Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра «Налоги и налогообложение»
Допустить к защите
Заведующая кафедрой
Д.э.н., проф. Гончаренко Л.И.
_____________________
«» ___________ 20__ г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
(БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА
на тему:
«Налоговое стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности в условиях современной налоговой политики государства»
Студента группы Н4-1
Берберова А.Б.
Научный руководитель:
д.э.н., проф., Пансков В.Г.
Москва 2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3-5
Глава первая. Теоретические предпосылки исследования…………..6-25
1.1. Понятие «налоговое стимулирование» и его классификация……...6-14
1.2. Опыт применения методов налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в зарубежных странах…….14-19
1.3. Тенденции развития методов налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в мировой экономике……...20-25
Глава вторая. Налоговое стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности: анализ текущей ситуации…………………26-50
2.1. Анализ налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в России
2.2. Проблема выработки универсальной концепции эффективности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в условиях современной России.
Глава третья. Пути модернизации механизма налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в современной России……51-60
Заключение………………………………………………………………...61-62
|
Список использованных источников………………………………….62-65
Приложения
Введение
На современном историческом этапе развития Российской Федерации чрезвычайно острым и злободневным является вопрос о скорейшей и неотложной модернизации экономики, осложненной пост-советской разлаженностью системных связей, многочисленными дефолтами, сменой политического режима, появлением частной собственности.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью механизма налогового стимулирования как действенного инструмента поступательного развития экономики государства, а также «катализатора» инвестиционной и инновационной активности компаний.
Особую актуальность рассматриваемой теме придает факт нестабильного социально-экономического положения Российской Федерации в настоящий момент. Тлеющий мировой финансовый кризис, в совокупности с конфликтной ситуацией на юго-востоке Украины и падением цен на минеральные ресурсы, обнажил системные недостатки выбора пути развития страны, результаты которого выразились в острейшем дефиците федерального бюджета. Представляется логичным, что в случае непринятия мер по переводу экономики страны на «другие рельсы», ситуация может усугубиться до печальных результатов.
Такими «рельсами» могут и должны стать инвестиции в реальный сектор экономики, а также вложения компаний в НИОКР. Однако, как и «рельсы» не могут без «шпал», так и симбиоз инвестиций и инноваций должен быть поддержан эффективной системой налогового стимулирования, что подтверждается успешным опытом зарубежных стран.
|
Между тем, предоставление налоговых льгот для инвесторов и инноваторов имеет и обратную негативную сторону, заключающуюся в конфликте интересов между бюджетом определенной территории (государство-субъект) и предоставлением инструментов налогового стимулирования для компаний. Поэтому, предоставление льгот должно руководствоваться принципом «эффективности» с целью недопущения нецелевой растраты средств.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и обобщение теоретических и практических вопросов расчета эффективности от предоставления налоговых льгот.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы механизма налогового стимулирования в Российской Федерации.
2. Провести исследование по расчету эффективности от предоставления инвестиционных и инновационных льгот на разных уровнях.
3. Сформировать конечные выводы, а также разработать рекомендации по совершенствованию инструментов налогового стимулирования в целях увеличения их эффективности.
Объектом исследования является механизм налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в Российской Федерации.
Предметом исследования является анализ эффективности от предоставления налоговых льгот на макро- и микроуровнях.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых-экономистов, посвященные проблемам системы налогового стимулирования, в частности, Панскова В.Г., Савиной О.Н., Мандрощенко О.В., Борисова О.И., Рюминой Ю.А., Гринкевич А.М., Куклиной Е.А., Ткачевой Т.Ю. и других. Многих из этих фамилий нет ни в использованных вами источниках, ни в списке литературы. Зато там есть другие фамилии.
|
Практическая значимость исследования заключается в выявлении недостатков механизма налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в Российской Федерации, а также в разработке рекомендаций по его совершенствованию.
Нормативной базой исследования являются Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, положения по бухгалтерскому учету.
Информационной базой являются отчеты, предоставленные Федеральной налоговой службой РФ, Правительством Оренбургской области, а также результаты независимых экспертных исследований.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрывается определение понятия «налоговое стимулирование», дается его классификация, а также анализируется опыт зарубежных стран по стимулированию инновационной и инвестиционной деятельности компаний. Здесь также освещаются основные тенденции развития методов налогового стимулирования, большей частью связанные с повышением их эффективности.
Во второй главе дается развернутый анализ состояния механизма налогового стимулирования в Российской Федерации. В параграфе 2.1 рассматривается отношение к инновационным и инвестиционным льготам со стороны компаний; соответственно в параграфе 2.2 анализируется бюджетная эффективность от предоставления льгот на макроуровне (субъекты РФ в целом) и на микроуровне – отдельный регион РФ (Оренбургская область) с применением трех критериев эффективности – бюджетной, экономической и социальной.
В третьей главе проанализированы различные пути совершенствования механизма налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в России и даны конкретные рекомендации по улучшению общей ситуации с предоставлением инструментов налогового стимулирования. В заключении приводятся основные результаты исследования. Квалификационная работа снабжена соответствующим библиографическим списком по заявленной теме.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Теоретические предпосылки исследования
1.1. Понятие «налоговое стимулирование» и его классификация. Становление и развитие любой экономики неразрывно связано с ростом эффективности системы налогового стимулирования, изучением соответствующего зарубежного опыта и внедрением оптимальной иностранной практики. Данная позиция свидетельствует о том, что во главе планомерного социально-экономического развития государства должен стоять рост инвестиционной и инновационной активности. Особую важность данному фактору как стабилизатору внутреннеполитической ситуации и «катализатору» последующего экономического роста страны придают западные санкции, а вместе с ними и ответные шаги Правительства РФ по «импортозамещению» продукции.
Отечественные источники налогового права не дают точного определения понятию «налоговое стимулирование». В связи с этим, обратимся к мнению директора юридического департамента Торгово-промышленной палаты РФ, полагающего, что налоговое стимулирование это «целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности (в контексте нашего исследования – инвестиционной и инновационной деятельности)[1].
Приведем и некоторые другие экспертные мнения. Так, согласно мнению профессора ИНИТУ, Нечаева А.С. (перевод с английского языка) - налоговое стимулирование инновационно-активных хозяйственных субъектов – это комплекс действий, направленных на усиление заинтересованности инновационно-активных субъектов в эффективном использовании основных производственных фондов в процессе осуществления общественно полезной деятельности за счет перспективы получения налоговых льгот как инструмент стимулирования инновационного развития[2].
Молодым ученым, кандидатом экономических наук Кузиной Л.А. предлагается собственное определение понятия «налоговое стимулирование». Автор под ним понимает «совокупность форм и методов побуждения хозяйствующих субъектов к внедрению инноваций с целью повышения конкурентоспособной продукции»[3].
Дискуссионным остается и другой вопрос: тождественны ли понятия «налоговые льготы» и «налоговое стимулирование»? В частности, согласно мнению Бельтюковой С.М., смысловое содержание понятия «налоговое стимулирование» шире, чем «налоговые льготы» - понятие «налоговые льготы» в большей мере относится к деятельности налогоплательщика, а понятие «налоговое стимулирование» - это скорее прерогатива деятельности органов государственной власти. В связи с этим, экспертом было предложено свое определение понятие налогового стимулирования как «целенаправленной деятельности органов государственной власти по осуществлению мер, закрепленных в Налоговом законодательстве РФ»[4].
В книге «Налоговое стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях» раскрывается сущность понятия «система налоговых льгот и преференций». Так, согласно авторам данной книги, путем использования налоговых льгот и преференций «включается» одна из функций налогообложения – стимулирующая. В дальнейшем, государство может влиять непосредственно на степень развития бизнеса, а также на уровень инновационной активности в государстве. Также, авторы указывают на плотную взаимосвязь между «механизмом налогового стимулирования» и «уровнем социально-экономической жизни общества», что автоматически ставит механизм налогового стимулирования в ранг «неотъемлемого элемента экономической политики государства».[5]
Стоит отметить, что большая часть из представленных определений имеет свои особенности. В частности, определения, предложенные Нечаевым А.С. и Кузиной Л.А. не отвечают на вопрос о том, кто должен стимулировать осуществление инвестиционной или инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Отметим также некоторую «обширность» дефиниции, предложенной другим автором – Бельтюковой С.М. В нем не сказано о том, кто является получателем «мер», но более того, не раскрыта инвестиционно -ориентированная специализация этих «мер». На наш взгляд, мысль о том, что механизм налогового стимулирования – неотъемлемый элемент экономической политики, предложенная авторами работы «Налоговое стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях», является чрезвычайно актуальной и которая в дальнейшем подтвердится успешным зарубежным опытом.
В связи с этим, приведем в данной работе наше собственное толкование понятия, на наш взгляд, вобравшего наиболее сильные стороны всех рассмотренных дефиниций: налоговое стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности – неотъемлемый элемент экономической политики государства, выраженный в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по усилению экономической заинтересованности инновационно-активных субъектов в эффективном использовании основных производственных фондов в процессе осуществления общественно полезной деятельности за счет перспективы получения налоговых льгот.
Отметим, что в зарубежной и отечественной практике существует большое количество критериев классификации методов налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Так, применяемые на практике методы налогового стимулирования с учетом их страноведческой специфики можно свести к следующим видам:
1) налоговые каникулы;
2) специальные правила налогообложения для специальных (особых) экономических зон;
3) инвестиционный налоговый кредит;
4) инвестиционный налоговый вычет;
5) ускоренная амортизация;
6) снижение налоговой ставки;
7) освобождение от уплаты налога;
8) специальные налоговые режимы.
Из указанных налоговых инструментов почти все в той или иной мере применяются в РФ. Однако, для максимальной эффективности их использования требуется оптимально разработанный механизм определения налогоплательщика с точки зрения как его деятельности, так и расходов с целью выбора приоритетности для применения фискальных преференций. В случае отсутствия такого алгоритма, представляется весьма вероятным злоупотребление льготами со стороны недобросовестных налогоплательщиков.
Следующим способом классификации стимулов развития инвестиционной и инновационной деятельности является их деление по разновидностям налогов. Представляется логичным, что если согласно отечественному законодательству налоги в РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные, то установление и отмена федеральных льгот регулируются НК РФ, соответственно региональные льготы – НК РФ и законами субъектов РФ и, наконец, местные льготы регулируются НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Подытоживая, можно отметить, что льготы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Одним из признаков градации методов стимулирования инвестиционной деятельности является их деление по ориентации на получателя. Так, выделяют льготы, ориентированные:
- на физических лиц, то есть лиц, получающих доходы в связи с участием в инновационной деятельности;
- на организации, осуществляющие научную или инновационную деятельность;
- в зависимости от направления осуществления деятельности или места нахождения (например, резидентам особых экономических зон);
- на отдельные виды имущества (алгоритм начисления амортизации или льготы по налогу на имущество или земельному налогу).
Непосредственно налоговые льготы инвестиционной и инновационной деятельности в РФ можно разделить на четыре группы:
1) льготы, предоставляемые всем инновационным предприятиям;
2) льготы для резидентов технико-внедренческих зон;
3) льготы, предоставляемые участникам проекта «Сколково»;
4) льготы для IT-компаний и компаний, занимающихся инжинирингом.
При рассмотрении существующих в настоящее время налоговых льгот, следует дать определение понятию «налоговая льгота». Для этого обратимся к статье 56 НК РФ: льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере. В то же время, следует отметить, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.[6]
В настоящее время, к инструментам налогового стимулирования можно отнести:[7]
1. Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Данный инструмент предоставляется при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Однако, только в тех случаях, если они осуществлялись за счет средств бюджетов и указанных в НК РФ специальных фондов или проводились образовательными учреждениями на основе хозяйственных договоров.
2. Освобождение от НДС при НИОКР, относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих продукции и технологий. Данный инструмент можно применять только для ограниченного перечня видов деятельности. В частности, к таким сферам относятся: разработка новых технологий или разработка конструкций инженерного объекта или технической системы.
Важно отметить, что данные льготы носят обязательный характер, а не заявительный, поэтому согласно НК РФ данные инструменты не являются налоговыми льготами.
3. Освобождение от НДС реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Перечень результатов интеллектуальной деятельности достаточно обширный. В связи с этим, отметим, что к ним относятся промышленные образцы, топологии интегральных схем, «ноу-хау», компьютерные программы и.т.д. Данный инструмент также относится к инструментам обязательного характера.
Важно отметить, что данная мера не распространяется на реализацию интеллектуальных продуктов с программным обеспечением в товарной упаковке, подкрепленной лицензионным договором. Не освобождается, в том числе, и выполнение работ, связанных с программами для ЭВМ по договору подряда.
Следующая обширная группа льгот связана с налогом на прибыль организаций. Прежде всего, инструменты налогового стимулирования предоставляются в части учета доходов и расходов.
4. Упрощенный учет расходов на НИОКР. Компании, имеющие затраты на НИОКР, вправе учитывать эти расходы в составе прочих расходов, притом в том периоде, в котором эти исследования (разработки) были завершены в размере проведенных затрат с использованием коэффициента 1.5. Однако стоит отметить, что деятельность данной организации должна осуществляться согласно перечню, установленному Правительством РФ. Данный список состоит из шести отраслей, таких, как наноиндустрия, информационно-телекоммуникационные системы, науки о жизни, рациональное природопользование, ядерная энергетика, энергосбережение и энергоэффективность и транспортные и космические системы. При осуществлении своей инновационной деятельности организация должна предоставлять в территориальный налоговый орган отчет о выполненных НИОКР с целью подтверждения и обоснованности применения коэффициента.
Важен и тот факт, что в случае отсутствия деятельности в списке, утвержденном Правительством РФ, то компания вправе учитывать расходы на исследования и разработки в составе прочих расходов, однако без применения повышающего коэффициента.
5. Использование повышающих коэффициентов амортизации. Согласно ст. 259.3, компании вправе применять специальный коэффициент до 3 к основной норме амортизации, но только к тем амортизируемым основным средствам, имеющим отношение только для осуществления НТР. Стоит отметить, что применение указанной льготы весьма спорно, т.к. пока представляется трудным обоснование факта использования оборудования исключительно в научной деятельности. Более того, трактовка понятия «научная деятельность» в ст.262 НК РФ носит гораздо более ограниченный характер, чем в Федеральном законе «О научно-технической политике».
В случае с амортизацией нематериальных активов также предусмотрен особый порядок, дающий возможность налогоплательщику самостоятельно определить срок полезного использования, однако нижняя граница такой меры – два года.
К инновационно - ориентированным льготам также можно отнести право включения в качестве затрат отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения, но их объем не должен быть больше 10%, а для объектов 3-7 амортизационной группы – 30% от расходов, понесенных в случаях реконструкции, модернизации или технического перевооружения.
6. Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования. Доходы, полученные в виде средств целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы. Однако такое финансирование должно быть получено от следующих организаций: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
При этом, при использовании данной льготы, следует помнить о том, что доходы, полученные в рамках вознаграждения от перечисленных фондов или целевых бюджетных поступлений, не освобождаются от обложения налогом.
7. Инвестиционный налоговый кредит. Это один из перспективнейших инструментов налогового стимулирования, однако пока не раскрывший свой потенциал. Под ним понимается форма отсрочки налога на прибыль (или региональных и местных налогов) на срок до 5 лет. Однако по истечении указанного срока, компания обязана вернуть выданный кредит и проценты по ставке не менее ½ и не более 1/4 рефинансирования ЦБ РФ.
ИНК применяется в случае, если организация проводит НИОКР или техническое перевооружение своего производства, а также, если она инвестирует в возведение энергоэффективных объектов. На сегодняшний день, компании могут получить такой кредит на 100% стоимости закупленного оборудования, но при этом указанная техника должна использоваться исключительно для заявленных целей. Другим основанием для выдачи ИНК является осуществление организацией инновационной деятельности по созданию новой или по совершенствованию применяемой технологии. В данном случае, сумма кредита определяется путем формирования соглашения между организацией и уполномоченным органом. Логично, что в указанном договоре будут прописаны условия, на которых будет действовать ИНК, а также факт обеспечения и соблюдения ограничений по распоряжению имуществом, на которое распространяется действие ИНК.
8. Пониженная ставка по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты регионов РФ. Данная льгота активно используется в целях налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в регионах. В частности, в случае обретения статуса инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта в Нижегородской области, компания имеет право на применение ставки в 13,5%. Немного модернизированную ставку применяют в Новосибирской области, где ставка варьируется от 13,5% до 15,5% в зависимости от капитальных вложений для участников инвестиционных проектов.
9. Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники. К следующей инновационно-ориентированной льготе можно отнести право налогоплательщика учитывать затраты на покупку ЭВТ в качестве материальных расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию. В качестве ограничительных мер выступает деятельность компании, т.е. сферой ее экономических интересов должна быть деятельность в области IT. Следующими критериями являются обязательное получение документа о государственной аккредитации IT-компании, а также значение доли доходов от деятельности в указанной сфере – не менее 90% от всей суммы полученных доходов за рассматриваемый период. Наконец, последним критерием является значение среднесписочной численности работников – оно должно превышать 50 человек. Отметим, что невыполнение хотя бы одного из названных условий недопустимо.
10. Установление нового порядка учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Указанный тип средств требуется включать в доходы, но пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. В качестве ограничительной меры выступает временное ограничение, выраженное тем, что данный инструмент можно использовать только в течение не более, чем двух налоговых периодов со времени получения субсидий. В случае превышения суммы финансовой поддержки над признанными расходами полученную разницу необходимо включить в доходы этого периода.
11. Создание резерва расходов на НИОКР. Указанный резерв может быть создан под программы по НИОКР, но на срок не более 2 лет, а предельным значением является 3% доходов от реализации. Сумма резерва расходов списывается в прочие расходы на последнее число отчетного (налогового) периода. Преимуществом создания резерва расходов по НИОКР является то, что компания вправе списывать расходы на исследования и разработки за счет резерва, но в случае превышения затрат над объемом резерва – списывать в общем для НИОКР порядке.
12. Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным основным средствам. Данная льгота является сравнительно новой. По ней, компания имеет право не платить налог на имущество, имеющее высокий класс энергетической эффективности, в течение 3 лет с момента ввода. Отметим, «сырость» этого инструмента в связи с тем, что на данный момент пока представляется сложным определить энергетическую эффективность объекта в связи с нередким отсутствием требуемых нормативно-правовых актов.
1.2. Опыт применения методов налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в зарубежных странах. После Второй мировой войны в западных странах возникла проблема стимулирования инновационной деятельности как инструмента модернизации экономики. Так, в США именно в этот период появились первые правила, целью которых были развитие НИОКР. К ним можно отнести порядок вычета из налогооблагаемой суммы расходов на исследования и эксперименты в течение периода до 5 лет. Другим важным инструментом являются налоговые льготы, позволяющие сократить расходы на образовательные и исследовательские цели. Однако, на сегодняшний день в США, основным методом налогового стимулирования является налоговый кредит на НИОКР.
Довольно богатым опытом в сфере налогового льготирования владеет Япония. В данный момент, наряду с такими распространенными инструментами, как налоговые скидки по расходам на разработки или налоговые льготы на исследовательские затраты (ставка составляет 20% от суммы увеличения затрат на инновации в сравнении с максимальным объемом расходов на указанные цели в любой год), используются как налоговые скидки с сумм, уплачиваемых за использование зарубежной технологии. Другой страной с не менее богатой историей налогового стимулирования является Швеция. В частности, в государстве подлежат освобождению 10% затрат фирмы на НИОКР, а также предусмотрена 20% скидка с суммы прироста расходов на инновации.[8]
На сегодняшний день, все налоговые льготы можно поделить на две группы – объемные, зависящие от понесенных затрат и приростные, которые высчитываются исходя от прироста затрат на инновации по сравнению с базовым годом. Так, лидером в области объемных скидок являются Австралия и Сингапур, где из налогооблагаемого дохода высчитываются суммы в несколько раз превышающие затраты на НИОКР. Некоторые страны, такие как Франция, США или Тайвань, используют приростную схему налоговых льгот. Во Франции действует ее наибольшая ставка – 50%, а например, в Тайване – 20% к затратам на НИОКР. Существует практика использования обеих схем одновременно, но для отличных друг от друга расходов. В США приростная скидка дополняется объемной льготой для компенсации затрат частного сектора, направленных на фундаментальные исследования.[9]
Наряду с объемными или приростными льготами в ряде стран действует «потолок» для списания налогов по скидкам на НИОКР. Так, в Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% суммы корпоративного налога (для мелких и средних компаний Японии – 15%), в Канаде – 75%, на Тайване – 50%. В США компании запрещено удваивать затраты на НИОКР в течение одного года, а значение средней наукоемкости не должно превышать 16%. Данные ограничения призваны не допустить острых колебаний налоговых платежей частного сектора, а также снизить до минимума вероятность манипулирования финансовой отчетностью ради получения максимальных привилегий.
Основная цель каждой модели фискальных льгот – уменьшение налога на прибыль. Но при этом данное уменьшение связано с уровнем инновационной активности предприятия – наивысшие «привилегии» получают те компании, у которых достигнуто наиболее успешное внедрение результатов от НИОКР. Однако для остальных компаний данные льготы лишь отчасти покрывают риск, связанный с НИОКР.
Списание затрат на НИОКР при определении базы по налогу на прибыль в сочетании с ускоренной амортизацией является наиболее универсальной льготой. Так предприятия стран-членов ОЭСР могут уменьшить свою базу по налогу на величину произведенных в году расходов на проведение НИОКР. Более того, в некоторых странах существуют правила, по которым предприятия могут вычитать из налогооблагаемой базы больше, чем израсходовано на инновации.
К самым распространенным налоговым льготам, получившим наибольшее распространение в развитых странах, можно отнести налоговый кредит, списания из налогооблагаемой базы, отсрочку налогообложения, а также вычет расходов на НИОКР.
Сущность налогового кредита позволяет фирмам снизить начисленный налог на прибыль на величину, которая равна установленному проценту от понесенных затрат на инновации.
Касаясь инвестиционного налогового кредита, представляется важным отметить, что он предоставляется тем компаниям, которые направляют инвестиции на внедрение новой техники или технологий. Данный кредит представляет собой скидку, которая формируется как процент от затрат, а в дальнейшем она вычитается из суммы начисленного налога на прибыль. В некоторых странах (Канада) данный вычет пропорционален объему затрат на инновации, в других (Япония) – приросту этих затрат за определенный отрезок времени.
В отдельных странах используются обе схемы расчета. Так, в Японии история налогового кредита насчитывает более 40 лет. Он составляет 20% от прироста затрат на инновации по отношению к предыдущим годам с максимальным уровнем аналогичных расходов, не превышая 10% от общих фискальных обязательств компании. Однако особое внимание привлекает опыт Голландии, где более 20 лет он высчитывается на основе расходов компаний на заработную плату сотрудников, работающих в области НИОКР. Предоставляя подобную привилегию, государство поощряет и инновационную активность бизнеса и выступает в роли инвестора, оценивающего последствия применения налогового кредита, обеспечивая им будущие поступления в бюджет.
Особый вид налоговой льготы – отсрочка налогообложения – предназначен для решения проблем предприятий, расходующих средства на НИОКР, однако не получающих пока прибыли для получения нужных льгот в полном объеме. Поэтому в законодательстве некоторых государств существует возможность переноса права пользования льготами на будущий период (до 10 лет). Данная схема тесно связана с циклическим развитием рыночной экономики и чередованием спадов и подъемов конъюнктуры. Предприятия вынуждены обновлять свой ассортимент или переходить на новые эффективные технологии бизнеса в период спада, но между получением дохода и проведением перестройки в компании существует временная «дыра», что и учитывалось при создании механизма отсрочки налогообложения.[10]
Большое внимание в развитых странах также уделяется и ускоренной амортизации оборудования, которое используется в наиболее инновационных сферах. Так, в законодательстве США прописаны особые правила налогообложения к объектам интеллектуальной собственности. В частности, в Налоговом кодексе имеется раздел, который посвящен амортизации нематериальных активов и интеллектуальной собственности – для них существуют особые правила амортизации (в т.ч ускоренной).
К реалиям сегодняшнего дня можно отнести повышение удельного веса льгот, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат. Так, в США существует около сотни льгот, целью которых является активизация научно-технического прогресса. Особенностью данных льгот является то, что они не предоставляются авансом, а являются результатом внедрения инноваций. Как результат: в США сумма инвестиций фирм в НИОКР практически совпадает с количеством недополученных средств.
Новым и прогрессивным методом налогового стимулирования инноваций в некоторых развитых странах стало применение пониженной ставки налогообложения доходов корпораций, полученных с реализации запатентованной продукции. Данная преференция уже введена в части стран Европы и Китае. Несмотря на различные условия предоставления этого «стимула», существует общее понятие для него – «патентное окно». Главное отличие новой льготы от обычных льгот по НИОКР состоит в том, что она направлена на конечный инновационный продукт, а не на минимизацию налогообложения на промежуточных этапах инновационного процесса. Чаще всего поощрением для компании выступает более низкая ставка налогообложения прибыли. Данной мерой стимулируется инновационная активность организаций, что в современных условиях является ключевым фактором успеха компании. В большинстве стран для указанной льготы существуют верхние пределы налоговых льгот. Так, например, в Ирландии данное значение равняется 5 млн. евро, а в Испании – проведенные затраты на разработку, умноженные на 6.[11]
Указанная мера поделила зарубежное экспертное сообщество на два лагеря, однако уже, предварительные результаты говорят о том, что применение «патентного окна» стимулирует развитие инновационной деятельности компаний. Рассматривая вопрос, отметим, что выручка от проведения НИОКР не всегда полностью покрывает потерю налоговых доходов в связи с пониженной ставкой. Как бы то ни было, результаты от эффективности применения «патентного окна» будут очевидны через несколько лет, когда можно будет точно определить динамику движения макроэкономических показателей, в частности, уровень занятости, экспорт инновационной продукции и.т.д.
Основное правило западной системы заключается в том, что льготирование предоставляется предприятиям и инвесторам, а не научным организациям, что обеспечивает активный спрос на инновации. Систематический пересмотр льгот также позволяет государству, как регулятору экономики, точечно стимулировать активность в нужных отраслях, а также влиять на структуру и численность научных и инновационных предприятий, а иногда и на структуру производства.
Льготы плюс конкуренция обеспечивают высокий спрос на исследования и инновации. Регулярный пересмотр льгот позволяет государству целенаправленно стимулировать инновационную активность в приоритетных отраслях, влиять не только на структуру и численность научных и инновационных организаций, но главное – на структуру производства.[12]