Гримасы холдингообразования




Бизнес-единицы холдингов и их системы финансового управления очень чувствительны к особенностям холдингообразования.

Во-первых, можно выделить особенности именно вертикально-интегрированных групп компаний. Основная из них заключается в том, что в вертикальном холдинге, несмотря на то, что каждое его структурное подразделение напрямую влияет на общий финансовый результат, отследить в какой мере было оказано это влияние сложно.

Холдинг ведет свою работу по технологической цепочке «зерно — мука — хлеб». Поэтому результаты работы звена «зерно» формируют себестоимость для звена «мука», соответственно итоговый продукт звена «мука» — себестоимость сырья «хлеб» и т. д. Иногда очень трудно отследить причину и звено, в котором допущено неверное управленческое решение, притом что негативный результат налицо. И, несмотря на то, что весь холдинг работает в конкурентной среде, его составные части в большей или меньшей степени изолированы от нее: кто полностью (предприятия, поставщики и покупатели которых в основном из числа холдинга); кто частично (из числа холдинга только поставщики сырья, либо только покупатели). Изоляция от внешней среды влечет появление так называемых «внутренних цен» на «внутренние» продукты. Зачастую «внутренние» цены выполняют функцию перераспределения прибыли в группе с целью оптимизации налогообложения всего холдинга.

Поскольку входящие цены на сырье и отпускные цены на готовый продукт доводятся сверху, то зачастую задача структурного подразделения вертикального холдинга сводится к простой переработке полученного сырья. В связи с тем что и уменьшить, и увеличить прибыль в каждом звене холдинга можно управленческим решением: путем изменения цен на сырье или готовый продукт, то сложно оценить влияние самого предприятия на собственный финансовый результат. Получается, что итог работы всего холдинга известен, трудно объективно оценить влияние на общий результат работы каждого из его подразделений. В такой ситуации настроить мотивацию персонала очень сложно. В результате, система управления (в том числе и финансового) требует постоянной, так называемой «ручной» регулировки из корпоративного центра, что отнимает у персонала структурных единиц инициативу и самостоятельность в принятии многих (и зачастую мелких) решений.

Хотя это несколько субъективные проблемы, все же они оказывают влияние на общий процесс управления холдингом, а также оперативность и точность исполнения принятых управленческих (финансовых) решений. Согласитесь, что выполнить точно принятое сверху решение, при его неэффективности для твоего предприятия затруднительно. Поэтому иногда при исполнении решений, имеющих двойственную оценку со стороны «головного офиса» и структурной единицы, сталкиваешься с проблемой «испорченного телефона». Если образно, как у Райкина «… к пуговицам и рукавам претензий нет, а костюм не сидит».

Во-вторых, все управленческие системы зерноперерабатывающей группы компаний выстроены с учетом отраслевой специфики рынка зерна. А именно:

1. Обратный расчет себестоимости и норм списания сырья:

известен факт выхода продукта (хлеб) — имеем норму расхода —рассчитываем количество сырья, необходимого для списания (а не наоборот);

известны результаты произведенного количества муки за квартал — известны остатки муки в бункерах —рассчитываются фактические коэффициенты выхода муки из зерна (а не наоборот).

2. Быстрая оборачиваемость средств, а значит, высокая оперативность принятия решений.

3. Работа в рамках нескольких ежегодных циклов изменения цен, волн спроса и предложения, а также увеличения и спада конкуренции на рынках основных продуктов: зерно (после урожая — падение цены, до урожая — рост), хлеб (Новый год, Пасха — рост спроса; январь, апрель, летние месяцы — падение спроса); пик конкуренции на рынке хлеба после сбора урожая в связи с появлением на рынке хлеба мелких производителей из «серого зерна», собранного «из-под комбайна».

4. Прямая зависимость финансовых результатов от урожая и видов на урожай нового года.

И, наконец, в-третьих, этот бизнес непосредственно связан с хлебом. А обеспечение населения хлебом и цены на хлеб всегда были предметом политических спекуляций. Поэтому в этом бизнесе, в отличие от любого другого, помимо продавца и покупателя всегда присутствует третья сторона — государство. Почему-то политики продолжают считать, что дать людям дешевый хлеб — это почти накормить, а значит показать высшую степень заботы. Влияние и вмешательство государства в хлебный бизнес, устанавливая различного рода ограничения, постоянно ощущают не только хлебопеки, но и все, кто в той или иной мере имеет отношение к хлебу.

Вместо выводов

Процесс познания может идти как по модели дедукции, хорошо известной всем благодаря Артуру Конан Дойлю и его герою Шерлоку Холмсу, так и по модели индукции. Поэтому прошу рассматривать приведенный материал как пищу для размышлений и руководство к действию. Иногда путь от практики к теории приводит к лучшим результатам, чем попытки наложить на объективную реальность шаблоны теоретических обобщений.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.gaap.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: