БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА




Перед начальной общеобразовательной школой всегда стоит серьезная и важная проблема: правильная организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников, так как именно в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно, либо невозможно восполнить впоследствии. Требования, предъявляемые ученикам начальной школы должны соответствовать их психофизиологическим возможностям. Повышенная двигательная активность — биологическая потребность ребенка, она совершенно необходима для нормального роста и развития. Большим подспорьем в решении проблемы организации отдыха младших школьников и проведением динамической паузы между занятиями, могут стать подвижные башкирские игры.

Народная игра является традиционным средством педагогики, а по определению И. Галяутдинова, выполняет такие важнейшие функции, как: — коммуникативную: освоение диалектики общения; — терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; — диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; — коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; — межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей; — развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес к знаниям); — социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Одним из таких средств воспитания является народная игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры — важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Игры народные башкирские — импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральностью. Игры делятся на детские и взрослые, сюжетные с наличием персонажей и ролей — «Ведьмы» («Убыр эбей»), «Прячу платочек» («Йэшерэм йяулык») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, кук тирэк»", «Липкие пенечки» («Йэбешкэк букэндэр»).

Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц, например, «Игра кукушек» («Кэккук уйыны»). Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки «Йугереш», бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканного полотенца. «Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь): Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?» Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы». Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед». Первая команда просит: «Дайте нам сахар». Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?» Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь». Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?» Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков".

Юрта (Тирмэ). В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр) 3−4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Задетые становятся пеньками. Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

Стрелок (Уксы) Проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 10−15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. один игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то этот не считается попаданием. Игры широко используются и на больших праздниках — на свадьбах, в танцах и спектаклях, на любимом празднике башкир и татар — сабантуях.

Сабантуй — ежегодный праздник, посвящённый началу земледельческих работ. Кроме традиционных состязаний (перетягивания каната, куреш — борьба, лазание на намыленный шест, конные скачки, бег в мешках) были популярны и юмористические состязания — разбивание глиняных горшков с завязанными глазами, бой с мешками, доставание монеты со дна ведра с молоком. Перетягивание каната Делимся на 2 команды. Двумя руками беремся за концы каната. Перетянуть противника на свою сторону (за черту, которая чертится мелом в центре зала).

3. Есть один любимый праздник, который мы проводим после окончания весенних полевых работ. Этот праздник очень любят в нашей республике. Даже его проводят теперь и в Москве, других городах России. Какой это праздник? (Сабантуй). Сабан — в переводе с башкирского языка означает луг, это праздник плуга. — Вы бывали на таком празднике? — Какие игры вам больше всего понравились? Бег с яйцом 2 команды. Всем игрокам вручаются деревянные ложки. Первым игрокам в ложки кладется по яйцу (сваренное). По сигналу первые игроки берут в рот ложку с яйцом и бегут до отметки, вернувшись в команду, передают яйцо 2-м игрокам. Правила для играющих были известны и передавались от деда к отцу, от отца — к сыну. Такие правила развивают умение дружить, играть в коллективе, болеть за свою команду, дух соперничества должен быть здоровым, уметь достойно проигрывать, и многие качества, которые воспитывают детей, которые пригодятся в будущем.

1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре — закон.

2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).

3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).

4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.

5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.

6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.

7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.

8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы — противники, вне игры — товарищи.

9. Проиграл, — не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.

10. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу. 11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы.

12. Судьей должны быть довольны, и победители и побежденные.

13. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.

В рамках воспитания основ толерантности в детях, в школах России дети знакомятся с национальностями и играми народов (из конспекта

«Консультация для воспитателей и родителей» ГБДОУ детского сада № 12 Красносельского района Санкт-Петербурга): Народы — как одна семья, Хотя язык их разный. Все — дочери и сыновья Страны своей прекрасной. Наиболее любимый вид игры детей — подвижная игра. Любимое место игр — на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств. Краткая история республики и традиций, рассказанная для детей на доступном языке, запоминается лучше в школьном возрасте, когда у детей замечательный возраст «почемучек», когда им все интересно и запоминается надолго.

Курай (Дудочка) Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: «Услыхали наш курай, Собрались мы все сюда. Наигравшись с кураистом, Разбежались кто куда. Хай, хай, хай, хай На зеленом, на лугу Мы попляшем под курай, Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова: «Ты, курай задорный, веселей играй. Тех, кто лучше пляшет, выбирай» Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Правила: разбегаться только после окончание слов. Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В любое время года можно вводить элементы игр в зале на уроках физкультуры. В работе Хисаметдиновой Юндуз Рамилевны, учительницы начальных классов, мероприятие открывается с такими словами:

«Каждый народ, живущий в Башкортостане, имеет свои корни, традиции. Наша с вами задача состоит в том, чтобы стараться не забывать то, что создавал народ веками и уважать наследие других народов, проживающих в Башкортостане» и чтением стихотворения о родине:

Башкортостан — чудесная земля! Кругом сады — зелёные поля! На зорьке тихо солнце ясное встаёт, Как белый лебедь, Агидель плывёт. Башкортостан — родная сторона, Она добром и солнцем полна. (Ф. Губайдуллина),

которое после небольшого вступления переходит в игровую часть урока, подробно описывает некоторые игр: В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, хорошо знающей культуру, историю, обычаи народа Таким образом, использованием игр народов России можно не только обогатить общие знания о республиках, но и решать несколько задач одновременно: воспитательную, образовательную, нравственную, здоровьесберегающую, поэтико-этическую, энциклопедическую, развивающую и интернациональную. Следовательно, народная игра является средством всестороннего воспитания и Народная игра является традиционным средством педагогики, а по определению И. Галяутдинова, выполняет такие важнейшие функции, как: — коммуникативную: освоение диалектики общения; — терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; — диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; — коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; — межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей; — развлекательную (основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить детей, пробудить интерес к знаниям); — социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. Одним из таких средств воспитания является народная игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры — важнейший вид детской деятельности, естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Игры народные башкирские — импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральностью. Игры делятся на детские и взрослые, сюжетные с наличием персонажей и ролей — «Ведьмы» («Убыр эбей»), «Прячу платочек» («Йэшерэм йяулык») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, кук тирэк»", «Липкие пенечки» («Йэбешкэк букэндэр»). Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц, например, «Игра кукушек» («Кэккук уйыны»). Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки «Йугереш», бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканного полотенца. «Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь): Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?» Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы». Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда отвечает: «Есть сахар и мед». Первая команда просит: «Дайте нам сахар». Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?» Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь». Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?» Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков". Юрта (Тирмэ). В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту. Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр) 3−4 игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Задетые становятся пеньками. Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

Стрелок (Уксы) Проводятся 2 параллельные линии на расстоянии 10−15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. один игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то этот не считается попаданием.

Игры широко используются и на больших праздниках — на свадьбах, в танцах и спектаклях, на любимом празднике башкир и татар — сабантуях. Сабантуй — ежегодный праздник, посвящённый началу земледельческих работ. Кроме традиционных состязаний (перетягивания каната, куреш — борьба, лазание на намыленный шест, конные скачки, бег в мешках) были популярны и юмористические состязания — разбивание глиняных горшков с завязанными глазами, бой с мешками, доставание монеты со дна ведра с молоком. Перетягивание каната Делимся на 2 команды. Двумя руками беремся за концы каната. Перетянуть противника на свою сторону (за черту, которая чертится мелом в центре зала).

3. Есть один любимый праздник, который мы проводим после окончания весенних полевых работ. Этот праздник очень любят в нашей республике. Даже его проводят теперь и в Москве, других городах России. Какой это праздник? (Сабантуй). Сабан — в переводе с башкирского языка означает луг, это праздник плуга. — Вы бывали на таком празднике? — Какие игры вам больше всего понравились? Бег с яйцом 2 команды. Всем игрокам вручаются деревянные ложки. Первым игрокам в ложки кладется по яйцу (сваренное). По сигналу первые игроки берут в рот ложку с яйцом и бегут до отметки, вернувшись в команду, передают яйцо 2-м игрокам.

Правила для играющих были известны и передавались от деда к отцу, от отца — к сыну. Такие правила развивают умение дружить, играть в коллективе, болеть за свою команду, дух соперничества должен быть здоровым, уметь достойно проигрывать, и многие качества, которые воспитывают детей, которые пригодятся в будущем.

1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре — закон.

2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).

3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).

4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.

5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.

6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.

7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.

8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы — противники, вне игры — товарищи.

9. Проиграл, — не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.

10. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.

11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы.

12. Судьей должны быть довольны, и победители и побежденные.

13. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок. В рамках воспитания основ толерантности в детях, в школах России дети знакомятся с национальностями и играми народов (из конспекта

«Консультация для воспитателей и родителей» ГБДОУ детского сада № 12 Красносельского района Санкт-Петербурга):

Народы — как одна семья, Хотя язык их разный. Все — дочери и сыновья Страны своей прекрасной. Наиболее любимый вид игры детей — подвижная игра. Любимое место игр — на воздухе, там, где много места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств. Краткая история республики и традиций, рассказанная для детей на доступном языке, запоминается лучше в школьном возрасте, когда у детей замечательный возраст «почемучек», когда им все интересно и запоминается надолго.

Курай (Дудочка) Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: «Услыхали наш курай, Собрались мы все сюда. Наигравшись с кураистом, Разбежались кто куда. Хай, хай, хай, хай На зеленом, на лугу Мы попляшем под курай, Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова: «Ты, курай задорный, веселей играй. Тех, кто лучше пляшет, выбирай» Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Правила: разбегаться только после окончание слов. Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В любое время года можно вводить элементы игр в зале на уроках физкультуры. В работе Хисаметдиновой Юндуз Рамилевны, учительницы начальных классов, мероприятие открывается с такими словами: «Каждый народ, живущий в Башкортостане, имеет свои корни, традиции. Наша с вами задача состоит в том, чтобы стараться не забывать то, что создавал народ веками и уважать наследие других народов, проживающих в Башкортостане» и чтением стихотворения о родине: Башкортостан — чудесная земля! Кругом сады — зелёные поля! На зорьке тихо солнце ясное встаёт, Как белый лебедь, Агидель плывёт. Башкортостан — родная сторона, Она добром и солнцем полна. (Ф. Губайдуллина), которое после небольшого вступления переходит в игровую часть урока, подробно описывает некоторые игр: В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, хорошо знающей культуру, историю, обычаи народа Таким образом, использованием игр народов России можно не только обогатить общие знания о республиках, но и решать несколько задач одновременно: воспитательную, образовательную, нравственную, здоровьесберегающую, поэтико-этическую, энциклопедическую, развивающую и интернациональную. Следовательно, народная игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.

Автор: Гюзель Алкинская
Источник: https://shkolazhizni.ru/@uid117104/posts/75686/
© Shkolazhizni.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: