Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсы страны. В тоже время госбюджет необходимо рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей.
Государственный бюджет – это централизованный общегосударственный фонд денежных средств, главный финансовый план государства.
Государственный бюджет является центральным звеном бюджетной системы страны, которая определяется и зависит от административно-территориального уклада, уровня социально-экономического развития.
Бюджетная система Украины состоит из двух уровней: государственного (центрального) и местных (областных, городских, районных, сельских, поселковых) бюджетов.
По своей структуре госбюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Источники доходов госбюджета:
1. налоги, взимаемые с физических и юридических лиц;
2. доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;
3. поступления во внебюджетные или в целевые фонды – для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономических проблем. Это фонды: пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог, переподготовки рабочей силы и т.д.
Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:
1) государственное управление;
2)оборону;
3) социально-экономические цели;
4)хозяйственную деятельность государства;
5)внешнеэкономическую деятельность.
Между доходами и расходами госбюджета должно существовать равенство (баланс). Если расходы равны доходам, это означает бездефицитность бюджета. Если доходы бюджета превышают расходы, имеет место профицит бюджета, если расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит.
|
Разницу между доходами и расходами называют бюджетным сальдо.
Проблема бюджетного дефицита – одна из основных макроэкономических проблем для большинства стран с рыночной экономикой. Бюджетный дефицит, его размеры и пути предотвращения являются объектом макроэкономического регулирования, необходимой составляющей монетарной политики.
Пути покрытия (финансирования) бюджетного дефицита:
- эмиссионный – осуществляется за счет дополнительной денежной эмиссии. Однако увеличение денежной массы в обращении, не подкрепленной соответствующим увеличением производства товаров и услуг (реального ВВП), приводит к повышению общего уровня цен, инфляции.
- неэмиссионный – за счет внутренних займов (государство занимает деньги внутри страны путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг. В результате возникает государственный внутренний долг) и за счет внешних займов (путем получения кредитов от иностранных государств, международных финансовых организаций и т.д. В результате возникает государственный внешний долг).
Безусловно, как доходная, так и расходная части бюджета представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. В то же время государственные расходы четко направляют страну, ее экономику в необходимое русло развития. И сбор налогов, и государственные расходы объединяются в так называемую дискреционную фискальную политику.
|
Дискреционная фискальная политика – это политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т.д.
Таким образом, фискальная политика государства означает формирование госбюджета через систему налогообложения, с одной стороны, и осуществление определенной экономической политики посредством распределения финансовых средств – с другой. Имеется в виду, что фискальная политика есть и политика налогообложения, и политика расходования собранных средств. В этих случаях проявляется корректирующая функция государства.
Налогообложение надо рассматривать с двух точек зрения: прогрессивности и эффективности его. Под последним понимается минимизация затрат, связанных с перераспределением ВВП, а именно это представляет собой налогообложение. Чем меньше государство несет расходов на сбор налогов и формирование госбюджета, тем эффективнее налоговая система.
Прогрессивность налоговой системы определяется тем, в какой степени сокращается неравенство распределения доходов после выплаты налогов.
Что же такое «налоги»?
Налоги – это обязательные (принудительные) платежи, которые вносятся в государственный (местный) бюджет юридическими и физическими лицами.
Субъекты налогообложения – это те, с кого взимаются налоги: юридические и физические собственники доходов (фирмы, собственники имущества, потребители товаров и услуг).
|
Объекты налогообложения – это то, с чего взимаются налоги: заработная плата, предпринимательская прибыль, доход с имущества (недвижимости), выручка от реализации и т.д.
Налоговая ставка (норма налогообложения) – законодательно установленный размер налога на единицу источника налогообложения. Это отношение изъятой части дохода к общей его сумме.
Зависимость между размером налоговой ставки и объемами налоговых поступлений в бюджет иллюстрирует кривая Лаффера (рис. 16.1)
Рис. 16.1 Кривая Лаффера
На графике, на оси ординат откладываем поступления (доходы) в госбюджет, на оси абсцисс – ставки налогов. Хорошо видно, что при определенном высоком уровне налогов предприниматели лишаются возможности эффективного накопления, расширения производства, а следовательно, и стимула делать это. Производство сокращается, сокращаются прибыли, и как следствие, сокращается база налогообложения, и доходы госбюджета уменьшаются.
Если же налоговые ставки сократить, то произойдет уменьшение доходов госбюджета только в кратковременном периоде. Но через 1-2 года из-за быстрого расширения базы налогообложения при тех же налоговых ставках доходы госбюджета быстро возрастут, а главное, они будут гарантированными и прогнозируемыми.
Роль налогов, как одного из главных инструментов макроэкономического регулирования, проявляется в их функциях:
1. фискальная – взимание части доходов юридических и физических лиц для формирования доходов бюджетов всех уровней;
2. регулирующая – оперируя налоговыми ставками, налоговыми льготами и санкциями, государство имеет возможность стимулировать или ограничивать деловую и инвестиционную активность, экономический рост, регулировать уровень инфляции и безработицы;
3. распределительная – аккумулируя в бюджетах налоговые поступления, государство перераспределяет их для финансирования бюджетных расходов.
Рассмотрим классификацию налогов (рис. 16.2).
Кроме налогов для юридических и физических лиц установлены обязательные платежи в фонды государственного социального страхования: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд социального страхования. Эти платежи осуществляются по установленным нормативам в процентах к Фонду оплаты труда предприятий и организаций и заработной платы их работников.
Указанные начисления на фонд оплаты труда фактически имеют налоговый характер. Предприятия относят их на себестоимость и цену товаров, работ, услуг, а через цены они перекладываются на потребителей.
Совокупность налогов, сборов и обязательных платежей, принципы и механизмы их взимания, состав и структура налоговых органов формируют налоговую систему страны.
Рис.16.2 Классификация налогов