Неделя о блудном сыне, 4 февраля 2018 г.
Перевод Кузнецовой В. Н.:
11 Иисус продолжал: — У одного человека было два сына.
12 Младший сказал отцу: «Отдай мне часть имущества, что мне причитается». И тот разделил имущество между сыновьями. -
13 Через несколько дней младший сын, все распродав, уехал с деньгами в далекую страну. И там, ведя беспутную жизнь, промотал все, что у него было [1].
14 После того как он все истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал бедствовать.
15 Он пошел и нанялся к одному из местных жителей, и тот послал его в свое имение пасти свиней.
16 Он уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали [2].
17 И тогда он, одумавшись, сказал себе: «Сколько работников у моего отца, и все едят до отвала и еще остается, а я тут погибаю с голоду!
18 Пойду, вернусь к отцу и скажу ему: «Отец, я виноват перед небом и перед тобою [3].
19 Я больше недостоин зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников».
20 И он немедля пошел к отцу. Он был еще далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его [4].
21 Сын сказал ему: «Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном» [5].
22 Но отец сказал слугам: «Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему перстень на руку и сандалии на ноги.
23 Приведите и зарежьте откормленного теленка. Будем есть и веселиться.
24 Ведь это мой сын: он был мертв, а теперь ожил, пропадал и нашелся». И они устроили праздник [6].
25 А старший сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошел к дому, услышал музыку и пляску
26 и, подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит.
|
27 Тот ответил: «Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного теленка, потому что он вернулся жив и здоров».
28 Старший брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать.
29 Но он ответил отцу: «Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чем тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями.
30 А вернулся этот твой сын, который проел все твое имущество со шлюхами, - и ты зарезал для него откормленного теленка!» -
31 Но отец сказал ему: «Сынок, ты всегда со мной, и все, что есть у меня, твое.
32 Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Эта притча - одна из самых известных в Евангелии. Она традиционно называется притчей о блудном сыне, но, вероятно, было бы более правильно называть ее притчей об отцовской любви, или притчей о двух братьях, или притчей о старшем брате. Мы не должны забывать ее евангельский контекст. Это ответ Иисуса Своим противникам, которые с негодованием относятся к тому, что Иисус общается с отверженными. Но Иисус относится к грешникам так, как это делает Его Небесный Отец.
Ст. 11-12 - Отец обычно оставлял сыновьям их долю наследства после своей смерти. Но даже в том случае, когда он передавал им его при жизни, он все равно имел право на получение доходов с имущества. Поэтому сыновья не могли продать свою собственность без разрешения отца. Потребовав от отца отдать ему долю наследства, младший сын тем самым как бы сказал: «Ты для меня умер». Подобную ситуацию почти невозможно представить на Востоке, где отец был полновластным хозяином над детьми и где сыновья должны были называть его господином (см. Мф 21.30).Тем более, что речь идет о младшем сыне, который вообще почти не имел никаких прав. Младшему сыну вряд ли больше 17 или 18 лет, потому что он еще не женат, а мужчины тогда женились примерно в этом возрасте.
|
Но отец, вместо того чтобы проклясть сына и выгнать его без ничего, проявляет невероятную кротость. Он делит свое имущество между сыновьями. Младший сын обычно получал треть после смерти отца, а если передача происходила при жизни, то его доля еще уменьшалась и составляла две девятых имущества. Отец, вероятно, отдал оставшееся старшему сыну, а сам стал жить на доходы с того, чем владел его первенец. Хотя сыновья обязаны были отчитываться перед ним, он тем не менее позволил младшему распоряжаться своей долей безо всяких ограничений. Поступивший так сын должен был по тем обычаям считаться отвергнутым навсегда, как бы умершим.
Ст. 13 - Младший сын, желавший свободы и самостоятельности, тут же, в течение нескольких дней, превратил полученное им в деньги. Все распродав - дословно: «собрав все»; греческий глагол имеет значение «превратить в наличность». Он не думает о своих обязательствах перед отцом и отправляется куда-то в большой город, в языческую страну, о чем свидетельствует наличие свиней. Он быстро растратил все деньги на удовольствия, ведя распущенную жизнь.
Ст. 14 - Разразившийся голод еще больше усугубил бедственное положение юноши. Все его друзья, с которыми он проматывал наследство, тут же исчезли, и он остался один в чужой стране.
|
Ст. 15 - От безвыходности положения он вынужден был даже наняться пасти и кормить свиней, что было особенно ужасно для еврея, ведь свиньи, согласно Закону Моисея, были нечистыми животными.
Ст. 16 - Но верхом деградации было то, что он, полуголодный, готов был есть вместе со свиньями. Стручки - имеются в виду стручки рожкового дерева, в обилии растущего в Средиземноморье. Его сладкими бобами кормили животных, но ими часто питались и бедняки, недаром их до сих пор называют хлебом бедняков. К тому же вероятно, что речь идет о дикорастущих и малосъедобных стручках. Их можно было есть, только умирая с голоду.
Ст. 17-19 - В раввинистической литературе сохранились высказывания: «Когда израильтяне вынуждены есть стручки, вот тогда они раскаиваются» и «Когда сын ходит босым [пребывая в нужде в чужой стране], тогда он вспоминает об уюте отцовского дома». Сын осознал всю степень своего падения, вспомнил, как хорошо питаются слуги и работники его отца. Растратив выделенную ему часть имущества, он уже не имеет прав на дополнительную долю. Но он согласен пойти к отцу в работники, не претендуя на особое положение в доме, какое имеет сын. Пойду, вернусь - дословно: «Встав, пойду»; то есть «тотчас пойду»; избыточное причастие в оригинале значит готовность немедленно исполнить решение.
Интересно сравнить слова евангельского заблудшего сына с письмом некоего Антония Лонга, дошедшим до наших дней. Оно обращено к матери: «Приветствую тебя. Надеюсь, что ты в добром здравии, об этом я непрестанно молюсь господу Саралису. Я не надеялся, что ты прибудешь в Метрополию, поэтому не пошел туда сам. В то же время мне было стыдно идти в Канарис, ведь я так обносился. Я тебе пишу, чтобы сказать, что я голый. Прошу тебя, прости меня. Я хорошо понял, что я сделал с собой. Я получил урок. Я знаю, что совершил ошибку... Прошу тебя, прошу... Антоний Лонг, твой сын».
Ст. 20 - Ему стало жалко сына - вот самое главное в этой притче. Отец не может холодно отринуть оскорбившего его сына, он все равно любит его и всегда готов к прощению. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его - почтенный восточный старец ведет себя без подобающей ему важности и степенности, забыв о собственном достоинстве.
Ст. 21-22 - Отец не дал сыну договорить заготовленные и выстраданные им покаянные слова. Он тут же восстановил статус сына, не требуя от него никаких обещаний, не ставя никаких условий. Слугам велено принести ему самую лучшую, нарядную одежду. Хотя иногда греческое слово «протос» понималось как «прежняя, бывшая», это не подходит к контексту притчи, ведь отец устраивает в честь сына праздник. Перстень - это не только украшение, но и знак власти. Отец принимает сына и возвращает ему утраченные им права. Сандалии носили свободные люди, а не рабы. Их разрешалось носить в доме только хозяину, даже гости обязаны были снимать обувь при входе.
Ст. 23 - Отец отдаст распоряжения приготовить большой пир. Теленок - скорее всего, молодой бык. Пышный праздник свидетельствует об огромной радости отца, приглашающего разделить с ним эту радость домочадцев, родственников и, вероятно, соседей.
Ст. 24 - Сын его был мертв, ведь, поступив так с отцом, он считался умершим. Конечно, речь здесь идет о духовной, а не о физической смерти. Но, раскаявшись и вернувшись к отцу, он нашелся и ожил.
Ст. 25-27 - Но на этой радостной ноте притча не закончилась. Ведь есть еще и старший брат. Он был в поле, он тяжело трудился в то время, когда возвратился его брат, и ничего об этом не знал. Но веселые звуки флейт и плясовые песни удивляют его и побуждают задать вопрос слуге, что происходит. И слуга рассказывает ему о возвращении брата и радости отца.
Ст. 28 - Это вызывает его гнев. Будучи послушным и добропорядочным сыном, он ненавидел того, кто так оскорбил его отца. Возможно, он также боится, что отец заберет у него часть отданного ему имущества. И снова отец проявляет инициативу, сам выходит к сыну и уговаривает его войти в дом и присоединиться к веселью.
Ст. 29 - Но старший сын обрушил на отца град упреков. Он сравнивает собственное поведение с поведением брата. Он всегда был послушен воле отца, исполнял все его приказы, но тот никогда ничем не наградил его, не дал ему даже жалкого козленка, чтобы повеселиться с друзьями, а ведь козленок гораздо меньше и дешевле откормленного быка. Вероятно, впервые в своей жизни он проявляет непослушание, бранит отца, что делает его таким же, каким раньше был его непутевый брат.
Ст. 30 - Этот твой сын - он отказывается признавать вернувшегося своим братом, презрительно именуя его «этот».
Ст. 31 - Но отец полон кротости, он обращается к разгневанному сыну с ласковым словом «сынок» (буквально: «детка»). Все, что есть у меня, твое - старший сын не понесет ущерба, а если он не получал чего-то от отца раньше, то не по скупости отца, а потому, что не просил.
Ст. 32 - Отец пытается пробить броню «благородного» негодования старшего сына, напоминая ему о том, что вернувший - это его брат. Разве не должен он радоваться и ликовать?! Но притча так и не дает ответа на вопрос, войдет ли старший брат в дом и присоединится ли к празднику.
На этот вопрос должен ответить каждый из слушателей Иисуса, он обращен и ко всем нам. Ведь мы с такой готовностью отождествляем себя с блудным сыном. Но потом, вернувшись в отчий дом, не ведем ли мы себя по отношению к грешникам и изгоям с тем же презрением и нетерпимостью, не требуем ли и мы от Отца отречься от них, отказать им в прощении и спасении?!
«Причта с трогательной простотой описывает, что такое Бог, Его доброту, милость, Его безграничное милосердие, Его огромную любовь. Он радуется возвращению потерянных, словно отец, который готовит пир в честь вернувшегося сына.
Но это содержание только первой части притчи (ст. 11-24), ведь у нее есть и продолжение: она описывает не только возвращение младшего сына, но и протест старшего сына. Это деление на две части подчеркивается тем, что каждая часть заканчивается одинаковыми словами (ст. 24, 32). Так как первая часть выглядит вполне законченной, вторая, на первый взгляд, кажется излишней. Но будет ошибкой видеть во второй части лишь добавление... Ср. также Мф 21. 28-31. Зачем Иисус добавляет ее? Ответ может быть только один - такой была ситуация. Притча была адресована людям, которые, подобно старшему брату, были оскорблены Радостной Вестью Иисуса. Она была обращена к их совести. Это им говорит Иисус: "Посмотрите на величие Божьей любви к Своим заблудшим детям и сравните ее с вашей безрадостной, безлюбовной, безблагодарной и самодовольной жизнью. Перестаньте жить без любви, будьте милосердны. Те, что были духовно мертвы, воскресают для новой жизни, заблудшие возвращаются домой. Радуйтесь вместе с ними!"»[7].
Кузнецова В. Н. Евангелие от Луки. Комментарий. М, 2004. С. 356-362.
[1] Притч 29.3
[2] есть стручки - в некоторых рукописях: «набить брюхо стручками».
[3] Пс 51 (50).4
[4] Тов 11.8
[5] зваться твоим сыном - в некоторых древних рукописях далее следует: «считай, что я один из твоих работников».
[6] Еф 2.1, 5
[7] J. Jeremias, Parables of Jesus, p. 131.