Налоги: сущность, функции и классификация




 

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсы страны. В тоже время госбюджет необходимо рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей.

Государственный бюджет – это централизованный общегосударственный фонд денежных средств, главный финансовый план государства.

Государственный бюджет является центральным звеном бюджетной системы страны, которая определяется и зависит от административно-территориального уклада, уровня социально-экономического развития.

Бюджетная система Украины состоит из двух уровней: государственного (центрального) и местных (областных, городских, районных, сельских, поселковых) бюджетов.

По своей структуре госбюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Источники доходов госбюджета:

1. налоги, взимаемые с физических и юридических лиц;

2. доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;

3. поступления во внебюджетные или в целевые фонды – для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономических проблем. Это фонды: пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог, переподготовки рабочей силы и т.д.

Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:

1) государственное управление;

2)оборону;

3) социально-экономические цели;

4)хозяйственную деятельность государства;

5)внешнеэкономическую деятельность.

Между доходами и расходами госбюджета должно существовать равенство (баланс). Если расходы равны доходам, это означает бездефицитность бюджета. Если доходы бюджета превышают расходы, имеет место профицит бюджета, если расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит.

Разницу между доходами и расходами называют бюджетным сальдо.

Проблема бюджетного дефицита – одна из основных макроэкономических проблем для большинства стран с рыночной экономикой. Бюджетный дефицит, его размеры и пути предотвращения являются объектом макроэкономического регулирования, необходимой составляющей монетарной политики.

Пути покрытия (финансирования) бюджетного дефицита:

- эмиссионный – осуществляется за счет дополнительной денежной эмиссии. Однако увеличение денежной массы в обращении, не подкрепленной соответствующим увеличением производства товаров и услуг (реального ВВП), приводит к повышению общего уровня цен, инфляции.

- неэмиссионный – за счет внутренних займов (государство занимает деньги внутри страны путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг. В результате возникает государственный внутренний долг) и за счет внешних займов (путем получения кредитов от иностранных государств, международных финансовых организаций и т.д. В результате возникает государственный внешний долг).

Безусловно, как доходная, так и расходная части бюджета представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. В то же время государственные расходы четко направляют страну, ее экономику в необходимое русло развития. И сбор налогов, и государственные расходы объединяются в так называемую дискреционную фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – это политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т.д.

Таким образом, фискальная политика государства означает формирование госбюджета через систему налогообложения, с одной стороны, и осуществление определенной экономической политики посредством распределения финансовых средств – с другой. Имеется в виду, что фискальная политика есть и политика налогообложения, и политика расходования собранных средств. В этих случаях проявляется корректирующая функция государства.

Налогообложение надо рассматривать с двух точек зрения: прогрессивности и эффективности его. Под последним понимается минимизация затрат, связанных с перераспределением ВВП, а именно это представляет собой налогообложение. Чем меньше государство несет расходов на сбор налогов и формирование госбюджета, тем эффективнее налоговая система.

Прогрессивность налоговой системы определяется тем, в какой степени сокращается неравенство распределения доходов после выплаты налогов.

Что же такое «налоги»?

Налоги – это обязательные (принудительные) платежи, которые вносятся в государственный (местный) бюджет юридическими и физическими лицами.

Субъекты налогообложения – это те, с кого взимаются налоги: юридические и физические собственники доходов (фирмы, собственники имущества, потребители товаров и услуг).

Объекты налогообложения – это то, с чего взимаются налоги: заработная плата, предпринимательская прибыль, доход с имущества (недвижимости), выручка от реализации и т.д.

Налоговая ставка (норма налогообложения) – законодательно установленный размер налога на единицу источника налогообложения. Это отношение изъятой части дохода к общей его сумме.

Зависимость между размером налоговой ставки и объемами налоговых поступлений в бюджет иллюстрирует кривая Лаффера (рис. 16.1)

Рис. 16.1 Кривая Лаффера

 

На графике, на оси ординат откладываем поступления (доходы) в госбюджет, на оси абсцисс – ставки налогов. Хорошо видно, что при определенном высоком уровне налогов предприниматели лишаются возможности эффективного накопления, расширения производства, а следовательно, и стимула делать это. Производство сокращается, сокращаются прибыли, и как следствие, сокращается база налогообложения, и доходы госбюджета уменьшаются.

Если же налоговые ставки сократить, то произойдет уменьшение доходов госбюджета только в кратковременном периоде. Но через 1-2 года из-за быстрого расширения базы налогообложения при тех же налоговых ставках доходы госбюджета быстро возрастут, а главное, они будут гарантированными и прогнозируемыми.

Роль налогов, как одного из главных инструментов макроэкономического регулирования, проявляется в их функциях:

1. фискальная – взимание части доходов юридических и физических лиц для формирования доходов бюджетов всех уровней;

2. регулирующая – оперируя налоговыми ставками, налоговыми льготами и санкциями, государство имеет возможность стимулировать или ограничивать деловую и инвестиционную активность, экономический рост, регулировать уровень инфляции и безработицы;

3. распределительная – аккумулируя в бюджетах налоговые поступления, государство перераспределяет их для финансирования бюджетных расходов.

Рассмотрим классификацию налогов (рис. 16.2).

Кроме налогов для юридических и физических лиц установлены обязательные платежи в фонды государственного социального страхования: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд социального страхования. Эти платежи осуществляются по установленным нормативам в процентах к Фонду оплаты труда предприятий и организаций и заработной платы их работников.

Указанные начисления на фонд оплаты труда фактически имеют налоговый характер. Предприятия относят их на себестоимость и цену товаров, работ, услуг, а через цены они перекладываются на потребителей.

Совокупность налогов, сборов и обязательных платежей, принципы и механизмы их взимания, состав и структура налоговых органов формируют налоговую систему страны.

 

 


 

 

Рис.16.2 Классификация налогов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: