Лекция. Буддизм на территории России




1. Мировоззрение древнеиндийского общества и истоки буддизма. Будда Шакьяямуни: личность и Учение. «Типитака» и другие священные книги буддизма. Буддийская Сангха.

2. Концепция Дхармы в буддийской традиции. Основные события истории распространения буддизма.

3. Махаяна и Тхеравада. Чань-буддизм. Ваджраяна и буддийская Тантра. Религиозно-философские школы в буддизме.

4. Народы РФ, традиционно исповедующие буддизм. Современное положение буддистов в России.

 

1-2. Одной из форм антибрахманского движения кшатриев наряду с бхагаватизмом стал буддизм – религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), одна из мировых религий. Вместе с джайнизмом и чарвакой – локаятой (материалистическое или атеистическое учение) он относится к неортодоксальной настике (не признает авторитет Вед, не признает существование души после смерти). Например, йога – это ортодоксальное учение (даршан), совокупность различных духовных, психических и физических практик. Буддизм возникает в VI в. до н. э. в Северной Индии. Основателем этого учения был принц Сиддхартха Гаутама) (примерно 583–486 гг. до н. э.), сын правителя аравийского рода Шакьев из Капилаваста (область южного Непала). Отец скрывал от сына плохое, Гаутама жил в роскоши, женился на любимой девушке, она родила ему сына. Толчком к душевному перевороту принца, по легенде, послужили четыре встречи с реальной жизнью. Вначале Гаутама увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так принц узнал старость, болезнь и смерть – удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не нужно было от жизни. Все это потрясло принца, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он достиг Просветления и стал называться Будда («просветленный», «пробужденный») Гаутама (Шакьямуни – «мудрец»). Остальные 45 лет жизни он путешествовал по Центральной Индии в долине Ганга, обучая своих последователей и учеников.

Условной датой возникновения буддизма является 543 г. до н.э., когда Будда вступил в паринирвану (окончательная нирвана, которая может быть достигнута обычно лишь после физической смерти, достигшего полного просветления (бодхи); достижение такого состояния – главная цель буддийской практики). Большинство исследователей считает, что Будда умер в 486 г. до н.э.

Ученики Будды, в соответствии с обычаем, кремировали тело Учителя. Правители соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы останков Будды. Останки были разделены на восемь равных частей. Эти части были помещены в особые реликварии – ступы (буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение, имеющее полусферические очертания).

 

Ступа (субурган)

 

ступы были предшественниками китайских пагод

 

 

Позднее в ступы стали класть тексты сутр (своды религиозно-философских учений), почитавшихся как запись подлинных слов Будды.

Именно в I тыс. до н.э. в Индии было временем острейшего кризиса древней ведийской религии, что способствовало появлению новых неортодоксальных альтернативных учений. Создавали их странствующие философы, аскеты. Основатель буддизма был одним из них. В середине I тыс. до н.э. происходили процессы, связанные с укреплением государственной власти, что требовало повышения ее авторитета в противовес брахманам-жрецам. Поскольку буддизм являлся оппозиционным к брахманизму учением, он был выбран для укрепления государственной власти.

Наиболее полные сведения о раннем буддизме содержатся в сборнике ранних буддийских текстов под названием «Типитака » (на языке пали (классический индийский язык), или «Трипитака » на санскрите, что означает «Три корзины». Ранние тексты были записаны на языке пали на непрочных пальмовых листах и занимали три корзины. Другое название этих текстов – буддийский Канон. Он был составлен на Цейлоне в III в. до н. э. и состоит из трёх частей: Виная-питака, Сутта-питака и Абхидхама-питака.

Учение Будды, отличавшееся глубиной и высокой нравственностью, было протестом против ведийского формализма. Отвергнув авторитет как Вед, так и брахманского жречества, Будда провозгласил новый путь освобождения. Это «срединный путь» между крайностями аскетического подвижничества (казавшегося ему бессмысленным) и удовлетворением чувственных желаний (в равной степени бесполезным). По существу, этот путь заключается в том, чтобы понять «четыре благородные истины» и жить в соответствии с ними.

1. Благородная истина о страдании – «Жизнь есть страдание». Она заключается в рождении, старости, болезнях и смерти, в соединении с неприятным, в разъединении с приятным; в не достижении желаемого, во всём, что связано с существованием.

2. Благородная истина о причине страдания. Причиной страдания является страстное желание, которое приводит к новому рождению и сопровождается радостью и восторгом, ликованием от удовольствий.

3. Благородная истина о прекращении страдания. Прекращение страданий – это прекращение желаний через отказ от них, постепенное освобождение от их власти.

4. Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания. Путь к прекращению страданий – это восьмеричный путь правильности, а именно правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные старания, правильный склад ума, правильная сосредоточенность. Прекращение страданий наступает тогда, когда человек избавляется от слепой привязанности к земной жизни, вовлекающей его в свой вечный поток непрерывно следующих друг за другом и порождающих друг друга событий. Это состояние угасания, затухания, остывания страстей и желаний называется в буддизме нирваной. И главное внимание буддизм уделяет достижению этого состояния через праведную жизнь и усвоение истины о вечной изменчивости бытия.

 

Человек рассматривается в буддизме как индивидуальность, сложенная многочисленными существованиями, но лишь частично проявленная в каждом новом появлении на земле.

Будда пришел к выводу, что причиной страдания людей являются они сами, их привязанность к жизни, материальным ценностям, вера в неизменную душу. Прекратить страдания (вступит в нирвану) и достигнуть пробуждения можно путем разрушения привязанностей и иллюзий с помощью практики самоограничения (следования пяти заповедям) и медитации.

Нирвана («угасание», «отсутствие волнения») – высшая цель всех живых существ:

- свобода от желаний, привязанностей и страданий (отсутствие их влияния на события жизни);

- освобождение от страдания, от круга рождений и смертей (сансары);

- пребывание сознания в покое.

Есть также «непостоянная нирвана» или умиротворение (шанти) или состояние Будды, превзошедшего нирвану и сансару и достиг «полной нирваны» (паринирвана).

Человек, достигший полного освобождения от загрязненного сознания и вышедшего из «колеса перерождений» (сансары – круговорота рождения и смерти, ограниченных кармой), верующий человек, еще при жизни достигший неполной Нирваны, отличающийся абсолютным спокойствием, отсутствием всяких страстей называется архатом (« достойный»). Это название встречается в самой ранней ветви буддизма – тхераваде. Архат – наивысшая степень просветления («бодхи»). Достичь нирваны и стать архатом, согласно хинаяне и тхераваде, могут преимущественно буддийские монахи.

Буддийская Сангха – название буддийской общины в стране или регионе. Впервые это название было установлено Гаутамой Буддой в V в. до н.э.

Пять заповедей (пять добродетелей, пять обетов) – базовый кодекс буддийской этики, принимаемый буддистами-мирянами на время или на постоянной основе. Эти заповеди также лежат в основе нескольких положений монашеской буддийской доктрины:

- Первая заповедь запрещает убивать как людей, так и животных. Сюда относится запрет на смертную казнь, эвтаназию, самоубийства и аборты.

- Вторая заповедь запрещает воровство.

- Третья заповедь касается прелюбодеяния во всех его формах.

- Четвертая заповедь исключает лживые высказывания и оскорбления.

- Пятая заповедь запрещает употреблять алкоголь, наркотики и другие средства опьянения.

Медитация («размышление») – ряд психических упражнений, используемых в духовно-религиозной, или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений. Отличаются не только методы, но и способы медитации. Существует множество техник медитации. Во время медитации практикующему требуется принять определенную позу. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы или эмоции. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.

Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом (утвержденное положение вероучения, объявленное обязательным) и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт.

Поскольку суть Будды, его учения есть Дхарма («учение», «закон»). Совокупность установленных норм и правил, поддержание которых необходимо для поддержания космического порядка. Дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг» и т.п. В индийских религиозных традициях считается, что люди, живущие в соответствии с нормами дхармы, способны достичь нирваны.

За 2,5 тыс. лет в процессе распространения буддизм впитал множество различных верований и обрядовых практик. Одни последователи буддизма основываются на самопознании через медитацию, другие – на благие деяния, третьи – на поклонение Будде. Это различные буддийские школы.

Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, культуры Тибета и Монголии.

Стоящий Будда. Одна из ранних изображений I-II вв. до н.э.

Хотя буддизм зародился в Индии, к XX веку здесь остались лишь небольшие островки буддизма на окраинах. В Среднюю Азию буддизм проник скорее всего еще при жизни Будды. Это был регион, где пересекалась культура и религия Китая, Индии и Персии. В ряде городов Великого Шелкового Пути было сооружено много буддийских ступ и монастырей (дацанов), которые обслуживали путников.

 

Буддийский дацан

 

В Китай буддизм проник примерно в I в н.э. из Средней Азии. До VIII в. Китай был активным очагом буддизма. В Корею из Китая буддизм проник около 372 года. В Японии буддизм появился в VI веке и был принесен странствующими монахами. В VII в. буддизм стал государственной религией. Находясь на конце Великого Шелкового Пути, Япония смогла сохранить немало аспектов буддизма, которые были утрачены в Индии или подавлены в Средней Азии и Китае. В XII-XIII вв. наступил расцвет школы дзен-буддизма и связанной с ним утонченной культуры. Сейчас в Японии находится около 89 тыс. буддийских храмов, которые регулярно реставрируются. В Тибете доминирует тантрическое направление буддизма (ваджраяна), появившееся здесь в VI в. В 781 г. буддизм был объявлен государственной религией Тибета, в индийском варианте. В Юго-восточной Азии (южная Бирма, центральный и южный Таиланд (ранее – Сиам), нижняя Камбоджа, южный Вьетнам) буддизм появился в I в. н.э. Позже тут стали активно строиться буддийские храмы, процветало буддийское искусство.

Встречи буддизма с западным миром было связано с деятельностью посольств, купцов и христианских миссионеров. Одним из первых таких контактов был визит францисканца Вильгельма Рубрука в Монголию в 1253 г. Путешествие Марко Поло в Китай в конце XIII в. позволило европейцам узнать о тибетском буддизме. В XVI в. китайский и японский буддизм заинтересовал иезуитов (духовный орден), нашедших в буддизме большую схожесть серьезного интереса европейцев к буддизму начался в середине XIX века. В этот период на Западе присходит интенсивный культурный обмен с Востоком. Также этому способствовало влияние буддизма на известных философов – А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других. В XX веке на Западе буддизм распространился по ряду причин: 1) массовая миграция китайцев, японцев, корейцев и вьетнамцев в США, Австралию и страны Европы; 2) повышение интереса к буддизму в США и Европе и т.д.

В настоящее время в западных странах существуют практически все буддийские направления, имеющие свои общества, школы и медитационные центры.

 

3. В дальнейшем последователи Будды в течение 400 лет сформировали много разных учений, из которых сохранилось учение Тхеравада и многочисленные ветви Махаяны.

Тхеравада («учение старейших» или «учение старейшин») -старейшая из существующих ныне школ буддизма. Эта школа сохранила вариант учения Будды в виде Палийского Канона, являющегося единственным сохранившимся полным буддийским каноном на классическом (священном) индийском языке (пали). Эта школа достаточно консервативна в отношении сохранения священных текстов. Практикует медитацию.

Тхеравада распространилась и стала доминирующей религией на Шри-Ланке, в Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд), части Китая, Вьетнама, Малайзии и Индонезии. В последнее время Тхеравада распространяется на Западе и в Индии.

Махаяна («Великая колесница») – одно из двух основных существующих направлений буддизма, включающее ряд региональных «школ», восходящих к сутрам, написанным преимущественно на санскрите, и отличающихся по философии и способом практики. Это новое буддийское учение. Буддизм Махаяны появился в Индии. Распространен в Китае, Японии, Вьетнаме, Корее, Тибете, Непале, Бутане, Монголии, а также в некоторых регионах России.

Появление Махаяны датируется концом I в. до н.э. Периодом активного создания махаянских сутр в Индии считаются II-IV вв. н.э. Различные школы раннего буддизма существовали в Средней Азии и Китае вплоть до VII в. н.э. Потом стала доминировать Махаяна.

На основе махаянских представлений буддизм часто делят на Хинаяну («Малую колесницу») и Махаяну («Великую колесницу»). Отдельно от последней также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Отчетливое разделение буддизма на колесницы началось в период распространения буддизма из Индии в другие страны.

Целью махаянских школ, в отличии от школ хинаяны, является не достижение нирваны, а полное и окончательное просветление.

Традиция Махаяны проверяет буддийскую философию через «четыре опоры»:

- опора на учение, а не на учителя;

- опора на смысл, а не на слова, его выражающие;

- опора на окончательный смысл, а не на промежуточный;

- опора на совершенную мудрость глубинного опыта, а не на простое знание.

Основной религиозной практикой махаянских школ считается медитация.

Для махаянских школ Будда считается не просто исторической личностью, а «истинной природой всех дхарм (учений)». Еще одним отличием махаяны от хинаяны стало меньшее значение монашества. Последователю в махаяне необязательно становиться монахом, чтобы реализовать свою природу Будды. Есть свидетельства, что ряд мирян обрели более высокие уровни духовного постижения, чем большинство монахов.

Одним из способов деления махаяны является ее деление на тибето-монгольскую махаяну, главными в которой считаются тексты на тибетском языке и дальневосточную махаяну, опирающуюся на тексты на китайском языке.

Махаяна также подразделяется на «школы трактатов», уделяющих особое внимание философии, «школы сутр» и «школы созерцания».

Ваджраяна – это тантрическое направление буддизма, образовавшееся в Индии в V в. н.э.

Тантра («связь», «нить», «последовательность») – составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний (между одной жизнью и другой), просветленных состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и новым рождением. Занятия тантрой могут осуществляться только под руководство гуру – опытного наставника (ламы – религиозного учителя).

Тантрический буддизм обладает рядом уникальных черт и особенностей, не присущих более ранним формам буддизма:

- тантрический буддизм предлагает альтернативный путь к просветленности вдобавок к стандартному пути махаяны;

- его учения обращены к практикующим мирянам, а не к монахам;

- он признает земные цели и обретения и часто использует магические, а не духовные практики;

- он учит специальным типам медитаций как пути к осознанию, направленном на трансформацию индивида в воплощение божественного;

-такие виды медитации предполагают активное использование мандал (символическая структура мироздания в виде круговой диаграммы, ступы, схемы в котрой обитают божества), мантр (набор звуков, имеющих резонансное, психологическое и духовное воздействие);

- огромное многообразие количества и типов Будд и прочих божеств;

- большое значение роли гуру;

- важность женского начала;

- работа с энергетическими каналами и чакрами (психоэнергетические каналы в теле человека).

Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета попала в Монголию, а оттуда – в Бурятию, Туву и Калмыкию.

Чань-буддизм (от санскритского термина дхьяна («отстраненность» или «избавление») это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V-VI вв. н.э. в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая. Учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань сложилась вьетнамская школа (VI в.) и корейская школа (VI-VII вв.), а позднее японская школа дзен (XII в.). Во время династии Цин школа Чань пришла в упадок. В XX в. широкую известность в мире получила японская школа дзен, после этого китайские, корейские и вьетнамские школы получили название дзен.

Чань-буддизм практиковал методы созерцания и медитации. Последователи этого учения бродили по стране, практиковали боевые искусства, преподавали литературу. Постепенно чань стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма. Впервые учение пришло в Китай из Индии во II в. до н.э.

Буддизм пришел в Китай в I в. н.э., а к IV в. он достиг значительной степени развития. Первые китайские учителя пользовались ранними сутрами Махаяны. Отказ от использования сутр произошел позднее.

В настоящее время направление чань является самым влиятельным направлением китайского буддизма, оказывающим влияние на другие буддийские школы в Китае. Благодаря кинематографу, боевые искусства Китая распространились за его пределы, а вместе с этим распространилось и течение чань. Учение чань преподается в шаолиньских храмах посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как кунг-фу, цигун.

 

4. Буддизм в России – одна из распространенных на территории страны религиозных традиций. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тува, Калмыкия, Республика Алтай и Забайкальский край. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Традиционным для России является тибетский буддизм. Имеются также последователи других направлений буддизма – Махаяны и Хинаяны.

Первые свидетельства о существовании буддизма на территории РФ относятся к VIII в. н.э. (территория Приморья и Приамурья). Исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны. Тибетская форма буддизма существует в России с XVII в., когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. С этого же времени тибето-монгольская форма буддизма распространяется и в Бурятии, сюда его принесли монгольские и тибетские ламы. В 1764 г. Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это событие считается признанием буддизма одной из государственных религий России. В 1766 г. бурятские ламы признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары (семиглазое божество, символизирующее исключительную чистоту и мудрость) на Земле. Манифестом императора Павла I от 18 мая 1797 г. и указом императора Александра I от 22 июля 1822 г. было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма. В 1914 г. под протекторат России перешла современная Республика Тыва, где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Туве началось еще в XIII в. В 1917 г. тут проживало около 3 тысяч лам и послушников. В 1917 г. буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти все проживающее здесь бурятское население (около 160 тыс. чел.). В храмах насчитывалось около 16 тыс. монахов-лам.

В 1930-е гг., после нескольких антисоветских восстаний буддийских монастырей, правительство СССР предприняло меры по борьбе с буддизмом. Храмы закрыли, а большинство монахов было репрессировано. Причиной репрессий послужила борьба с японской разведывательной и диверсионной сетью, которую Япония развернула на территории Советского Союза с целью подготовки к оккупации советского Дальнего Востока и Сибири. Большую агентурную работу японцы вели среди буддистского духовенства. Япония позиционировала себя как покровителя буддийских народов, и чтобы привлечь на свою сторону советских буддистов, особенно монголов и бурятов, предлагала образовать марионеточное панмонгольское буддистское государство на территориях бывшего СССР и передать в нем власть светскому и духовном главе монголов. Японцы объявили Японию Шамбалой.

Частичное возрождение буддизма в СССР началось в 1945 г., после разгрома Японии.

В конце 1980 – в начале 1990-х гг. возобновилась религиозная деятельность буддистов. В Бурятии, Калмыкии, Туве, Санкт-Петербурге восстанавливаются буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя. В настоящее время в России представлены многие буддийские школы. Буддизм в РФ провозглашен одной из четырех традиционных религий для России, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом. В мае 2009 г. в Москве впервые в России прошел форум «Дни традиционного российского буддизма». Участие приняли представители Бурятии, Калмыкии и Тувы. В рамках форума состоялся диалог различных школ буддизма. В традиционных регионах буддизма (Бурятия, Калмыкия, Забайкальский край, Тува, Алтай) численность этнических буддистов составляет около 900 тыс. чел. В последнее десятилетие буддийские общины образовались в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и др. крупных городах, не связанных с традиционными регионами буддизма. Российские власти признают буддийское духовенство и в некоторых случаях оказывает ему содействие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: