«Лес» А.Н. Островского
Сюжет – важнейший аспект драмы, об этом писал еще Аристотель: «Действия и фабула составляют цель трагедии… без действия не могла бы существовать трагедия, а без характеров могла бы. Например, из новых трагедий большая часть не изображает характеров…», «поэту надо быть больше творцом фабул, чем метров»[27]. На характер и построение сюжета в драме влияют временные ограничения предполагаемой постановки (2-3 часа). Увлекательный сюжет, тесные причинно-следственные связи между событиями, острые интриги, вплетение перипетий – все это обеспечивает раскрытие характеров и приковывает внимание зрителей. В. Диев указывал на то, что «природа сюжета драмы своеобразна, он имеет гораздо более узкие пределы, чем эпос (по количеству действующих лиц, охвату времени и т.п.)…»[28]. В традиционной драме концентрический сюжет и тесная связь сюжетных событий проявляется в ритме драмы и выявляет художественный замысел. Источниками драматических сюжетов в произведениях даже одного автора может быть как жизненные факты и истории, так и литературная традиция.
Помимо сюжета («плана внешней структуры»), т.е. выраженных в тексте явлений, К.С. Станиславский выделял «канву» («план внутренней структуры»), т.е. то, что не высказано вслух, не названо прямо, надсюжетное, надхарактерное явление. Так возникли понятия текста и подтекста, который иногда обозначают как «подводное течение». Слово в драме не однозначно: буквальное значение связано с внешним – бытом и действием, переносное – с мыслью и душевным состоянием, которые трудно сформулировать. Этот смысл выявляется только в контексте. Поэтому возрастает роль интерпретаторов – режиссера, актеров, критиков, – которые занимаются «овнешнением внутреннего», по слову Аристотеля, т.е. объяснением истинного смысла происходящих событий, истолкованием внутренних, неявных связей между событиями и характерами.
Вопросы и задания
1. Назовите персонажей – основных участников интриги в комедии «Лес» Островского.
2. Перескажите основные сюжетные линии этой комедии. Чья судьба в центре пьесы? Какие события связаны с этими героями?
3. Определите, сколько в этой комедии побочных сюжетных линий.
4. В чем особенность сюжета комедии?
5. В чем заключается главное противоречие пьесы?
6. Кто вышел победителем из этого столкновения? Аргументируйте.
7. Как в пьесе мотивирована речь Несчастливцева? Буланова?
8. Определите «сюжетное» значение слова и понятия «лес».
9. Охарактеризуйте все возможные значения слова «лес», которые использованы и обыграны в пьесе.
10. Сопоставьте заглавие пьесы и название усадьбы Гурмыжской. Как влияет это сопоставление на понимание смысла пьесы?
Рекомендуемая литература
1.Журавлева А.И. при участии И.А. Овчинниковой.«Лес»// А.Н. Островский. Энциклопедия. Кострома-Шуя: Костомиздат; ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. –С. 234-236.
2. Лакшин В.Я. Островский //Островский А.Н. Полн. Собр. соч.: В 12 т. –М., 1973-1980. Т. 3. –С. 486-489.
3.Хализев В.Е. Сюжет// Введение в литературоведение. –М.: Академия, 2010. –С. 240-253.
4. Штейн А.Л. Три шедевра А.Н. Островского. – М., 1967. –С. 63-112.
Практическое занятие 5. Сюжет и конфликт
Драматического произведения
В сюжете раскрывается конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу изображенных событий. Противостоящие стороны конфликта могут подразумеваться как стихийные, общественные силы и персонифицироваться в персонажах, группах персонажей. Конфликт определяет развитие действия, характер событий. В.Г.Белинский писал: «Конфликт – это та пружина, которая движет действие, которое должно быть направлено к одной цели, к одному намерению автора». Типы конфликтов в драме: нравственно-философские, социально-идеологические, психологические.
Конфликт может быть показан как временное или вечное, локальное или повсеместное противостояние. Характер конфликта определяет жанровые особенности драматических произведений.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основной конфликт пьесы «Лес» Островского.
2. Назовите основные стороны конфликта в пьесе Островского «Гроза».
3. К какому типу конфликтов вы отнесли бы основной конфликт драмы «Гроза»? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Вспомните статью Добролюбова «Луч света в темном царстве». Как определил критик основные стороны конфликта, изображенного в пьесе?
5. Вспомните критическую статью Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы». Как Писарев определил основной конфликт пьесы?
6. Перескажите фабулу драмы Островского «Бесприданница».
7. Найдите в тексте пьесы высказывания персонажей, в которых проявляется противоречие между стремлением к настоящему чувству, тягой к прекрасному, благородному и рассудочным стремлением к выгоде, холодностью и рациональностью.
8. В каких поступках купца Кнурова проявляется противоречивость его отношения к Ларисе (любовь и эгоизм, холодный расчет)?
9. Выделите те действия (вербальные и невербальные) купца Вожеватова, демонстрирующие раздвоенность его натуры (уязвлённое самолюбие и любовь к Ларисе, расчет и игра).
10. Как вы считаете, есть ли конфликт между свойственными Паратову амплуа богатого барина и «рокового героя»? Аргументируйте, приведя примеры.
11. Характерен ли для Карандышева конфликт любовного чувства и самолюбия? Подтвердите суждение примерами.
12. В чем заключается главное противоречие положения и характера Ларисы Огудаловой?
13. Свойственны ли сомнения и противоречия характеру Хариты Игнатьевны? Приведите примеры.
14. Охарактеризуйте конфликты, воплощенные в двух сюжетных линиях пьесы: унижения и осмеяния Карандышева и завлечения Ларисы.
15. Сформулируйте, в чем заключается основной конфликт пьесы.
Рекомендуемая литература
1.Владимиров В. Действие в драме. – М., 1982.
2.Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. – М., 1992.
3.Корст Н.О. Анализ драматического произведения// Преподавание литературы в старших классах. –М., 1975.
4. Костелянец В.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие. –Л., 1976.
5. Вишневская И.Л. Золотые цепи (Драма «Бесприданница» А.Н. Островского)//Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. М.: Детская литература, 1981. С. 243-258.