколько традиционных тостов. Потом гость спрашивает:

- Скажи Капитан, а команда службу-то несет?

А у меня тогда в команде было несколько девочек из Белоруссии на практике:

- А что значит службу нести?

- Как, что значит службу нести? - Вот, встаете вы утром тихо, пока Капитан еще спит, сделали туалетные процедуры и за мытье палубы. А потом насухо ее, насухо... И только Капитан поднялся, палуба должна блестеть, быть сухой и радовать его...

- А если дождь?

- Я же сказал: палуба должна блестеть и быть сухой!!!

Палуба и все трюмные помещения должны содержаться в чистоте, оставаться всегда опрятными и сухими, независимо от погоды и от того, где находится Капитан. Ему, кстати, не рекомендуется покидать яхту, за исключением тех случаев, когда обеспечена надежная стоянка.

Раньше на парусном флоте было принято, что команда с утра купается или обливается на палубе забортной водой, а потом в одних трусах и тельниках моет и протирает насухо всю яхту. Это не просто стремление к чистоте, а еще и закалка, утренний туалет, поддержание бодрости и нормальных физиологических процессов в организме.

Обычно первыми на яхте поднимаются те, кто готовит завтрак, а потом все остальные по очереди, чтобы не создавать сутолоки и, осуществив туалетные мероприятия, можно приступать к работе. Не должно быть людей, просто сидящих в кокпите и любующихся работой других. Капитан может подняться первым или последним в зависимости от плана на день, но накануне вечером он должен каждому дать распоряжение на утро, чтобы попусту никто время не терял. После завтрака, как правило, яхта прибирается внутри. Дальше либо поднимают якоря, либо команда начинает лениться по плану, если день не ходовой.

Вообще, хорошим тоном является, когда Капитан все растолкует команде перед тем, как ей предстоит что-то сделать, будь то швартовка, поворот «овер штаг» или уборка яхты. У людей должно быть время, чтобы это все осмыслить и приготовиться.

Немного об одежде команды.

Желательно, чтобы одежда у команды была однотипная, в нескольких комплектах: рабочая (для проведения ремонта и приборки), повседневная ходовая (на любую погоду) и парадная (для торжественных случаев). На яхте обязательно должен быть комплект одежды (лучше гидрокостюм) и маска с трубкой и шлангом для погружения в воду для осмотра подводной части яхты. Отдельно надо сказать об обуви: у каждого в команде должно быть по четыре пары: палубная, береговая, сапоги и обувь, в которой удобно прыгать за борт, ходить по дну и выходить из воды на берег. Все это элементы безопасности команды. По яхте нельзя ходить в «уличной» обуви или любой другой, которая может оставить следы на палубе в виде царапин или полос... Лучше иметь специальную яхтенную обувь - она удобна и практична. Вообще, пользуйтесь специальной яхтенной одеждой и обувью - они еще и красивы, практичны и долговечны, т.к. делается из добротных материалов с контролем качества. А вот обувь - яхтенные ботинки, по традиции, носят на босу ногу...

Не разрешайте никому ходить босиком по палубе во время хода яхты, особенно под парусами, - это чревато травмами и неспособностью точно и быстро выполнить команду.

А вообще, яхтинг это такое дело, где люди постоянно переодеваются, т.к. им, то холодно, то жарко, то дождь, то солнце... Мне кажется, вот этим яхтинг и интересен, прежде всего, для женщин!

Швартуемся.

Яхта и экипаж всегда должны выглядеть элегантно. Это первое впечатление о Капитане и Судовладельце, особенно при прибытии в чужую марину. Не забывайте нести под краспицей вымпел своего яхт-клуба, флаг национальной принадлежности команды, а так же флаг страны пребывания. Швартуйтесь аккуратно и в меру быстро без ухарства, спокойно и без криков на всю марину, лучше общаться только жестами.

Если кто-то вышел на причал Вам помочь, не отказывайтесь, но и не злоупотребляйте его временем: при первой возможности смените этого человека на своего матроса, который лучше знает ваши правила швартовки. Не торопитесь и поставьте яхту правильно, с учетом всех нюансов. Заведите столько швартовых и шпрингов, чтобы ни при каких условиях не помешать другим яхтам. С кранцами не жадничайте и вешайте их там, где может оказаться отходящая или подходящая яхта. Поставьте трап и положите мат для вытирания ног. Только после этого Капитан может идти заполнять СЖ (судовой журнал), а команда - заниматься обычными делами: запасается водой, протирает палубу и борта яхты, подключается к электросети, развешивает для просушки мокрую одежду (в местах подальше от причала). Когда все неотложные дела на яхте сделаны, и указания команде даны, Капитан должен отправиться в капитанарию и отметить своё прибытие, а также узнать о местных правилах.

Правая сторона.

В российском флоте, как и на флотах всех стран мира, кроме португальского, признается превосходство правой стороны на корабле над левой. Правая сторона признается почетной стороной потому, что мыс Горн и Магелланов пролив впервые были обойдены с востока на запад, то есть правым бортом. Португальцы признают как почетную сторону левую, потому что их знаменитый мореплаватель Васко да Гама первым обогнул мыс Доброй Надежды, идя с востока на запад, то есть левым бортом. Если шканцы признаются как святое место, то правые шканцы считались святая святых. На кораблях, где строго соблюдались традиции, правые шканцы отводятся командиру и адмиралу, и никто не может находиться там иначе как по службе. На корабле правый трап - почетный трап. На берегу старший всегда справа от младшего. В силу этого же и другой морской обычай: идя с дамой, быть слева от нее, ибо даме всегда - почет и уважение. (По материалам страницы https://www.randewy.ru/trad/trad3.html)

Судовой Журнал (СЖ).

Особо скажем о Судовом Журнале. Ведите его всегда, на какой бы яхте и где бы вы ни были. Пишите достаточно подробно, чтобы можно было восстановить картину Вашего перехода с точностью до минуты во времени и до десятка метров в пространстве. Указывайте все о погоде и состоянии воды, о положении других кораблей, их названия. СЖ - очень важный документ: он принимается судом и служит основой при разборе происшествий. В СЖ полезно делать разные отметки: кто стоял на руле, какие и с кем велись радио-переговоры, какие были отданы и получены команды. Кроме СЖ обязательно иметь комплект бумажных карт, как часть «капитанского гардероба». Как бы далеко не шагала техника и электроника, сегодня пока еще надо иметь комплект бумажных карт и прокладочный инструмент, компас и хороший бинокль, чтобы «не оказаться на мели посреди моря», когда у вас вдруг все перестало работать, т.к. «наиболее вероятно то, что наименее желательно». В СССР бытовала шутка:... (карты трудно было достать)... «На Соловки сходили?! А где карту то взяли? - А мы по пачке БЕЛОМОРА ходили!» Если на яхте ничего не будет работать, кроме мозгов Капитана, и вы не будете паниковать а помогать Капитану, то вы дойдете до места...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: