Лекция 3. Личность в деловом общении. Типы личности. Механизмы психологической защиты. Психологические приемы влияния на партнера.




 

Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Это делалось для того, чтобы люди лучше понимали друг друга.

Знание психологии и понимание психологических процессов позволяет регулировать человеческие отношения, повышает эффективность работы менеджеров с работниками организации. От этого зависит психологический климат в коллективе и, как следствие, работа этого коллектива.

Исключительная сложность феномена личности объясняет наличие у психологов разных определений личности. Проблема личности в психологии охватывает огромное поле исследований. И хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности:

1) личность присуща каждому человеку;

2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества;

4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика – то, что отличает одного человека от другого.

 

Личность – это понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Поскольку личностью определяется каждый поступок человека, а сама личность имеет сложный состав, научное объяснение поступков предполагает точное указание на то, какие компоненты поведения зависят от тех или иных качеств личности, например, в какой степени поступки человека определяются темпераментом, характером, потребностями, мировоззрением, моралью и другими личностными свойствами.

 

Все эти вопросы рассматриваются и решаются в психологических теориях личности. Они создавались в течение нескольких столетий представителями разных стран. Взгляды ученых на строение личности, естественно, отличались друг от друга, поскольку в них отражались личный жизненный опыт, научные интересы, особенности страны, включая ее традиции, обычаи, историю и культуру.

Личность влияет на то, как мы поддерживаем взаимоотношения, как ведем себя по отношению к партнерам, как они ведут себя по отношению к нам. Следовательно, чтобы эффективно общаться, нужно представлять свои индивидуально-психологические особенности, черты характера, способности, возможности (личностный потенциал). Только разобравшись в себе, мы сможем лучше понимать психологические характеристики окружающих нас людей, с которыми нам легче будет найти общий язык в общении и взаимодействии.

Для эффективного общения важно также уметь корректировать собственное поведение, внося изменения в:

свою личность (что нелегко, но возможно);

способы действий в определенных ситуациях общения;

свое субъективное отношение к ситуации.

К настоящему времени сложилось множество теорий личности, которые классифицируется по разным основаниям. Обратимся к наиболее значимым и на сегодняшний день теориям личности. При этом важно помнить:

· эти теории не абсолютны, т.е. не дают исчерпывающего объяснения личности ее поведения;

· среди них нет «хороших» и «плохих»;

· они применяются в комплексе в зависимости от задач, ситуаций и субъектов общения.

 

Наиболее популярны в западной психологии такие ее направления, как психоанализ, гуманистическая и когнитивная психология.

 

Основоположник психоанализа австрийский психиатр и невропатолог З.Фрейд обратил внимание на то, что наше поведение определяется не только мышлением и логикой, большую роль играют в нем биологические, бессознательные факторы.

Всю психическую динамику Фрейд выводил из взаимодействия трех психических инстанций:

«Оно» - самый глубокий слой бессознательных инстинктов, иррациональный источник жизнетворящей энергии – либидо. «Оно» - нечто темное, биологическое, не привязанное к месту и времени, свободное от социальных ограничений. «Слепой и немой диктатор». «Оно» подчиняется принципу удовольствия и, стремясь себя проявить, иногда прорывается в сознание в форме сновидений, описок, оговорок, неврозов, истерик и т.д.

«Оно» социально опасно и на пути его энергии встает плотина нашего «Я», которое подчиняется принципу реальности, отгораживаясь от бессознательного «цензурой» и давая нам ощущение себя как личности.

«Я», в свою очередь, подконтрольно «Сверх-Я» - усвоенным индивидом (по большей части бессознательно, в результате идентификации ребенка с родителем) нравственным нормам.

«Сверх-Я» выполняет роль критика, судьи, совести и может вызвать чувство вины и страха.

 

Между этими тремя структурами личности, соотносимыми соответственно с тремя зонами психики (бессознательное, предсознательное, сознание) существует неустойчивое равновесие.

Главную роль в его поддержании играет наше «Я», которое испытывает давление со стороны требований «Оно», «Сверх-Я» и внешнего мира. А поскольку эти требования несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта, сильного внутреннего напряжения, от которого индивид спасается с помощью механизмов психологической защиты.

Что полезного для практики делового общения можно извлечь из учения Фрейда о структуре личности?

В практике делового общения:

«Сверх-Я» Предсознательное
осуществляет нравственный контроль за поведением партнеров, особенно в ситуациях нравственного выбора между, например, выгодой и принципом деловой чести (репутации). Желательно предпочесть второе. 1. включает механизмы перцептивной фильтрации, обеспечивая регистрацию даже небольшой, но существенной для партнеров в данный момент, части информации; 2. позволяет считывать «невербальную» информацию в ходе взаимодействия партнеров и соответственно реагировать.

 

Что такое психологическая защита? Это:

· стремление индивида сохранять привычное мышление, сложившееся мнение о себе, непроизвольно отторгая или искажая информацию, неблагоприятную для самооценки;

· по существу, любые реакции, к которым неосознанно прибегает человек, чтобы оградить свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также конфликтных и других ситуаций, переживаемых как опасные;

· способы организации временного душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни. В целом это – механизмы вытеснения реальности в бессознательное.

Фрейд выделял 7 защитных механизмов, в настоящее время их описано более 20.

Охарактеризуем наиболее значимые из них в плане делового общения.

 

Механизмы психологической защиты Учет этих механизмов в практике делового общения
Отрицание – бессознательный отказ от негативной для самооценки информации («Я» не в состоянии принять правду о чем-либо). В характеристике партнера по общению следует: разделять поступок и личность; не «резать» ему «всю правду» в глаза, следствием чего является отказ от ее принятия в отношении себя.
Вытеснение – преднамеренное забывание, удаление травматического опыта за пределы сознания (глубокое «заталкивание» в бессознательное). В процессе взаимодействия с партнером следует обращать внимание на: такие его проявления, как ошибки, описки, оговорки, шутки, которые могут косвенно сигнализировать о его истинном отношений к кому-либо или чему-либо; на совпадение (несовпадение) его вербального и невербального поведения, что может свидетельствовать о степени искренности (неискренности) человека.
Рационализация – поиск разумных причин для объяснения иррационального (неприемлемого) действия или бездействия, искажение реальности по типу «зелен виноград». Важно: не торопиться с обвинениями человека в неискренности; стремится отличать действительные мотивы «дезинформации» от ложных, применяемых человеком для самооправдания.
Проекция (перенос) – бессознательное приписывание другому человеку собственных желаний, мыслей, качеств и чаще всего негативного характера. не переходить на личности в ходе общения; избегать категоричных негативных суждений в адрес партнера; проявлять доброжелательность в отношении партнера, нейтрализуя его негативные эмоции, побуждая его к более доверительному общению; учитывать свое психическое состояние, свои слабости и недостатки, т.к. наши характеристики людей могут не иметь ничего общего с самими этими людьми.
Идентификация – отождествление себя с другим человеком, когда с ним устанавливается эмоциональная связь. Следует: больше прислушиваться к собственным ощущениям, а не ограничиваться только подражанием значимым другим (отцу, руководителю, литературному персонажу и т.д.)
Замещение – когда человек снимает внутреннее напряжение путем переноса действия, направленного на недоступный объект, в доступную ситуацию. Помнить: враждебные импульсы могут быть направлены как на других («срывать зло» на более беззащитных), так и на себя. Стараться: создавать в организации, группе возможности для психологической разрядки работников; не унижать чувства собственного достоинства коллег и подчиненных, не искать «козла отпущения», т.е. не создавать конфликтных ситуаций.
Включение – облегчение внутреннего конфликта путем сопереживания, установления эмоционального конфликта; Если Вы руководитель: дать возможность сотрудникам организации, рабочей группы общаться не только по работе, но и на неформальном уровне.
Изоляция – защита от травмирующих факторов путем разрыва эмоциональных связей. Если Вы руководитель: иметь представление об изолированных и игнорируемых членах группы, влиять на ее неформальную структуру путем перестановки, перегруппировки и т.д.
Сублимация (от лат. – «возвышаю»), когда неприемлемые импульсы канализируются во внешние, социально одобряемые действия в разных областях культуры – художественное творчество, интеллектуальная деятельность. Помнить: это эффективный тип защиты, который позволяет человеку адаптироваться к реальности и в то же время выразить себя в творчестве, например, переключить свою агрессивность с оппонентов на решение деловых проблем, трансформировать ее в творческую злость; перевести в иронию и т.д. Руководителю полезно канализировать энергию сотрудников в творческую деятельность, в решение деловых задач путем создания соответствующих условий, целей, стимулов.

* определите, какие из рассмотренных выше типов защит характерны для Вас. Постарайтесь применять это знание в общении, оно даст Вам ключ к подсознанию собеседника и сделает Ваше восприятие более глубоким и верным.

Фрейд приобрел преданную группу последователей, но их точки зрения не совсем совпадали с его представлениями. Среди них – создатель аналитической (глубинной) психологии – К.Г. Юнг. Юнг, как и Фрейд, также признавал существование трех частей психики, но рассматривал их несколько по-другому (в лекции подробно не рассматриваем).

Учитывая направленность психической энергии личности (на внешний мир или внутрь к себе), Юнг создал типологию личности, в которой выделил два типа людей: экстраверты и интроверты.

Типы людей по Юнгу и их проявления в общении.

Экстраверты (обращенные к внешнему миру) Интроверты (обращенные внутрь, к себе)
Черпают энергию из внешнего мира, общительны, активны, не любят долгого одиночества, инициативны, импульсивны, их отличает гибкость поведения, социальная адаптированность, склонность к лидерству, их волевой импульс направлен на делового партнера. Они даже склонны идти на риск, но зависимость от объективных факторов деловой ситуации ограничивает его возможности. Малообщительны, не любят оживленного обсуждения, предпочитают больше слушать, чем говорить, держат свои мысли и наблюдения при себе, их отличает социальная пассивность, склонность к самоанализу, затрудненная социальная адаптация. Они стараются отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируются на собственные установки.

 

Впоследствии Юнг пришел к выводу: каждый из этих двух типов людей делится еще на четыре типа в зависимости от преобладающей психической функции (мышление, эмоции, ощущения, интуиция). Соответственно он выделил мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы как внутри экстравертов, так внутри интровертов.

Характеристики типов экстравертов и интровертов Их проявление в деловом общении
Мыслительный тип личности – логичный, все обдумывающий аналитик, стремящийся объективно воспринимать и оценивать информацию и принимать решения также логично и объективно. Он руководствуется в первую очередь логикой. Стремится анализировать поведение партнера, замечает главным образом осознаваемый слой общения, то что высказывается открытым текстом. Менее других восприимчив к бессознательным аспектам межличностного взаимодействия.
Эмоциональный тип личности опирается на свое субъективное отношение к информации на субъективную оценку событий, учитывая как его решение повлияет на других, на межличностные отношения. Ему присущ объективизм, гуманность, они руководствуются этическими категориями больше, чем логическими. Чутко реагирует на состояние других людей, склонен вступать в эмоциональный резонанс, усиливать чужое настроение. Способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством для давления партнера.
Ощущающий тип личности предпочитает конкретную информацию, доверяет тому, что можно увидеть, услышать, потрогать, фиксирует внимание на фактах и деталях. Для принятия решения ему важен опыт других людей, здравый смысл. Чуждо фантазерство. Быстро ориентируется в ситуации делового общения, наблюдателен, внимателен, замечает изменения в человеческом поведении, настроении и планах. Уверен в себе, реалистичен, не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.
Интуитивный тип в принятии решений опирается на внутренний голос, собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие. Информацию собирает произвольным путем, ищет в ней свой смысл. Тонко чувствует человека, ситуацию, в которой он находится, его планы и намерения. Вместе с тем долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям,проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.

https://megalektsii.ru/s1654t1.html

 

Современная гуманистическая психология появилась в США в 60-е гг. XXв. во многом как отрицательная реакция на бихевиоризм и психоанализ, изучающий личность конформную, невротическую, нецелостную. Ее основные установки:

· человек-цель, а не средство;

· истинная сущность человека заключается в его прирожденном добром начале – стремлении к любви, свободе, признании, самовыражении;

· нет смысла в разделении людей на какие-то классы и типы: каждый человек уникален и ценен сам по себе;

· личность стремится не к обретению равновесия, а к выходу из него, к постоянной творческой самореализации.

Непосредственные создатели гуманистической психологии – Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл.

Наибольший интерес для анализа личности в ситуациях делового общения представляет психология К. Роджерса. Модель личности в его представлении:

«Я - концепция» по Роджерсу

Фундаментальным компонентом личности Роджерс считал «Я - концепцию». Она включает «Я реальное», которое имеет внутренний источник и «Я идеальное», которое имеет источник внешний – чужие представления (семьи, друзей, коллег, начальства) о том, какими мы должны быть, чтобы обрести свое реальное Я.

В результате рассогласования между реальным и идеальным Я опыт человека, его феноменальное поле искажается, деформируется, наполняется фобиями, психологическими защитами, замыкается в круг фиксированных матриц-оценок. Когда человек пытается жить в соответствии с идеальными, а не своим реальным Я, он становится нецелостным, у него возникают проблемы и тяжелые переживания. И чем больше это рассогласование, тем больше искажается восприятие реальности в феноменальном поле человека и тем меньше его удовлетворенность жизнью, т.к. чем больше мы принимаем себя, тем больше принимаем других.

Степень тождественности феноменального поля человека реальной действительности в концепции Роджерса называется конгруэнтностью (от лат. – «встретиться и прийти к согласию»).

Конгруэнтность – такое психологическое состояние человека, когда он находится в согласии с собой и другими, что означает, по Роджерсу, «точное соответствие опыта, осознания и сообщения», т.е. совпадение того, что я на самом деле переживаю, осознаю и передаю другому. Если такое состояние наблюдается у обоих партнеров по общению, то между ними устанавливается хорошее взаимопонимание и взаимодействие.

 

В отечественной психологии А.В. Петровский, говорит о социогенной потребности индивида быть личностью. Потребность быть личностью выражается в стремлении повлиять на другого человека, общественное бытие в целом в соответствии со своими личностными смыслами. «Личность индивида стремится продолжить себя, заложив идеальную представленность, свое инобытие в других людях».

В контексте рассмотрения совместной деятельности индивида, автор пишет, что наряду с потребностью что-то сказать друг другу по поводу общего дела, существует потребность быть наилучшим образом понятым и оцененным окружающим.

***

Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры постоянного изучения из учета эмоциональных сторон деловых отношений в целых. Главная цель в процессе общения – это завоевать доверие собеседника, вызвать в себе чувство симпатии, т.е. сформировать аттракцию.

Для этого используются следующие приемы:

1. «Имя собственное», основанное на произнесении вслух имени человека, с которым разговаривают, это позволяет собеседнику почувствовать себя личностью и почувствовать к себе уважение. Важно верно запомнить имя и отчество человека, с которым беседуем впервые, это вызовет у собеседника положительные эмоции, которые вернуться к нам.

2. «Зеркало отношений». Личный опыт говорит о том, что улыбка притягивает людей, если мы улыбаемся искренне, то человек чувствует в ней друга, а не врага.

3. Комплементы – слова, содержащие небольшое преувеличение, которое в себе желает видеть собеседник.

В деловом общении преимущество принадлежит комплименту. Нельзя отождествлять комплимент и похвалу. Похвала – это поло­жительная оценка.

Положительному восприятию комплимента спо­собствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедитель­ным и может свести высказывание до уровня банальной лести.

4. «Терпеливый слушатель». Он означает, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушать его до конца особенно если вы руководитель, то необходимо знать личные потребности своих подчиненных.

 

5. Личная жизнь человека. Важный для собеседника фактор, так как если в процессе общения вы будете проявлять интерес к чувствам и переживаниям других, то эти люди скорее станут единомышленниками.

 

6. Психологичес­кая подстройка (присоединение) – максимальное приспособление своего поведения к способу поведе­ния другого. Она включает большинство способов формирования благосклонно­сти и может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. В основе под­стройки лежит умение отзеркаливать манеру и стиль поведения партнера по общению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: