ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»




Аннотация: В статье рассматривается понятие «качество дошкольного образования» на основе внутренних и внешних факторов. Определен взгляд на оценку качества образования в условиях дошкольной образовательной организации. Автором обусловлены позиции качества дошкольного образования на основе мониторинга и управления дошкольной образовательной организацией.

Ключевые слова: дошкольное образование, качество образования, факторы качества образования, оценка качества дошкольного образования.

Preschool education, education quality, factors of quality of education, quality assessment of preschool education.

Качества образования является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Общая черта системных изменений в образовании как на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы его оценки, приведение в соответствие с требованиями общества.

Согласно части 29 статьи 2 Закона №273-ФЗ «качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам и (или) потребностям физического лица или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].

Уточняя понятие качества, нельзя оставить без внимания вопрос о факторах, влияющих на его достижения. Исследователями в области образования, в том числе и дошкольного, предлагают различные основания для их классификации.

Внешние факторы характеризуются внешними обстоятельствами или внешней средой относительно к дошкольному образованию. Внешние факторы по природе своей являются плохо контролируемые и регулируемые, среди них можно выделить:

· социально- экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально- экономическим условиям);

· демографические факторы (например, рост численности мигрантов в ряде регионов РФ);

· фактор уровня развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные);

· фактор влияния семьи ребенка.

С помощью указанных факторов можно комментировать качество дошкольного образования. Включать данные факторы в саму систему оценки качества дошкольного образования, по всей видимости, нецелесообразно, но учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки – необходимо.

Внутренние факторы – те, которые непосредственно входят в объем и содержание понятия качества дошкольного образования в целом. Они отражают соответствие (несоответствие, частичное соответствие) фактического состояния основной образовательной программы, условий ее реализации и результатов ее освоения установленному образовательному стандарту.

Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.

Именно внутренние факторы должны стать основой и основанием для выделения и систематизации параметров, характеризующих качество дошкольного образования.

Оценка качества дошкольного образовательного учреждения зависит от следующих позиций: качества работы воспитателя; социально-психологического климата в педагогическом коллективе; от условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми; от оценки объективных результатов деятельности каждого сотрудника.

О.А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении [3, С.44-48].

По мнению И.А. Рыбаловой управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям [2., С. 15-23].

Обобщая вышесказанное, понятие «качество образования в дошкольном образовании» целесообразно рассматривать как качество образования в дошкольной образовательной организации, которое характеризуется комплексной образовательной деятельностью и подготовкой воспитанников в соответствии с государственными требованиями, является объектом мониторинга и предметом взаимодействия управляющей и управляемой подсистем с учетом внешних и внутренних факторов оценки образовательной организации.

 

Список литературы

1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ», URL: https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/ (дата обращения 4.04.2017 г.).

2. Рыболова И.А. Менеджмент качества в ДОУ [текст] / И.А. Рыбалова // Управление дошкольным образовательным учреждением: науч.практ. журн. - 2004. - № 3. - c. 15-22

3. Сафонова О. А.Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. А. Сафонова. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 224 с.

4. Сборник научных статей по материалам международной научно- практической конференции «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования»\ редакционная коллегия сборника Муштавинская И.В., Овечкина Т.А., Верховкина М.Е., Смирнова И.А., Андерсон М.Н., Криницина Е.А.. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», 2014, выпуск № 2. - 307 с.

 

 

Характеристика организационной структуры отдела трудоустройства и профессиональной социализации «Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета»

Отдел трудоустройства и профессиональной социализации является структурным подразделением Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, непосредственно подчиняющимся проректору по воспитательной работе.

Деятельность отдела направлена на организацию работы со студентами по их дальнейшему трудоустройству в соответствии с профилем подготовки.

Деятельность отдела определяет основную цель его работы: содействие трудоустройству студентов выпускных курсов.

Основными задачами отделатрудоустройства и профессиональной социализации являются:

1. Создание в Университете системы информирования студентов, выпускников, других заинтересованных лиц данными о рынке труда, помогающей в решении вопросов трудоустройства, а также данными центров и служб занятости, других учреждений и организаций, занимающихся вопросами трудоустройства.

2. Создание системы информирования работодателей о студентах Университета.

3. Создание условий для взаимодействия выпускников вуза и потенциальных работодателей.

4. Поддержание положительного имиджа Университета, участие в поддержании связи с общественностью.

5. Организация и проведение мероприятий, направленных на содействие трудоустройству и профессиональной социализации выпускников.

6. Анализ потребностей предприятий и организаций региона в специалистах, оканчивающих Университет, прогноз спроса и предложения на рынке труда и рынке образовательных услуг, сотрудничество с заинтересованными организациями по вопросам вторичной занятости студентов и трудоустройству выпускников и других лиц.

В функции отделатрудоустройства и профессиональной социализации входит:

1. Оказание консультационных, образовательных и других видов услуг выпускникам и другим лицам, обратившимся в отдел.

2. Обучение заинтересованных студентов и выпускников по программе, направленной на получение студентами знаний, умений и навыков в сфере деловой коммуникации, технологий эффективного трудоустройства и развития карьеры, повышение уровня деловой культуры, способствующих более успешной профессиональной адаптации к условиям современного рынка труда.

3. Организация и проведение ярмарки выпускников, конференций, выставок, презентаций, обзорных экскурсий на предприятия, семинаров, мероприятий в рамках содействия трудоустройству студентов, выпускников, и других лиц, обратившихся в отдел.

4. Сотрудничество с институтами, кафедрами, администрацией Университета, по вопросам деятельности отдела.

5. Осуществление постоянного взаимодействия с организациями, региональными и местными администрациями по вопросам качества подготовки, трудоустройства молодых специалистов и востребованности их на рынке труда.

6. Осуществление индивидуального мониторинга трудовой деятельности выпускника.

7. Формирование персонифицированного банка выпускников Челябинского государственного педагогического университета

8. Анализ потребности рынка труда в выпускниках Университета.

9. Ведение информационной и рекламной деятельности, заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с организациями, учреждениями на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности отдела.

Отделу предоставляется право совершать действия, предусмотренные действующим законодательством и Уставом университета:

· привлекать для осуществления своей деятельности по договорам о сотрудничестве другие учреждения и организации;

· проводить семинары, конференции, выставки, презентации, ярмарки вакансий, профориентационные мероприятия;

· запрашивать и получать информацию в установленном порядке от структурных подразделений университета по поручению руководства для осуществления работ, входящих в компетенцию подразделения;

· участвовать в подготовке предложений и дополнений к локальным актам университета;

· вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению организации работы по трудоустройству выпускников и студентов университета, их адаптации к рынку труда;

· использовать ресурсы и площади университета.

Сотрудники отдела несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неразглашение персональных данных, своевременное и качественное выполнение задач и функций, определенных Положением об отделе трудоустройства, соблюдение договорных обязательств; обеспечивают сохранность и целевое использование закрепленного имущества.

Для выполнения функций и реализации прав, отдел взаимодействует со всеми заинтересованными структурными подразделениями, администрацией университета, чья деятельность направлена на содействие трудоустройству и профессиональную социализацию выпускников (отдел по связям с общественностью, организационно-педагогический отдел, отдел учебных и педагогических практик, отдел довузовского образования и профориентационной работы, отдел менеджмента качества, управление воспитательной работы). С одной стороны, это взаимодействие по вопросам трудоустройства и профессиональной социализации выпускников университета, осуществляемое с начальниками и сотрудниками структурных подразделений и администрацией университета. С другой стороны, взаимодействие по вопросам организации мероприятий, непосредственно связанных с трудоустройством, осуществляется с директорами институтов, деканами факультетов, а также ответственными за трудоустройство на кафедрах. Взаимодействие по вопросам организации практик студентов осуществляется с кафедрами, ответственными за организацию практик на факультетах.

С другими учреждениями, организациями и физическими лицами отдел осуществляет свою деятельность и строит свои взаимоотношения на основе договоров и соглашений о сотрудничестве.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: