ПРИТЧА О ПОТЕРЯННОМ СЫНЕ.




Неделя о блудном сыне, 4 февраля 2018 г.

 

Перевод Кузнецовой В. Н.:

11 Иисус продолжал: — У одного человека было два сына.

12 Млад­ший сказал отцу: «Отдай мне часть имущества, что мне причитается». И тот разделил имущество между сыновьями. -

13 Через несколько дней младший сын, все распродав, уехал с деньгами в далекую страну. И там, ведя беспутную жизнь, промотал все, что у него было [1].

14 После того как он все истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал бедствовать.

15 Он пошел и нанял­ся к одному из местных жителей, и тот послал его в свое имение пасти свиней.

16 Он уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали [2].

17 И тогда он, одумавшись, сказал себе: «Сколько работников у моего отца, и все едят до отвала и еще остается, а я тут погибаю с голоду!

18 Пойду, вернусь к отцу и скажу ему: «Отец, я виноват перед небом и перед тобою [3].

19 Я больше недостоин зваться твоим сыном, считай, что я один из твоих работников».

20 И он немедля пошел к отцу. Он был еще далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его [4].

21 Сын сказал ему: «Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном» [5].

22 Но отец ска­зал слугам: «Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему перстень на руку и сандалии на ноги.

23 Приведите и зарежь­те откормленного теленка. Будем есть и веселиться.

24 Ведь это мой сын: он был мертв, а те­перь ожил, пропадал и нашелся». И они устроили праздник [6].

25 А старший сын был в это время в поле. Воз­вращаясь, он подошел к дому, услышал музыку и пляску

26 и, подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит.

27 Тот ответил: «Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного теленка, потому что он вернулся жив и здоров».

28 Старший брат так рассердил­ся, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать.

29 Но он ответил отцу: «Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чем тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями.

30 А вернулся этот твой сын, который проел все твое имущество со шлюхами, - и ты зарезал для него откормленного теленка!» -

31 Но отец сказал ему: «Сынок, ты всегда со мной, и все, что есть у меня, твое.

32 Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мертв и ожил, пропадал и на­шелся».

 

Эта притча - одна из самых известных в Евангелии. Она традиционно называется притчей о блудном сыне, но, веро­ятно, было бы более правильно называть ее притчей об от­цовской любви, или притчей о двух братьях, или притчей о старшем брате. Мы не должны забывать ее евангельский контекст. Это ответ Иисуса Своим противникам, которые с негодованием относятся к тому, что Иисус общается с отвер­женными. Но Иисус относится к грешникам так, как это де­лает Его Небесный Отец.

Ст. 11-12 - Отец обычно оставлял сыновьям их долю наследства после своей смерти. Но даже в том случае, когда он передавал им его при жизни, он все равно имел право на получение доходов с имущества. Поэтому сыновья не могли продать свою собственность без разрешения отца. Потребо­вав от отца отдать ему долю наследства, младший сын тем самым как бы сказал: «Ты для меня умер». Подобную ситу­ацию почти невозможно представить на Востоке, где отец был полновластным хозяином над детьми и где сыновья дол­жны были называть его господином (см. Мф 21.30).Тем бо­лее, что речь идет о младшем сыне, который вообще почти не имел никаких прав. Младшему сыну вряд ли больше 17 или 18 лет, потому что он еще не женат, а мужчи­ны тогда женились примерно в этом возрасте.

Но отец, вместо того чтобы проклясть сына и выгнать его без ничего, проявляет невероятную кротость. Он делит свое имущество между сыновьями. Младший сын обычно полу­чал треть после смерти отца, а если передача происходила при жизни, то его доля еще уменьшалась и составляла две девятых имущества. Отец, вероятно, отдал оставшееся стар­шему сыну, а сам стал жить на доходы с того, чем владел его первенец. Хотя сыновья обязаны были отчитываться перед ним, он тем не менее позволил младшему распоряжаться своей долей безо всяких ограничений. Поступивший так сын должен был по тем обычаям считаться отвергнутым навсег­да, как бы умершим.

Ст. 13 - Младший сын, желавший свободы и самостоя­тельности, тут же, в течение нескольких дней, превратил полученное им в деньги. Все распродав - дословно: «собрав все»; греческий глагол имеет значение «превратить в наличность». Он не думает о своих обязательствах перед отцом и отправляется куда-то в большой город, в языческую страну, о чем свидетельствует наличие свиней. Он быстро растратил все деньги на удовольствия, ведя распущенную жизнь.

Ст. 14 - Разразившийся голод еще больше усугубил бед­ственное положение юноши. Все его друзья, с которыми он проматывал наследство, тут же исчезли, и он остался один в чужой стране.

Ст. 15 - От безвыходности положения он вынужден был даже наняться пасти и кормить свиней, что было особенно ужасно для еврея, ведь свиньи, согласно Закону Моисея, были нечистыми животными.

Ст. 16 - Но верхом деградации было то, что он, полуго­лодный, готов был есть вместе со свиньями. Стручки - име­ются в виду стручки рожкового дерева, в обилии растущего в Средиземноморье. Его сладкими бобами кормили живот­ных, но ими часто питались и бедняки, недаром их до сих пор называют хлебом бедняков. К тому же вероятно, что речь идет о дикорастущих и малосъедобных стручках. Их можно было есть, только умирая с голоду.

Ст. 17-19 - В раввинистической литературе сохранились высказывания: «Когда израильтяне вынуждены есть струч­ки, вот тогда они раскаиваются» и «Когда сын ходит босым [пребывая в нужде в чужой стране], тогда он вспоминает об уюте отцовского дома». Сын осознал всю степень своего падения, вспомнил, как хорошо питаются слуги и работники его отца. Растратив выделенную ему часть имущества, он уже не имеет прав на дополнительную долю. Но он согласен пой­ти к отцу в работники, не претендуя на особое положение в доме, какое имеет сын. Пойду, вернусь - дословно: «Встав, пойду»; то есть «тотчас пойду»; избыточное причастие в ори­гинале значит готовность немедленно исполнить решение.

Интересно сравнить слова евангельского заблудшего сына с письмом некоего Антония Лонга, дошедшим до на­ших дней. Оно обращено к матери: «Приветствую тебя. На­деюсь, что ты в добром здравии, об этом я непрестанно мо­люсь господу Саралису. Я не надеялся, что ты прибудешь в Метрополию, поэтому не пошел туда сам. В то же время мне было стыдно идти в Канарис, ведь я так обносился. Я тебе пишу, чтобы сказать, что я голый. Прошу тебя, прости меня. Я хорошо понял, что я сделал с собой. Я получил урок. Я знаю, что совершил ошибку... Прошу тебя, прошу... Антоний Лонг, твой сын».

Ст. 20 - Ему стало жалко сына - вот самое главное в этой притче. Отец не может холодно отринуть оскорбившего его сына, он все равно любит его и всегда готов к прощению. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его - по­чтенный восточный старец ведет себя без подобающей ему важности и степенности, забыв о собственном достоинстве.

Ст. 21-22 - Отец не дал сыну договорить заготовленные и выстраданные им покаянные слова. Он тут же восстано­вил статус сына, не требуя от него никаких обещаний, не ставя никаких условий. Слугам велено принести ему самую лучшую, нарядную одежду. Хотя иногда греческое слово «протос» понималось как «прежняя, бывшая», это не под­ходит к контексту притчи, ведь отец устраивает в честь сына праздник. Перстень - это не только украшение, но и знак власти. Отец принимает сына и возвращает ему утраченные им права. Сандалии носили свободные люди, а не рабы. Их разрешалось носить в доме только хозяину, даже гости обя­заны были снимать обувь при входе.

Ст. 23 - Отец отдаст распоряжения приготовить большой пир. Теленок - скорее всего, молодой бык. Пышный празд­ник свидетельствует об огромной радости отца, приглаша­ющего разделить с ним эту радость домочадцев, родствен­ников и, вероятно, соседей.

Ст. 24 - Сын его был мертв, ведь, поступив так с отцом, он считался умершим. Конечно, речь здесь идет о духовной, а не о физической смерти. Но, раскаявшись и вернувшись к отцу, он нашелся и ожил.

Ст. 25-27 - Но на этой радостной ноте притча не закон­чилась. Ведь есть еще и старший брат. Он был в поле, он тя­жело трудился в то время, когда возвратился его брат, и ни­чего об этом не знал. Но веселые звуки флейт и плясовые песни удивляют его и побуждают задать вопрос слуге, что происходит. И слуга рассказывает ему о возвращении брата и радости отца.

Ст. 28 - Это вызывает его гнев. Будучи послушным и добропорядочным сыном, он ненавидел того, кто так оскор­бил его отца. Возможно, он также боится, что отец заберет у него часть отданного ему имущества. И снова отец проявля­ет инициативу, сам выходит к сыну и уговаривает его войти в дом и присоединиться к веселью.

Ст. 29 - Но старший сын обрушил на отца град упреков. Он сравнивает собственное поведение с поведением брата. Он всегда был послушен воле отца, исполнял все его прика­зы, но тот никогда ничем не наградил его, не дал ему даже жалкого козленка, чтобы повеселиться с друзьями, а ведь козленок гораздо меньше и дешевле откормленного быка. Ве­роятно, впервые в своей жизни он проявляет непослушание, бранит отца, что делает его таким же, каким раньше был его непутевый брат.

Ст. 30 - Этот твой сын - он отказывается признавать вер­нувшегося своим братом, презрительно именуя его «этот».

Ст. 31 - Но отец полон кротости, он обращается к раз­гневанному сыну с ласковым словом «сынок» (буквально: «детка»). Все, что есть у меня, твое - старший сын не поне­сет ущерба, а если он не получал чего-то от отца раньше, то не по скупости отца, а потому, что не просил.

Ст. 32 - Отец пытается пробить броню «благородного» негодования старшего сына, напоминая ему о том, что вер­нувший - это его брат. Разве не должен он радоваться и ли­ковать?! Но притча так и не дает ответа на вопрос, войдет ли старший брат в дом и присоединится ли к празднику.

На этот вопрос должен ответить каждый из слушателей Иисуса, он обращен и ко всем нам. Ведь мы с такой готовно­стью отождествляем себя с блудным сыном. Но потом, вер­нувшись в отчий дом, не ведем ли мы себя по отношению к грешникам и изгоям с тем же презрением и нетерпимостью, не требуем ли и мы от Отца отречься от них, отказать им в прощении и спасении?!

«Причта с трогательной простотой описывает, что такое Бог, Его доброту, милость, Его безграничное милосердие, Его огромную любовь. Он радуется возвращению потерянных, словно отец, который готовит пир в честь вернувшегося сына.

Но это содержание только первой части притчи (ст. 11-24), ведь у нее есть и продолжение: она описывает не только воз­вращение младшего сына, но и протест старшего сына. Это деление на две части подчеркивается тем, что каждая часть заканчивается одинаковыми словами (ст. 24, 32). Так как первая часть выглядит вполне законченной, вторая, на пер­вый взгляд, кажется излишней. Но будет ошибкой видеть во второй части лишь добавление... Ср. также Мф 21. 28-31. Зачем Иисус добавляет ее? Ответ может быть только один - такой была ситуация. Притча была адресована людям, кото­рые, подобно старшему брату, были оскорблены Радостной Вестью Иисуса. Она была обращена к их совести. Это им говорит Иисус: "Посмотрите на величие Божьей любви к Своим заблудшим детям и сравните ее с вашей безрадост­ной, безлюбовной, безблагодарной и самодовольной жизнью. Перестаньте жить без любви, будьте милосердны. Те, что были духовно мертвы, воскресают для новой жизни, заблуд­шие возвращаются домой. Радуйтесь вместе с ними!"»[7].

Кузнецова В. Н. Евангелие от Луки. Комментарий. М, 2004. С. 356-362.


[1] Притч 29.3

[2] есть стручки - в некоторых рукописях: «набить брюхо стручками».

[3] Пс 51 (50).4

[4] Тов 11.8

[5] зваться твоим сыном - в некоторых древних рукописях далее следует: «считай, что я один из твоих работников».

[6] Еф 2.1, 5

[7] J. Jeremias, Parables of Jesus, p. 131.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: