Зачетный модуль 4 Государственный механизм и формы международных отношений
Содержательный модуль № 16. Государственный механизм в системе общественного воспроизводства. Государство и его экономические функции
План
16.1 Государственное регулирование экономики: сущность, формы и методы. Функции государства.
16.2 Основные модели государственного регулирования экономики.
16.3 Государственный бюджет. Налоги: сущность, функции и классификация.
16.1 Государственное регулирование экономики:
сущность, формы и методы. Функции государства
За долгие годы, развивая производственные отношения, человечество выработало «регулятор» развития народного хозяйства – это рынок. Рынок составляет основу хозяйственного механизма современных экономических систем.
Хозяйственный механизм – способ хозяйствования, совокупность инструментов, форм и методов функционирования и развития экономики.
Однако социально-экономические проблемы, возникающие в обществе, выходят за пределы возможностей рынка. Рынок не в состоянии решить ряд социально-экономических проблем:
- экономическое расслоение товаропроизводителей, поглощение сильными слабых приводит к утверждению экономической власти монополистов, а монополия разлагает рынок;
- рынок не способен предотвратить безработицу;
- рынок не способен осуществить крупные структурные сдвиги в масштабе страны, рассчитанные на длительный период;
- приводит к социальной дифференциации, значительному неравенству в доходах;
- не считается с разрушением окружающей среды, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
- не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т.д. и т.п.);
|
- не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;
- не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.
Рыночное общество характеризуется хаотичностью, неустойчивостью развития, сопровождается нарастанием социальной напряженности в обществе, ростом безработицы.
Названные изъяны рыночного механизма компенсирует государство через систему государственного регулирования экономики. Другими словами, государство призвано решить те задачи, которые не в состоянии решить рынок, а именно:
1) достижение социальной и экономической стабильности в обществе;
2) установление связи между общественными и частными интересами;
3) создание условий для обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на международных рынках;
4) удовлетворение потребностей общества в коллективных (общественных) благах;
5) обеспечение эффективной занятости;
6) обеспечение экономического роста.
Государственное регулирование экономики – комплекс форм и средств централизованного влияния на развитие экономических объектов и процессов для стабилизации экономической системы и ее расширенного воспроизводства.
Государственное регулирование, прежде всего, осуществляется по средствам проведения антициклической, региональной, инвестиционной, амортизационной, структурной, кредитно-денежной, бюджетно-финансовой, антиинфляционной, валютной, таможенной, ценовой, социальной, экологической и других форм экономической политики.
|
Основными формами государственного регулирования является планирование (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное), программирование (прежде всего с помощью составления целевых комплексных программ), и прогнозирование на национальном и международном уровнях. Высшая форма государственного регулирования – национальное демократическое экономическое планирование.
Выделяют следующие методы (средства) государственного регулирования экономики:
- административные методы регулирования – основываются на властно – распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование хозяйственных субъектов, т.е. предполагают прямое указание форм, способов, объемов экономической деятельности, обязательное исполнение. Это выражается в государственном контроле за экономической деятельностью предприятий; установлении нормативов, лимитов, финансовых санкций, штрафов, лицензировании и квотировании, установлении стандартов качества, льготном кредитовании, государственном инвестировании, установлении гарантированного минимума заработной платы, цель которого – обеспечение гражданам минимального уровня жизни; пособий по безработице; лицензировании экспорта; контроле над монопольными рынками; контроле над импортом (таможенной пошлиной); закрытии вредных производств; предварительной государственной экспертизе новых технологий на их экологическую безопасность; создании необходимой правовой базе для эффективного функционирования экономики;
|
- экономические методы регулирования основаны на использовании рыночных условий. Они непосредственно воздействуют на рыночную конъюнктуру и через неё – косвенно на производителей и потребителей товаров и услуг. Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Государство через определенную систему инструментов воздействует на экономическое поведение хозяйственных субъектов, направляя, стимулируя и ограничивая их деятельность. Цель экономического вмешательства государства в рыночную экономику – создание такой ситуации, когда- то, что выгодно государству – выгодно и экономическому субъекту. Экономические методы государственного регулирования экономики проявляются в бюджетной политике государства (регулирование государственных закупок, выпуск облигаций); в фискальной политике (регулирование налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц); в кредитно-денежной политике (регулирование учетной ставки процента, нормы банковских резервов, контроль за денежной массой);
- правовые методы регулирования осуществляются вследствие принятия и усовершенствования правовой базы.
Указанные методы регулирования конкретизируются в следующих функциях:
- обеспечение правовой базы и ее совершенствование, способствующее эффективному функционированию рыночной системы;
- защита конкуренции и ее стимулирования. Разработка «правил игры» для всех субъектов рынка и их соблюдение всеми;
- обеспечение социальной стабильности распределением и перераспределением доходов;
- обеспечение стабильности в экономике регулированием занятости, инфляции, колебаний рыночной конъюнктуры, а в целом – экономического роста;
- совершенствование структуры национальной экономики и т.д.
Все они в целом укладываются в рамки трех обобщающих функций государства: корректирующей, стабилизационной и распределительной (регулирование распределения и перераспределения).