Тема: Основные правила орфографии
Слова- это воздушные кораблики мысли.
Задание 1. Просмотрите видеоурок по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=tlZjqJmj5vo
Задание 2. Выпишите услышанные окказионализмы
Задание 3.Прочитайте текст:
«Изобрели особый прибор – шляпоприподниматель. Вы идете по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу – знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу, приветливо приподнимает ее и потом снова нахлобучивает на вашу голову. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку ».
Задание4. Придумайте не меньше 10 (!) названий таких приборов, которых пока не существует, но их потребность остро ощущается нами всеми).
Обязательное условие - в названии этих приборов ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть приставки
Значения этих приставок (на всякий случай!) даны ниже. Используйте РАЗНЫЕ приставки.
Задание 5. Повторите правописание приставок
Таблица Правописание приставок
Тип приставок | Вид приставки | Условие |
Приставки на З-С | Без-, бес- Воз-, вос- Из-, ис- Низ-, нис- Раз-, рас- Роз-, рос- Через-, черес- | Перед гласными и звонкими согласными –З, перед глухими согласными - С |
Пре- и при- | Пре- | = очень |
= пере- | ||
При- | Приближение |
ПОДСКАЗКА: Правила и примеры правописания согласных и гласных с приставками.
Приставку от корня на письме отделять нельзя.
З - такой приставки в русском языке НЕТ (згрести - сгрести)
Правописание согласных.
1. Приставка с и приставки, оканчивающиеся на согласную, кроме з, не изменяют этой согласной: сбавить, сделать, подбить, подпилить.
Поэтому в начале русских слов пишется сб -, сг -, сд -, сж -, а не пишется зб -, зг -, зд -, зж -, за исключением слов: здесь, здание, здоровье и производных от них (где первая буква не является приставкой).
2. Приставки, оканчивающиеся на з, сохраняют з перед гласными и звонкими согласными и изменяют з на с перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ):
без — бес: бездомный, безродный, бессилие;
вз — вс: взлёт, взмах, вскрик, вспотеть;,
воз — вос: возомяять, возглас, восхождение;
из — ис: избрать, избитый, испечь;
низ — нис: низводить, низвергнуть, нисходить;
раз — рас: разбить, раскопать, распилить.
3. В словах с приставкой рас - перед чёт (чёл) пишется одно с, перед чит — два с:
рас (чёт): расчёт, расчётливый, расчёл; расc (чит): рассчитать, нерассчиталяый.
|
Правописание гласных.
1. Чередование о — а в следующих приставках (о пишется под ударением, а —без ударения):
рóз — раз: рóздал — раздáть, рóзыск — разыскáть, рóзыгрыш — разыгрáть;
рóс — рас: рóссыпь — рассыпáть, рóспуск — распускáть, рóспись — расписáть.
Замечание. В остальных случаях гласные о и а в приставках, независимо от ударения, пишутся одинаково.
2. Написание приставок пре - и при - зависит от их смыслового значения.
Приставка при - имеет значения:
приближения, соединения: приехать, прибить;
неполноты действия: привстать, приукрасить.
Приставка пре - имеет значения:
«очень», «больше»: пренеприятный,преимущество;
близкое к приставке «пере»: прервать (перервать).
Таблица примеров правописания приставок.
З - такой приставки в русском языке НЕТ( | ||
С - сгрести | ВЫ- вылететь | ПРО - прогнать |
В - втолкнуть | ОБ - обсчитать | НАД - надставить |
О - обежать | ОТ - отмерить | ПОД - подстроить |
ВО - вогнать | ДО - дорезать | ПОДО - подогнуть |
СО - собрать | ПО - порезать | ПЕРЕ - переставить |
ЗА - забить | ОБО - обогреть | и т. д. |
НА - надуть | ОТО - отозвать |
|
А вы знаете, что люди уже придумали слова:
Зонтораскрыватель, разумопробуждатель, бардакоразбиратель, которасчёсыватель, деторазвлекатель, посылкоразноситель, неудачеизбегатель, вирусообезоруживатель, чересстенысмотретель, нагорывзбегатель.
ВТОРОЙ УРОК.
А ТЕПЕРЬ - СЮРПРИЗ!
У ВАС ЕСТЬ УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НАСТОЯЩИМ ПИСАТЕЛЕМ. ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ
https://www.youtube.com/watch?v=HgL1GjdT0qg
Если вам понравилось общение с В. Кротовым, вы можете летом просмотреть цикл его секретов в проекте «АЛЫЕ ПАРУСА»
МЫПРОДОЛЖИМ НАШЕ ТВОРЧЕСТВО, МЫСОЗДАДИМ РАССКАЗ, ДА НЕ ПРОСТОЙ, А МОНОФОНННЫЙ!
Задание 6. Прочитайте текст
Монофо́н — краткий рассказ, все слова которого начинаются на один звук.
Упражнения с монофонами (чтение и написание) способствуют активизации дикции и произношения, расширяют словарный запас, формируют стиль говорящего, расширяют горизонты ораторского мастерства и способствуют становлению речи. Чаще всего в форме небольших монофонов пишутся скороговорки(вспомните материал прошлого урока).
Монофоны рекомендуется читать выразительно вслух. Максимальную пользу принесёт
составление собственного монофона на каждую букву алфавита.
Примеры:
Таня тёрла на тёрке тыкву у телевизора,
А Тамара тёрла тряпкой трюмо,
Только Тимур трескал торт "Тирамису"
|
Отделился однажды один особенный от общества. Обиженный окружающей обстановкой, отношением, он отрекся от общества. Отдельные особи окрестили обиженного одиночкой. Он обиделся. Обитание обессмыслилось.он обладал особенным обаянием: обзвонил обвиняющих, образумливал окружающих: общество обвинение отвергло, отогнало, обхаяло, обшикало. Он опечаленный, огорченный отношением, открестился от общества, оставшись одиноким. Обособился. Обогатился. Однажды отправился обозревать окрестности, океаны… Объелся, отравился, объявили операцию. Он огорчился, огляделся: один, один, опять один… особенный окаменел от одиночества, от однообразности, оглянулся,охнул, обмер… «отошел».
Задание 7. Создайте собственный монофон, например, о том, как прошёл для вас «дистанционный период» обучения. Или на любую другую тему.
Пришлите мне выполненные работы, с пометкой можно ли их опубликовать. Если вы мне разрешите, я охотно размещу их на своей странице. Не бойтесь, даже Пушкину не всегда всё удавалось!
Кстати, о Пушкине мы поговорим на уроке литературы.