Финансовый рынок включает 2 составляющие:
1) Рынок кредитных ссуд
2) Фондовый рынок (рынок ценных бумаг)
Рынок кредитных ссуд
На данном рынке оперируют банки, страховые организации, кредиторы и дебиторы. Отношения на данном рынке связаны с,так называемыми, процентными деньгами или процентами. Различают простыне и сложные проценты.
Простые проценты
они рассчитываются по формуле S=P(1+Iпс * n), где Р- исходная сумма, взятая в кредит или положенная на депозитный счет, Iпс — годовая процентная ставка, n- продолжительность сделки.
Примечание: во всех финансовых вычислениях процентная ставка в формулы подставляется как относительная величина, т. е. если годовая процентная ставка 20%, то в формулу подставим число 0,2.
Доход от кредитной сделки представляет собой: D= S-P.
Относительно продолжительности сделки существуют следующие ситуации: n= t/K, где t — продолжительность сделки в днях, а K — временная база (число дней в году).
Если K=360, год считается условным, а процентные деньги называются обыкновенными.
Если K=365 (366), проценты называют точными.
В этой связи различают точные проценты с точным числом дней ссуды(все по календарю) и обыкновенные проценты с точным числом дней ссуды (год услоовный, а число дней в месяце по календарю) и обыкновенные проценты с приближенным числом дней ссуды (в каждом месяце, даже в феврале, 30 дней).
Пример: банк выдал фирме кредит в размере 10 млн.долларов на 1месяц из расчета 20 процентов годовых. Определить доход банка для трех случаем начисления простых процентов.
Рассчет на листочке
Сложные проценты
Формула для расчетов имеет вид: S=P(1+Iпс)^n
Сравним финансовые результаты по простым и сложным процентам:
n | 0,25 | 0,5 | 0,75 | |||
ПП | 1,05 | 1,1 | 1,15 | 1,2 | 1,4 | 1,6 |
СП | 1,047 | 1,095 | 1,147 | 1,2 | 1,44 | 1,728 |
Пусть Р=1
График на листочке
Вывод из графика: при периоде времени менее года кредитору (субъект, дающий в долг) выгоднее простые проценты. При периоде времени в один год результаты по простым и сложным процентам совпадают. При периоде времени более 1года, кредитору выгоднее сложные проценты.
Таким образом, основными статистическими показателями в кредитных операциях являются: продолжительность сделки, процентная ставка, исходная сумма, наращенная сумма S.
В практике кредитных учреждений достаточно часто используется смешанный метод, при котором для целого числа лет используют сложные проценты, а для дробной части продолжительности кредита — простые проценты: S= P(1+Iпс)^a (1+Iпс * b), n=a+b.
n | 0,25 | 0,5 | 0,75 | 1,5 | 2,5 | |||
Смешанные проценты | 1,05 | 1,1 | 1,15 | 1,2 | 1,32 | 1,44 | 1,584 | 1,728 |
Наряду с показателями кредитных операций в статистике кредита используют показатели, характеризующие банковскую деятельность:
1) Уровень развития сберегательного дела: число отделений сбербанка, приходящееся на 10тысяц населения.
2) Уставный капитал банка
3) Стоимость привлеченных активов
4) Прибыль по банковским операциям
5) Продолжительность одного оборота финансовых средств банка
6) Кол-во оборотов денежных средств за год
7) Средние остатки вкладов на счетах банка
8) Средняя величина вклада
Наряду с перечисленными показателями, широко используются так же темпы роста, темпы прироста любых из перечисленных показателей, а так же индексные показатели.
В связи с тем, что все финансово-экономические операции сопряжены с риском, то есть с возможностью не возврата кредитов, используется и этот показатель — риск не возврата кредитов.
Лекция 8.11.2011
Статистика фондового рынка
Фондовый рынок — это рынок ценных бумаг. Различают основные и производные ценные бумаги. К основным ценным бумагам относят: акции, облигации, векселя. К производным ценным бумагам относят: фьючерсы, опционный, варанты и др.
Отдельный опорный конспект по справочнику «НАЗВАНИЕ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕХ ВИДОВ ЦЕННЫХ БУМАГ»
Наиболее распространенным видом ценных бумаг в рыночной экономике являются акции. Показателями, характеризующими акции, являются: объем эмиссии, номинальная стоимость, кроме того важным показателем является дивиденд, то есть процентное отчисление владельцу акции.
Акции бывают обычными и привилегированными. Разница между ними состоит в том, что:
1) владелец обычных акций имеет право на участие в управлении акционерной компании (собрание акционеров)
2) владелец привилегированной акции лишен права участия в управлении акционерной компании
3) у владельцев привилегированных акции гарантированный доход, а у обычных- как сложится
Акция представляет собой правовой документ, подтверждающий право собственности на часть капитала акционерной компании.
Вторым по значимости видом ценных бумаг является облигация — долговое обязательство государства, субъекта федерации либо корпорации перед владельцем облигации, в котором указаны процентные деньги по этапам выплат, срок действия облигации и другие параметры, определенные эмитентом.
Третий вид — векселя — долговое обязательство, в котором указаны сумма долга, порядок и времени возврата, а так же возможность продажи его третьем лицам.
Основными показателями любого вида ценных бумаг являются доходность и риск. Доходность -это процентные деньги, которые владелец ценной бумаги получает по соответствующей процентной ставки ежегодно. Риск - возможность недостижения целей вложения в ценные бумаги. Соотношение между этими двумя факторами приводит к различным видам портфелей ценных бумаг: портфель консервативный, рост, доходности и тд. До 10ти и более видов портфелей ценных бумаг различают в финансовом менеджменте. Разделение портфелей на различные виды является субъективным и недостаточно аргументированным подходом.
Методика формирования портфеля ценных бумаг по методу Б.О.Ф -а.
Требуется из шести вида ценных бумаг (акции различных предприятий) сформировать и оптимизировать портфель инвестиций.
Вид ценных бумаг | Годовая доходность (W1) в % | Риск потери инвестиции (W2) |
Ц1 | Низкий | |
Ц2 | Очень высокий | |
Ц3 | Отсутствует | |
Ц4 | Очень высокий | |
Ц5 | Очень низкий | |
Ц6 | Высокий | |
Состав портфеля ценных бумаг — это перечень ценных бумаг в портфеле.
Структура портфеля — это доля бумаг каждого вида в общей стоимости портфеля.
Методика решения задачи:
1) ранжируем показатели по важности
Wj | W1 | W2 |
Rj |
2) расчет весовых коэффициентов показателей Cj=1- ((Rj-1)/K)
Wj | W1 | W2 |
Cj | 0,5 |
3) нормируем значения весовых коэффициентов Сj*= 1,5
Wj | W1 | W2 |
Cj* | 0,7 | 0,3 |
4) ранжируем ценные бумаги по каждому показателю
Цi | W1 | W2 |
Ц1 | ||
Ц2 | ||
Ц3 | ||
Ц4 | 5,5 | |
Ц5 | ||
Ц6 |
5) рассчитываем весовые коэффициенты ценных бумаг по показателям
Cji=1- ((Rji-1)/M)
Цi | W1 | W2 |
Ц1 | 0,17 | 0,67 |
Ц2 | 0,83 | 0,33 |
Ц3 | 0,5 | |
Ц4 | 0,25 | |
Ц5 | 0,5 | 0,83 |
Ц6 | 0,5 | 0,5 |
6) нормируем значение весовых коэффициентов ценных бумаг по показателям
Цi | W1 | W2 |
Ц1 | 0,17 | 0,8 |
Ц2 | 0,83 | 0,3 |
Ц3 | 0,5 | 0,7 |
Ц4 | 0,2 | |
Ц5 | 0,4 | 0,6 |
Ц6 | 0,5 | 0,5 |
7) рассчитываем обобщенный показатель инвестиционной привлекательности каждого вида ценных бумаг Wi c домиком = сумма Cj* умнож на Cji с домиком
W1 = 0,38 | ||
Если W c чертой сверху = 0,38, а все W итые с чертой в сумме составляют единицу, это означает, что ценные бумаги первого вида в общей стоимости портфеля от общей стоимости портфеля должны составлять 38%
Наряду с рассмотренными показателями в данной методике могут быть рассмотрены темп прироста доходности, надежность корпорации эмитента ценных бумаг и любые другие показатели по усмотрению инвестора.
Лекция 15.11.2011
Макроэкономические показатели и система национальных счетов
Макроэкономика - раздел эконом теории, изучающий общественное производство в целом по стране. Субъектами и объектами изучения являются предприятия (юр лица), домашние хозяйства, правительства — все это образует участников эконом жизни на уровне макроэкономики.
Макроэкономика это сложная экономическая система. Анализ ее функционирования осуществляется с использованием развитой системы показателей. К основным показателям при этом относят: национальный объем производства, валовый национальный продукт, валовый внутренний продукт, уровень безработицы, состояние торгового баланса, характер и темы инфляции, показатели национального богатства, другие. Все макроэкономические показатели взаимосвязаны и образуют основу системы национальных счетов (СНС).
Валовый национальный продукт (ВНП)
ВНП- это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течении года факторами производства принадлежащими гражданами данной страны, не зависимо от их конкретного местоположения.
ВНП включает только конечную продукцию. Для исключения повторного счета в ВНП не включают:
- государственные и частные трансфертные платежи (пенсии, пособия, степендии, субсидии), трансферт — односторонний денежный поток
- сделки с ценными бумагами
- выручка от товаров, произведенных в прошлом периоде
ВНП рассчитывают несколькими способами:
1) производственный: сумма всей добавленной стоимости
2) по расходам: личное потребление + валовые инвестиции + гос.закупки + чистый экспорт
3) по сумме доходов: зарплаты наемных работников + рента+ процент + прибыль + амортизация + косвенные налоги
Виды ВНП:
1) номинальный: исчисляется в текущих рыночных ценах
2) реальный: исчисляется в неизменных ценах (очищен от инфляции)
3) потенциальный: соответствует полному использованию имеющихся ресурсов
Наряду с ВНП используется ВВП, который отличается от ВНП главным образом тем, что в расчетах учитывают лишь добавленную стоимость, произведенную лишь в пределах границ данной страны.
Наряду с ВНП и ВВП в макроэкономике используют так же чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход и другие показатели. Все перечисленные показатели обладают одним недостатком: как объемные показатели, абсолютные величины, они не позволяют сравнивать уровень экономического развития разных стран. В этой связи для решения данной задачи все перечисленные показатели превращают в относительные величины, разделив их на численность населения страны. В итоге имеем ВВП, ВНП на душу населения и т. д.
ВСЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И МЕТОДЫИЗ РАСЧЕТА ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Особенностью ВНП при оценки уровня экономического благосостояния страны является так же и то, что в нем не учитываются ни рыночные операции, ни увеличение свободного времени, ни повышения качества продукции, экологические последствия ВНП и теневая экономика.
Макроэкономические показатели специальным образом классифицированы, включены в систему национальных щитов.
Система национальных счетов принята ООН в 1993 году. Разработками по внедрения СНС в России занимается РОССТАТ.
В рамках СНС рассматриваются следующие системы счетов, счетов по направлениям:
1) производство материальных благ и услуг
2) образование дохода
3) распределение доходов
4) перераспределение доходов
5) использование дохода
6) изменение имущества
7) кредитование и финансирование
СНС как международная система учета позволяет сопоставить уровни экономического развития различных стран, что является важным для гос органов, крупного бизнеса, политических и общественных организаций, научно-исследовательских учреждений.
СНС фактически отображает экономику отдельной страны в совокупность институционных единиц.
Институционная единица — это хозяйствующие субъекты, которые в каждой стране представлены юридическими лицами (предприятия, организации) и домашними хозяйствами. Институционные единицы вступают в эконом отношения между собой на экономической территории страны.
Экономическая территория — это территория, управляемая правительством, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.
Институционные единицы, связанные с эконом территорией страны год или более, называются резидентами.
Понятие резидент не связано ни с гражданством, ни с национальностью.
В связи с понятием резидент экономику страны принято делить на национальную и внутреннюю. В национальной экономике учитываются все резиденты независимо от их местоположения, внутренняя экономика учитывает деятельность как резидента, так и не резидента.
Классификация СНС
Все множество макроэкономических показателей в системе нац.счетов разбито на группы — классификации:
1) Институционные единицы по секторам экономики
2) Отрасли экономики
3) Экономические операции
4) Активы и пассивы
5) Товары и услуги
6) Расходы органов государственного управления по назначениям
7) Налоги и субсидии
Институционные секторы экономики:
Различают след.секторы:
1) нефинансовые предприятия, корпорации и квазикорпорации (как бы корпорации), т. е. структуры, занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых структур.
2) Финансирование корпорации и квазикорпорации
3) органы гос управления
4) домашние хозяйства
5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства
6) внешнеэкономичсекие связи
Классификация инст. единиц по секторам характеризует структуру рыночной экономики:
1) предприятия и корпорации, производящие нефинансовые товары и услуги
2) финансовые учреждения
3) бюджетные гос организции
4) домашние хозяйства и мелкие предприятия
5) общественные, политические, профсоюзные и религиозные организации
6) остальной мир 9зарубежные резиденты, связанные с резидентами данной страны)
Отраслевая классификация
Отрасль определяется как совокупность заведений (предприятий) с однородным производство (сх, транспорт, связь, пром производство, др)
Классификация экономических операций:
1) операции с товарами и услугами
2) с доходами
3) с фин инструментами
4) прочие(например, изменение активов в результате различных катаклизмов)
Классификация товаров и услуг: используется международная центральная классификация продуктов, одобренная Статической комиссией ООН в 1993году.
Классификация расходов органов государственного управления:
предполагает их разграничение по назначениям: общее управление (правительство), оборона, просвещение, здравоохранение и т. д.
Классификация налогов и субсидий:
В СНС различают:
1) налоги на продукты (НДС, акцизы, налог на продажу и др)
2) прочие налоги на производство (налог на землю, здания, основные фонды, на фонд зар.платы)
Обе группы налогов вместе образуют налоги на производство и импорт.
Кроме того, налоги в СНС разделены на 2 группы:
1) текущие, т. е. уплачиваемые регулярно, периодически
2) капитальные — единовременные
При расчете макроэкономических показателей в рамках СНС используют различные методы. Результаты могут не совпадать. В этой связи СНС допускает так называемое статистическое расхождение, которое не должно превышать 4-5% от ВВП.