Интеллект: теория и практика




История развития представлений о природе интеллекта

Для нас вполне привычным стало понятие «интеллект». Мы свободно используем его при оценке умственных способностей знакомых и незнакомых людей. Сегодня этот термин в обиходе употребляется так же часто, как и в научных дискуссиях. Однако знаем ли мы, что на самом деле обозначает это слово и когда оно возникло? Представляем ли мы, сколько книг было написано психологами в попытке объяснить читателям, да и самим себе, что же это такое, интеллект?! На сегодняшний день большинство психологов согласились с тем, что интеллект представляет собой способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде. Но так было не всегда.

Впервые сам термин «интеллект» ввел древнеримский мудрец Цицерон, прославившийся как великий оратор. Этим понятием он обозначил «способность понимать». Однако впервые об умственных способностях как отличных от других человеческих способностей заговорили еще в Древней Греции. Уже Платон и Аристотель указывали на существование различий между умственными и творческими способностями человека и его эмоциями, волей и т.п. Более того, Аристотель противопоставлял видимую деятельность человека, его поведение некой скрытой способности, от которой она зависела. В свою очередь Платона можно считать первым сторонником наследственной теории интеллекта. Мудрец полагал, что ум и способность принимать правильные решения представляют собой врожденные способности и передаются по наследству (хотя иногда у умных родителей может быть глупый ребенок, и наоборот, но это скорее исключение из правил).

Но… после счастливого для науки и искусства времени античности пришли Темные века, и про интеллект благополучно забыли; да и до того ли было, когда по всей Европе ярким пламенем горели костры инквизиции, топливом для которых нередко становились умнейшие люди своего времени!

Вновь к исследованию интеллектуальных способностей вернулись не так давно – в конце XIX века, и человеком, который кинул первый камень, породивший лавину исследований, стал гениальный ученый, двоюродный брат Чарльза Дарвина, сэр Френсис Гальтон. Он действительно был гением – его интересы простирались в совершенно непредсказуемых направлениях. Им был разработан близнецовый метод исследований, позволяющий выделять влияние на развитие психики человека социальных факторов, открыто явление антициклона и совершено еще множество крупных и мелких открытий в различных областях человеческого знания.

В качестве показателя общих интеллектуальных способностей Гальтон рассматривал сенсорную различительную чувствительность, или, иными словами, способность тонко чувствовать, воспринимать различные раздражители. На этой позиции его укрепляло и то наблюдение, что, например, при идиотии возникают различные нарушения чувствительности (неспособность различать тепло, боль и холод). Подобно Платону, Гальтон был убежден в наследственной теории интеллекта. Для доказательства своей теории он провел колоссальное количество исследований и разного рода измерений. Однако его исследования не дали того результата, который он ожидал. Выдвинутая им теория об умственном превосходстве представителей аристократии над представителями низших слоев общества не подтвердилась, так же, как и теория о том, что мужчины умнее женщин.

Но благодаря работам Гальтона началась новая эра в психологии – эра тестов интеллекта. Ведь до Гальтона никто не предполагал, что можно измерить и выразить количественно такое понятие как ум. Опираясь на исследования Гальтона, в 1885 году американский психолог Дж. Кеттел разработал серию специальных процедур, названных им «ментальными тестами». С помощью этих тестов он измерял остроту зрения, скорость рефлексов, время восприятия раздражения и т.д.

Следующим прорывом в психологии интеллекта стали работы французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. Выполняя заказ французского правительства, они пытались разработать объективные критерии, по которым можно было бы отделить умственно отсталых детей.

Под интеллектом эти ученые понимали способность приспосабливаться к обстоятельствам жизни. Центральное место в концепции Бине занимали такие сложные интеллектуальные процессы, как процессы суждения, объяснения, памяти и понимания. Ученый полагал, что интеллект не статичен, а продолжает расти и изменяться в течение всей жизни человека.

Именно Бине принадлежит первый тест для комплексной оценки интеллекта, который был им разработан еще в 90-х годах XIX века. В этом тесте уровень интеллектуального развития ребенка определялся путем сравнения реального возраста ребенка с его так называемым «умственным возрастом». Вообще понятие умственного возраста являлось одним из ключевых в теории Бине. Под этим понятием подразумевалась способность ребенка решать задачи для определенного возраста. Эти задачи определялись практическим путем: например, если более половины 5-летних детей, но менее половины 4-летних могли определить некоторое понятие (например, кружка), то это задание включалось в список заданий для 5-летних детей. Таким образом, если 6-летний ребенок решал задачи для 7-летних детей, его умственный возраст приравнивался к семи годам.

Разработка подобной системы дала возможность ввести количественный показатель умственных способностей –знаменитый коэффициент интеллекта, или IQ. Этот показатель определялся по формуле, введенной немецким психологом Вильямом Штерном в 1912 году:

Умственный возраст

IQ = ------------------------------------------ х 100 %.

Хронологический возраст

 

Бине и Симон, в отличие от Гальтона, отмечали влияние социальных условий на особенности умственного развития человека. Более того, именно Альфред Бине первым начал говорить о том, что аномалии умственного развития можно корректировать, он создал целое направление – «умственную ортопедию», представляющую собой комплекс обучающих процедур, повышающих качество интеллектуальной деятельности.

Тест, разработанный Бине и Симоном, оказался настолько удачным, что его взяли на вооружение и психологи других стран, в особенности США. Американский психолог Льюис Термен из Стэнфордского университета в 1916 году переработал английскую версию теста Бине, и уже в переработанном виде под названием «шкала умственного развития Стэнфорд-Бине» эта методика пользовалась огромной популярностью вплоть до 60-х годов XX столетия; в принципе, она используется и в наши дни.

Наличие прекрасной теоретической и практической базы в виде работ Гальтона и Бине, а также ряда других исследователей, привело к активному развитию психологии интеллекта. Вскоре последовала попытка обобщить все имеющиеся данные о природе интеллекта в единую и стройную теорию.

Первым эту попытку осуществил профессор психологии Лондонского университета Чарльз Спирмен. Он предположил, что в основе интеллектуальных способностей лежит некий единый, или генеральный, фактор, названный им G-фактором. С точки зрения Спирмена, каждый человек обладает определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Однако любому человеку понятно: общий интеллект – общим интеллектом, но при решении задач по высшей математике и при ремонте кофемолки в работу включаются разные его проявления. Более того, разные люди в разной степени склонны к различным видам деятельности, хотя общий интеллект у них может быть совершенно одинаковым. Чтобы устранить это противоречие, Спирмен ввел фактор S, являющийся показателем специфических способностей. Это означало, что, помимо общего интеллекта, у всех людей имеются развитые в разной степени специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач, возникающих в процессе адаптации.

Свою теорию Чарльз Спирмен иллюстрировал следующей метафорой. Множество способностей представляют собой множество людей – членов общества. В обществе способностей может царить анархия, когда способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может царить олигархия, когда успешность деятельности обусловливают несколько основных способностей. И наконец, обществом может править «монарх» - G-фактор, которому подчинены S-факторы.

Спирмен установил, что сильнее всего G-фактор проявляется при решении сложных математических задач, а также задач на понятийное мышление. Менее всего он выражен при выполнении сенсомоторных действий. Позднее к факторам G и S Спирмен был вынужден добавить так называемые групповые факторы интеллекта. Они включают в себя механические, арифметические и лингвистические способности.

С теорией Спирмена не согласился американский психолог Терстоун. Используя 56 тестов различных интеллектуальных способностей, он провел крупное исследование, протестировав большое количество студентов Чикагского университета. Результаты тестирования, подвергнутые математической обработке, показали, что существует, как минимум, семь первичных интеллектуальных способностей, не связанных между собой. Эти способности Терстоун назвал «первичными умственными потенциями».

· Счетная способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия. Тестируется заданиями на скорость и точность арифметических вычислений.

· Речевая беглость, или вербальная (словесная) гибкость, - легкость, с которой человек может объясниться, используя наиболее подходящие слова. Измеряется тестами на нахождение рифмы, называние слов, принадлежащих к определенной категории.

· Вербальное восприятие, или словесное понимание, т.е. способность понимать устную и письменную речь. Эта способность тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, понятийное мышление, интерпретацию пословиц и т.д.

· Пространственная ориентация, или пространственный фактор. – способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве.

· Ассоциативная память.

· Быстрота восприятия сходств или различий между предметами или изображениями. А также их деталей, или скорость восприятия, определяемая по-быстрому и точному восприятию деталей, сходств и различий в изображениях.

· Способность к рассуждению, или индуктивный фактор, установленный наименее точно.

Сторонники теории Спирмена не приняли аргументов Терстоуна по нескольким причинам. Прежде всего, Спирмен указал на то, что Терстоун тестировал узкий круг испытуемых – специально отобранных высокоинтеллектуальных студентов. Вторым аргументом являлся тот факт, что среди использованных 56 тестов многие попросту дублировали друг друга. Третий, еще более весомый аргумент появился у приверженцев теории единого G-фактора несколько позднее. Последующие исследования показали, что все факторы, выделенные Терстоуном, находятся между собой в тесной связи, что свидетельствует как раз в пользу существования единого фактора.

Однако сторонники независимых способностей не сдались. Американский психолог Говард Гарднер изучил огромный массив литературы, посвященный проблемам неврологии, психологии и антропологии и выделил также 7 категорий интеллекта, объединенных в две группы. В первой группе оказались лингвистический, музыкальный, логико-математический и пространственный интеллект. Вторая группа включает в себя кинестетический, интерперсональный и интраперсональный интеллект.

Согласно этой модели, человек, получивший низкие результаты по тем тестам, которые измеряют IQ (главным образом, лингвистический и логико-математический интеллект), вполне может иметь высокие показатели по другим видам интеллекта, например – интерперсональному (способность понимать чувства и мотивации других людей).

Другой американский психолог, Дж. Гилфорд, пошел еще дальше: он выделил 120 факторов интеллекта исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание.

Умственные операции:

1. Познание – обнаружение, узнавание, осознание, понимание информации.

2. Память – запоминание и хранение необходимой информации.

3. Дивергентное мышление – образование множества разнообразных альтернатив, логически связанных с предъявленной информацией, многовариативный поиск решения проблемы.

4. Конвергентное мышление – получение единственного логического следствия из предъявленной информации, поиск одного правильного решения проблемы.

5. Оценивание – сравнение и оценка информации по определенному критерию.

Результаты обработки информации:

1. Элементы – отдельные единицы информации, единичные сведения.

2. Классы – основания отнесения объектов к одному классу, группировке сведений в соответствии с их общими элементами или свойствами.

3. Отношения – установленные отношения между единицами информации, связи между объектами.

4. Системы – структурированные системы информационных единиц, комплексы взаимосвязанных частей, информационные блоки, целостные сети, составленные из элементов.

5. Трансформации – преобразования, модификации информации.

6. Импликации – результаты, выводы, логически связанные с данной информацией, но выходящие за ее пределы.

Содержание предъявляемой информации:

1. Образы – зрительные, слуховые и другие, отражающие физические характеристики объекта.

2. Символы – формальные знаки: буквы, цифры, ноты, кодовые обозначения и т.д.

3. Семантика – чаще всего словесная информация; вербальные идеи и понятия; смысл, передаваемый при помощи слов или изображений.

4. Поведение – информация, отражающая процесс межличностного общения: мотивы. Потребности, настроения, мысли, установки, определяющие поведение людей.

Со временем представители и того, и другого лагеря получали все больше данных, свидетельствующих в пользу того. Что в определенной степени правы и те, и другие. В итоге многие пришли к мнению, что разные люди имеют разные способности для решения интеллектуальных проблем и что среди этих способностей особенно важны общие способности (или общий интеллект). Кроме того, существуют специальные способности, используемые для решения специфических проблем, например, технические способности или способность оперировать числами, и эти способности могут также иметь важное значение в определенных обстоятельствах.

Опираясь на эти представления, американский психолог Кеттелл разработал свою концепцию интеллекта. Согласно его теории, у каждого человека с момента рождения имеется потенциальный (или «жидкий», «свободный», «текучий») интеллект, который лежит в нашей способности к мышлению, абстрагированию, синтезу, анализу и рассуждению. Пика своего развития этот вид интеллекта достигает к 20 годам. Существует и другой, «кристаллический» («связанный») интеллект, который определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, приобретаемых человеком по мере накопления жизненного опыта.

По мнению Кеттелла, потенциальный интеллект – это совокупность врожденных способностей, которые используются индивидуумом для решения проблем адаптации к окружающей среде. С другой стороны, «кристаллический» интеллект образуется именно при решении этих проблем. Он требует развития одних способностей (к примеру, лингвистических, математических, социальных и т.п.) за счет других. А также приобретение конкретных навыков, востребованных культурой того общества, к которому принадлежит человек.

Но не все психологи согласились с предложенным компромиссом, продолжая искать свои, отличные от других пути. Американский психолог Томсон сосредоточил свое внимание не на анализе способностей, при помощи которых испытуемые решают те или иные задачи, которые перед ними ставит жизнь (или экспериментатор). Вместо этого он занялся изучением самих задач и всей совокупности способностей, которые необходимы для их решения.

По утверждению Томсона. Для выполнения любого задания необходимо одновременное и скоординированное участие множества различных и специфических способностей. Формирование этих способностей весьма индивидуально, оно зависит от накопленных знаний и от особенностей мышления и действия конкретного человека, которые могут быть врожденными и приобретенными. Поэтому, утверждал Томсон, невозможно измерять и сравнивать между собой настолько разнообразные и индивидуальные способности.

По другому пути пошел Роберт Стернберг, который взглянул на интеллект как на иерархическую структуру, состоящую из 3 частей. Согласно теории Стернберга. Существует интеллект, рассматриваемый во внешнем контексте, он заключается в способности адаптации к среде. Другой «вид» интеллекта, рассматриваемый в плоскости личного опыта, заключается в способности справляться с новыми задачами и ситуациями и быстро, без усилий. Действовать в стандартных. Повторяющихся ситуациях. Третий интеллект, рассматриваемый с точки зрения его компонент, приблизительно соответствует способностям, измеряемым тестами IQ.

Многообразие взглядов на природу и структуру интеллекта говорит о том, что до сих пор не существует четкой и непротиворечивой теории, которая бы внятно описала, что же представляет собой интеллект. Дело дошло до того, что среди психологов, занимающимися проблемами интеллекта, вполне серьезно воспринимается та точка зрения, что «интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта» (шутка, некогда высказанная Альфредом Бине).

Возможно, если посмотреть на то, как формируется интеллект, какие стадии развития он проходит, мы сможем лучше понять его природу.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!!!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: