Социалистический феминизм




Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Бакалавриат факультета прикладной политологии

Кафедра теории политики и политического анализа

 

Эссе по курсу

«Политическая теория»

 

Возможен ли феминистский социализм?

Выполнила:

студентка 243 группы

Подорожная Светлана

 

Проверил:

доктор наук, профессор кафедры теории политики и политического анализа Мусихин Г.И.

 

 

Москва – 2015

Содержание

Элементы оглавления не найдены.
Выберите в документе слова, которые нужно включить в оглавление, а затем на вкладке "Главная" в разделе "Стили" выберите стиль заголовка. Повторите это действие для каждого заголовка, который нужно включить, а затем вставьте оглавление в документ. Чтобы создать оглавление вручную, на вкладке "Элементы документа" в разделе "Оглавление" выберите нужный стиль и нажмите кнопку со стрелкой вниз. Выберите стиль в разделе "Оглавление, заполняемое вручную" и введите элементы вручную.

Элементы оглавления не найдены.
Выберите в документе слова, которые нужно включить в оглавление, а затем на вкладке "Главная" в разделе "Стили" выберите стиль заголовка. Повторите это действие для каждого заголовка, который нужно включить, а затем вставьте оглавление в документ. Чтобы создать оглавление вручную, на вкладке "Элементы документа" в разделе "Оглавление" выберите нужный стиль и нажмите кнопку со стрелкой вниз. Выберите стиль в разделе "Оглавление, заполняемое вручную" и введите элементы вручную.

 

Актуальность:

Постановка основной проблемы для данного научного исследования

Необходимость в обосновании концепции феминизма является достаточно важным явлением, что обуславливается широтой применения данного термина, а также большим количеством последовательниц. Проблема данного исследования формулируется следующим образом: «Существует ли гендерное предопределение современному феминизму»?

Определение объекта и предмета исследования

Объект: Феминистский социализм

 

Предмет: Влияние гендерной принадлежности на феминистский социализм

 

Разработка системы целей и задач исследования

Цель: Определить, зависимость между гендерной принадлежностью и политической теорий феминистского социализма

Задачи:

1. Дать характеристику историческому происхождению феминизма

2. Проанализировать концепцию социалистического феминизма

3. Определить характерные черты и отличия между социалистическим феминизмом и феминистским социализмом

4. Выяснить, основные плюсы и минусы феминистского социализма

5. Выяснить, возможен ли феминистский социализм

Основная часть

Введение

 

В сознании большинства феминизм является движением женщин, но можно ли говорить о феминизме как о явлении предназначенным только для них? Ведь феминизм как термин не имеет рода. Приверженцы феминизма говорят о невозможности мужчин подлинно верить в их идею, так как мужчина неспособен стать феминистом, из-за отсутствия женского исторического опыта. Феминистки могут воспринимать мужчину как сторонника своего движения, но не как «собрата». Но имеют ли право женщины присваивать феминизм как термин для обозначения сугубо женского течения, если предпосылки к его зарождению исходили из «мужской» политической теории? Отвечая на вопрос: возможен ли «феминистский социализм?» я буду употреблять в своей работе термин «феминизм» как определение одинакового отношения мужчин и женщин к их юридическим, политическим и экономическим правам. Работа ориентирована на определение зависимости между гендерной принадлежностью и политической теорий феминистского социализма. Я понимаю феминистский социализм как проект, основанный на доверие и сотрудничестве, в котором отсутствует превосходство одного пола над другим и ключевыми идеями которого является взаимосвязь целей социализма и феминизма. Для анализа о возможности его существования необходимо проследить за изменем феминистской мысли во времени, дать определение социалистическому феминизму и разобраться в его отличиях от фиминисткого социализма.

Зарождение феминизма

Феминистская концепция зародилась еще в Средневековье. Первые обсуждения данной темы были затронуты мужчинами и ключевой облостью их работ были дисскусии основанные на различие/равенстве мужчин и женщин по историческим и биологическим признакам. Осознание того, что предание политического значения этим факторам всегда будет работать в ущерб женщинам привело к критики данных теорий с их стороны. В XV в. впервые появились женщины, защищающие свои права. Несогласные со своим положением в семье женщины говрили о патриархате, как об аргументе для оправдания повсеместной власти мужчин. Недовольство расло, а вместе с ним расло и развивалось движение феминизма, к XVII В. феменизм обрел отличительные черты. Первая волна феминизма возникла именно в это столетие, когда женщины заявили о своем равенстве с мужчинами, наиболее известной феминисткой того времени считается Мэри Эстелл. Явление феминизма того времени, вероятнее всего, обуславливается поставленным под вопрос положением женщин, ввиду нарастающего влияние капиталистических отношений в обществе, что сопровождалось повсеместным ростом наемного труда. Вытеснение женщин с мест труда, невозможность найти пристанище в стенах монастыря в результате Реформации- все эти факторы обусловили историческое объяснение появления такого феномена как феминизм.

Мэри Эстелл- феминистка XVII в. заложила основу феминистскому радикализму, основными постулатами которого являлись: неподчинение мужчине, нежелание подчиняться мужскому полу, а также характеристика мужчин- как прямых врагов женщин. Можно отметить, что вначале XVIII в. у женщин сложилось определенное отношение к себе, как к социальной группе. Этот век характеризуется, в первую очередь, либеральными идеями, идеями освобождения, а также идеями о защите прав женщин. Так, в данный период времени были написаны многие фундаментальные работы феминисток, ознаменовавшие начало либеральному феминизму. Агибаль Адамс являлась основной представительницей данного течения, ее труды посвящены равноправию среди мужчин, а также защите женских интересов. Отношение к феминизму также отразилось в работах Ж.-Ж. Руссо. Философ с его демократически-радикалистским взглядом положил в основу своего понимания женщин отличия между обоими полами и главенствующей роли мужчин в обществе, что вызвали полемику среди либеральных феминисток.

XIX в. характеризуется появление «социал-утопистов» и нового движения за свободу женщин- феминистского социализма, основой которого являлись труды предшественниц, таких как Э. Уоллстоункрафт. Наиболее характерными чертами этого периода стала попытка реализации основных идей и положений феминизма, однако попытки не принесли желанного результата и равенство между мужчинами и женщина не было достигнуто. Позже, работы У. Томпсона дали очередной толчок феминистскому движению. В своих работах он говорил о политическом равенстве между полами и о слабой аргументации с точки зрения биологических различий, тем самым объясняя всеобщее равенство между людьми.

 

Социалистический феминизм

Социалистический феминизм, как явление, зародился в XIX в. В основе этого движения лежала мысль о том, что социализм и феминизм могут быть взаимодополняющими которые приведут к равенству всех, прекратят всеобщую эксплтацию и дадут толчок к развитию застоявшегося общества. «Общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола»[1]. К. Маркс не являющийся сторонником феминизма не относился отрицательно к экспансии женского пола и видел в участие женщин положительный момент. Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» характеризует процесс становления и развития свободы за права женщины обоснованным. Он также приводит предположение об освобождении женщин в нескольких необходимых этапах, одним из которых служит социальная революция, большое количество авторов, писавших на тему феминизма также видят победу социалистического феминизма лишь в социальной революции, так например, рассуждения А. Бебеля на тему феминизма во многом совпадали с позицией Ф. Энгельса. Бебель полагал, что угнетение женщины являются продуктом классового общества и капиталистических отношений. Освобождение женщины, по мнению ученого должно произойти лишь в результате пролетарской революции, по итогам которой домашний труд должен быть обобществлен. Так же феминистки критиквали все формы власти, что являлась для социализма как для движения стремящимся к изменению общества и созданию модели будущего ключевым моментом ««движение за освобождение женщин есть часть процесса создания нового общества, в котором будут отсутствовать любые формы господства. Это общество не может быть отделено от процесса формирования этого движения»[2]. В исследовании Чикагского либерального объединения женщин «Socialist Feminism: a Strategy for the Women's Movement» также подчеркивается возможность победы социалистического феминизма лишь посредством революции. Необходимо сказать, что угнетение женщин обусловлено исторически, оно может прекратиться только в результате переворота, а именно благодаря социалистической̆ революции, которая сама по себе и ознаменует процесс перехода к бесклассовому обществу. К концу XIX в. во многих странах европейского мира произошел раскол между традиционным феминизмом (ведущим феминизмом) и марксистским социализмом. Различия эти двух подходов заключались в том, что ведущий феминизм требовал равные юридические и политические права, тогда как марксистский социализм выступал за классовую борьбу, а также за революцию. Однако континуум взглядов, преобладающий как в Европе, так и в Америке, породил социальную обеспокоенность в различных феминистских движениях, что, в результате, привело к соединению данного течения с радикальным феминизмом, что, в свою очередь, привело некоторых как к феминизму, так и к социализму. С этой точки зрения социализм и феминизм можно было считать взаимно дополняющими, обещающими социальное равенство и конец эксплуатации для всех. Мужчины разделяли теоритическую сторону этой точки зрения, но на практике социалистические организации фармально признавали равенство полов. Ханна Митчелл которая являлась социалисткой и приверженецей взглядов фиминистического направления видела сложивщуюся ситуацию следующим образом: «Скоро я обнаружила, что бесконечные разговоры социалистов о свободе- это только разговоры и что эти молодые мужчины- социалисты точно так же ожидают воскресных обедов и обильных чаепитий с домашними пирожными, мясом в горшочках, как и их реакционные собраться».[3] Женщины по-прежнему сталкивались с проблемами в отношение своего пола, противоречия в вопросах о праве голоса и работы ясно давали понять, что «феминизм отсавался для социалистов необезательным довеском»[4], который мужское руководство могло не рассматривать. Вопрос о неравенсте со стороны мужчин был замят, хотя стоит отметить, что к XIX в. самые вопиющие нарушения прав женщин были все же преодолены, но решениея этих вопросов было недостаточно. Феминистки ставили женщину во главу процесса и делали перевостепенным вопрос о ее свободе отбрасыая в сторону положения мужчин обосновывая свои доводы в понятиях нравственного превосходства женщины и ее основной роли в качестве преобразующей силы в социуме. Более того, большинство женщин полагало, что репродуктивная функция также ставила их на высшую ступень экономических отношений. Феминистки поддерживали социализм как возможность распредления ресурсов и диалога с влатью. Таким образом, социалистический феминизм отсылает в большей мере к вопросам статуса женщины в социализме, а не к проблемам гендерного неравенства и прекращению всеобщей эксплатации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: